- Журнал "Экономический Вестник Узбекистана" - http://evu.uz -

Храм искусств

Posted By admin On 12.04.2019 @ 14:50 In Архив статей | No Comments

     Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои – один из самых посещаемых туристами объектов современной архитектуры Ташкента, потому что славится не только своими уникальными архитектурными формами, но и является театром-музеем, храмом искусств, в котором, наслаждаясь сценическим искусством, гости в антрактах с восхищением разглядывают уникальные творения рук самых лучших мастеров-резчиков страны, известных узбекских художников, украсивших фойе залов театра непревзойдёнными шедеврами декоративно-прикладного и изо­бразительного искусства.
     Государственный академический Большой театр им. А.Навои – ведущий центр музыкально-театральной культуры в Центральной Азии. История театра восходит к 1929 г., когда на базе национально-этнографического ансамбля М.Кари-Якубова был организован Узбекский Государственный Музыкальный театр. У истоков создания стояли выдающиеся деятели искусства Узбекистана – Тамара Ханум, Халима Насырова, Усто Алим Камилов, Мукаррам Тургунбаева, Карим Закиров, Мухтар Ашрафи, Толибжон Садыков, Юнус Раджаби и другие. В следующее десятилетие создаются первые национальные опера «Буран» и балет «Шахида». В 1939 г. театр получил статус Узбекского театра оперы и балета.
     Незаурядный талант первых узбекских артистов и музыкантов поз­волил в короткий срок обогатить репертуар театра лучшими произведениями мировой оперной и балетной классики. По решению правительства Республики Узбекистан в 1959 г. театру было присвоено звание «Академический», а в 1966 г. – «Большой».
     Здание театра – это жемчужина современной национальной архитектуры, которым заслуженно гордится наша республика. В 1933 г. был объявлен международный кон­курс на лучший проект оперно-балетного театра в Ташкенте, в котором победил проект выдающегося русского архитектора – академика Алексея Викторовича Щусева (1873–1949). Здание было решено возвести в цент­ре города, на том месте, где функ­ционировал один из старейших базаров Ташкента – Воскресенский. Строительство началось 1 сентября 1940 г., однако было прервано Второй мировой войной, строительные работы во­зоб­новились лишь в 1943 году. Тор­жественное открытие теат­ра состоялось в ноябре 1947 г., ставшего точкой отсчёта его жизни и славы.
     По решению правительства Рес­публики Узбекистан в 1948 г. театру было присвоено имя великого поэта-гуманиста Алишера Навои, поэтому интерьеры театра напоминают сказочные сюжеты из поэм А. Навои. Уникальной архитектурно-художественной достопримечательностью театра являются его шесть залов-кулуаров, оформление каждого из которых было посвящено областям республики, соответственно региональным школам развития народного декоративно-прикладного искусства (Ташкентской, Бухарской, Самаркандской, Ферганской, Хивинской, Термезской). Для оформ­ления залов были приглашены выдающиеся мастера: Усто Ташпулат Арсланкулов, Усто Ширин Мурадов, Усто Кули Джалилов, Усто Саид Ахмад Наркузиев, Усто Абдулла Болтаев и другие. Уникальны созданные ими орнаменты, выполненные в технике резьбы по ганчу, украшающие стены, а также по дереву, украшающие огромные внешние и внут­ренние двери ­театра.
     Стены фойе первого и второго этажей украшает монументальная живопись народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова (1912–1995). На изящно оформленных фресках-панно, по мотивам произведений А. Навои изображены восточные красавицы. Они, словно музы искусств, символизируют национальное народное творчество – поют, танцуют, играют на инструментах, декларируют поэтические рубаи. В этих росписях мастер использовал традиции среднеазиатс­кой миниатюры, приёмы которой творчески переосмыслены монументалистом и интерпретированы в собственной манере стилизованной декоративной живописи, с преобладанием гаммы нежных лазурно-голубых, зелёных и белых тонов. Интерьеры залов дополнены большими настенными пейзажами Узбекистана, выполненными известными художниками республики У.Тансыкбаевым, К.Чепраковым, М.Арининым. Зрительный зал украшен гипсовой орнаментальной лепкой, покрытой сусальным золотом и роскошной хрустальной люстрой, напоминающей гигантскую гроздь винограда.
     Феномен зодческого творения А.В.Щусева заключается в том, что в его архитектуре очень гармонично сочетаются приёмы классических европейских композиций с традициями восточного зодчества, что позволило ему, органично вписавшись в современную архитектурную среду, по праву получить бренд символа столицы Узбекистана – города Ташкент. Пролетают десятилетия, ХХ век сменился ХХI веком, который привносит много новых перемен в архитектурный облик столицы, но его главный театр остаётся одним из главных украшений Ташкента и короной искусств Узбекистана.

Article printed from Журнал "Экономический Вестник Узбекистана": http://evu.uz

URL to article: http://evu.uz/arhiv-statey/hram-iskusstv.html

Copyright © 2015 EVU. All rights reserved.