Рыночные механизмы

Теоретико-методологические аспекты управления качеством на общественном пассажирском транспорте

4/2017

     На современном этапе развития Республики Узбекистан одной из важнейших задач является соз­дание надёжно работающей, экономичной, безопасной и экологически чистой системы городского пассажирского транспорта, ориентированной на интересы граждан, предпринимателей, рынка и общества в целом. Для реформирования системы общественного транспорта необходимо не только регулирование функционирования транспортных предприятий, но и внедрение обоснованных методов управления качеством, а также средств оптимизации их организационной деятельности.
Серьезной причиной неудач многих программ и попыток оптимизировать работу городского пассажирского транспорта является слабое использование на практике современных методов стратегии и тактики управления качеством.
Модернизация экономики обуславливает применение новых подходов к управлению качеством пассажирских перевозок, ценообразованию, принципам и методам построения тарифов, позволяющих адаптировать политику приоритетов на пассажирском автомобильном транспорте к новым экономическим условиям.
Управление качеством является важным рыночным индикатором пропорциональности спроса и предложения на рынке услуг пассажирского транспорта и служит отправной точкой в планировании его деятельности.
Анализируя мировой опыт управления качеством услуг автотранспорт­ных предприятий, можно отметить, что все методики используют следующую систему показателей:
● время, затраченное пассажиром на поездку;
● коэффициент наполняемости подвижного состава;
● регулярность поездок;
● стоимость перемещения.
Однако следует отметить отсутствие единого подхода к решению проблем связанных с формированием систем качества автотранспорт­ных предприятий, определением не­обходимого уровня рентабельности, а также порядком возмещения убытков предприятий пассажирского автомобильного транспорта, не компенсируемых платой за проезд.
Многообразие существующих методов управления качеством обуславливает необходимость адаптации к условиям функционирования автомобильного транспорта, а также доработки с учётом условий конкретного региона.
Система управления качеством транспортных услуг характеризуется такими специфическими свойствами, как:
● способность взаимодействия с окружающей средой;
● наличие органа управления;
● управляемость системы;
● вариантность поведения;
● целенаправленное поведение системы, вызывающее необходимость координации движения материальных, финансовых, информационных потоков и потоков услуг;
● наличие информационных ком­муникаций как в самой системе, так и между системами и средой;
● наличие контуров обратных связей в каналах информации.
Система управления качеством городского пассажирского транспорта представляет собой структурированную экономическую систему, со­стоящую из совокупности предприя­тий и фирм, организующих потоки услуг, и управляющих ими в процессе осуществления пассажирских перевозок, а также сопутствующими им потоками информации и финансов.
Функционирование системы направлено на более полное удовлетворение спроса населения в перевозках общественным транспортом.
Потоки транспортных услуг распространяются в определённой среде, в которой существуют свои звенья транспортной системы, управленческие каналы, цепи и так далее.
Целесообразно выделить ряд свойств системы управления качеством городского транспорта.
1. Между элементами системы качества имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные свойства системы. Все элементы данной системы качества на макроуровне связаны между собой. Основой связи между перевозчиком и заказчиком служит договор на оказание перевозок. На мик­роуровне на каждом предприятии существуют свои внутрипроизводственные отношения.
2. Связи между элементами системы качества определённым образом упорядочены, то есть система качества имеет организацию.
3. Система качества городского транспорта обладает интегративными признаками, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность оказать нужную услугу необходимого качества, в нужное время, в нужном месте, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к условиям внешней среды (изменение спроса на услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т.п.).
Для практической реализации идеи комплексного управления движением транспортных потоков необходимо наличие рыночных отношений между всеми участниками системы и сформированная культура качества. Повышение культуры качества и эффективности работы компаний благотворно отражается на экономике страны.
Систему качества городского пассажирского транспорта отличает: системная организация транспортного обслуживания, потоковый характер процесса оказания услуг транспортным комплексом, территориальная ограниченность системы в рамках мегаполиса, подчинённость единой цели – наиболее полному удовлетворению спроса населения в перевозках городским транспортом.
Поэтому, к основным принципам управления качеством на транспортном предприятии в настоящее время можно отнести следующие:
● системный подход, который про­является в рассмотрении всех элементов системы городского транс­порта как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения еди­ной цели управления. Отличительной особенностью данного подхода является оптимизация функ­ционирования не отдельных элементов, а всей транспортной системы в целом. Качественный бизнес-процесс обеспечивает удовлетворение внутренних потребителей, что позволяет произвести в итоге качественный продукт или услугу;
● принцип тотальных затрат, а именно, учёт всей совокупности издержек на качество управления потоками транспортных услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей системе;
● принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в синтезируемой системе городского транспорта необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы для достижения глобального оптимума;
● принцип координации и интеграции подразумевает достижение согласованного интегрального участия всех звеньев системы городского транспорта в управлении транспортными потоками при реализации целевой функции достижения качества;
● принцип всеобщего управления качеством – обеспечение надёжности функционирования и высокого качества работы каждого элемента системы городского транспорта для обеспечения общего качества сервиса;
● принцип устойчивости и адаптивности. Транспортная система долж­на устойчиво работать при допустимых отклонениях параметров и факторов внешней среды. При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды транспорт­ная система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя программу функционирования, параметры и критерии оптимизации.
Одной из составляющих системы городских пассажирских перевозок являются финансовые потоки, особенно финансовые средства, направляемые транспортным предприятиям за оплату транспортной работы, бюджетные дотации и субсидии. Под финансовым потоком понимают нап­равленное движение финансовых средств, циркулирующих в транспорт­ной системе, а также между транспортной системой и внешней средой.
Применение системы управления качеством на транспортном предприятии призвано обеспечить повышение технической оснащённости пассажирского транспорта (в том числе современными информационными средствами и технологиями) и частоты движения, уменьшение максимальной наполняемости подвижного состава в «часы пик», что в конечном итоге должно привести к совершенствованию организации перевозок пассажиров.
Исследование теоретических аспектов управления и оценки качества услуг ГПТ позволяет сделать следующие выводы:
● в современных условиях качество приобретает социальную направленность, следовательно, предпочтительной будет следующее оп­ределение качества – это степень удовлетворения обусловленных или предполагаемых потребностей потребителя; это категория, определяющая образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития человека и общества;
● в связи с реализацией политики обеспечения социальных приоритетов и возрастающей роли сферы услуг в целом, а услуг ГПТ в частности, возрастают требования к организации управления в этой сфере. Критерием совершенствования уп­равления в сфере услуг является уровень удовлетворения многообразных потребностей людей в нужных им услугах;
● с целью сохранности целостности городской транспортной системы и поддержания соответствующего требованиям потребителей качества услуг ГПТ, необходимо осуществлять планирование, организацию, стимулирование, регулирование и контроль за всем пассажирским автотранспортом независимо от его формы собственности;
● изучение мировых тенденций показывает все более возрастающую роль инструментов всеобщего уп­равления качеством, таких как: критерии премий по качеству; методики самооценки фирм на соответствие этим критериям; методы оценки уровня конкурентоспособности пу­тём ориентации на лучшие достижения;
● существующие показатели оценки качества услуг ГПТ не полностью отражают степень удовлетворения потребностей пассажиров в перевозках и сложны в применении.
Таким образом, в настоящее время целью управления всех производителей является обеспечение качества продукции и услуг, как главных условий сохранения и приумножения клиентуры. Невозможно обеспечить качество перевозок, не удовлетворив всех участников транспортного процесса.
Реализация концепции управления качеством транспортных услуг на рынке пассажирских перевозок состоит в разработке и внедрении систем управления качеством, то есть систем синхронного управления потоками услуг (перевозки пассажиров), с сопутствующими им финансовыми и информационными потоками, основанными на принципах достижения эффективности и повышения качества жизни.
 
 
Лутфулла КАДЫРОВ,
соискатель

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.