Реформирование образования – залог устойчивого экономического роста

3/2016

     Навои, Беруни, Авиценна, Фараби, Бабур, Амир Темур… Этот список можно продолжать до бесконечности. Иной раз поражаешься тому, сколько великих умов подарила миру наша Родина. Ведь каж­дое имя несёт в себе целую историю, в которой запечатлён огромный вклад известных деятелей в развитие всего человечества.
     Человеческое развитие. Развитие отдельно взятого государства – ничто по сравнению с ним. Но, существуют такие страны, без которых невозможно представить прогресс всего общества. Именно к таким государствам и относится Узбекистан.
 
     С обретением независимости наша страна все свои силы направила на восстановление богатого культурного и интеллектуального наследия. Поставив в центр всех происходящих в республике преобразований человека, страна всё своё внимание направила на его гармоничное развитие и повышение уровня благосостояния, создание условий для реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения.
     Молодое независимое государство осознавало, что основным его богатством являются высокообразованные люди, и поэтому экономичес­кий рост связывало непосредственно с развитием образования. Ведь, помимо накопленных в результате труда материальных благ, а также природных ресурсов, национальное богатство включает в себя и накопленный научный, образовательный и культурный потенциал. А для поддержания экономического роста страны необходимы осуществляемые на постоянной основе государством и обществом меры по подготовке кадров и развитию научно-образовательного потенциала.
     Именно поэтому на начальном этапе своего развития Узбекистан решил пересмотреть и коренным образом реформировать систему образования. Начав с совершенствования структуры и внесения корректив в содержание системы образования, республика не пожалела ни сил, ни средств на дальнейшее её развитие.
     В первую очередь было обеспечено конституционное право каждого гражданина на образование, что нашло своё отражение в основном законе государства – Конституции Республики Узбекистан, ст. 41 которой гласит: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования». Далее важным шагом на этом пути стал принятый в 1992 году Закон Республики Узбекистан «Об образовании», который определил правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
     C 1997 года в стране на основе Международной концепции – обучение в течение всей жизни человека – была принята Национальная прог­рамма по подготовке кадров, фундаментом которой явилось непрерывное образование, а образующим компонентом – личность.
     Национальная программа по подготовке кадров, известная в мире под названием «узбекская модель образования», уникальна в своём роде и учитывает и прогрессивный мировой опыт, и национальные традиции, и специфику социально-политического устройства страны. Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров; создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ; воспитание граждан, ответственных перед обществом, государством и семьей.
     Непрерывность образования – важный принцип, введённый в Национальную программу по подготовке кадров. Он означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в девятилетней школе, а затем в академических лицеях и профессиональных колледжах. Далее – вузовское образование с двумя ступенями для бакалавров и магистров и послевузовское. Вместе с тем, непрерывность образования означает, что, приступив к трудовой деятельности, человек может продолжать учиться. Для этого создаются всевозможные формы пе­реобучения, повышения квалификации.
     Действительно, Узбекистан предпринял все необходимые меры для того, чтобы кардинальное реформирование сферы образования положительно сказалось на гармоничном развитии общества, устойчивом экономическом росте, а также повышении уровня жизни населения респуб­лики.
     Роль образования огромна в реализации теории человеческого капитала – принципиально нового взгляда на социальную функцию образования. Согласно наиболее распространённому определению, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека.
     Иными словами, Узбекистан оп­ределил для себя образование как одно из основных условий развития человека в частности и общества в целом. Именно это в дальнейшем и способствовало достижению высоких результатов в реформировании сферы образования страны.
     Всё это не могло не отразиться на деятельности преподавателей рес­публики. Своим мнением по этому поводу поделилась Рахимова ­Нигина Хайруллаевна, заведующая отделом аналитических исследований ­УзЦИОМ, д.э.н., преподаватель кафедры «Экономика труда и социо­логия» ТГЭУ:
«Вот уже несколько лет я преподаю студентам основы экономики труда. Мне посчастливилось на прак­тике ощутить все положительные аспекты проводимых реформ в сфере образования. Необходимо отметить, что, действительно, была проделана колоссальная работа в данном направлении. Во-первых, были введены государственные образовательные стандарты, созданы отвечающие времени и международным требованиям учебные планы, прог­раммы, учебники, методические по­собия, дидактические материалы. Во-вторых, в высшем образовании проводилась децентрализация и регионализация подготовки кадров, расширилась сеть образовательных учреждений, получило развитие университетское образование. Также важно и то, что со временем вошли в практику тестовые методы отбора абитуриентов и рейтинговая оценка качества знаний учащихся, осуществлялся переход высшей школы на двухуровневую систему. Развитие рынка труда предопределило более активное включение сфер науки и производства в процесс подготовки специалистов, в том числе и с участием зарубежных партнёров. Всё это, несомненно, положительно отразилось на развитии всей сферы образования, и это отмечают зарубежные специалисты».
     Вышесказанное подтверждает и тот факт, что в настоящее время ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12% от ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны (6–7 процентов).
     Помимо этого, мы сотрудничаем с ведущими вузами стран мира, в том числе с Московским государственным университетом, Российским государственным университетом нефти и газа им. Губкина, Российским экономическим университетом им. Плеханова, Вестминстерским университетом, Туринским политехническим институтом, Институтом Инха, Сингапурским институтом развития менеджмента.
     Это не только слова. У нас есть все основания гордиться успехами в сфере образования, которая, как уже отмечалось выше, является приоритетной в государственной политике Узбекистана, а коренное реформирование системы образования и подготовки кадров прежде всего направлено на рост интеллектуального потенциала и повышение могущества государства.
     Узбекистан не остановился на достигнутом. Реформирование в сфере образования продолжается, и в будущем наше государство намерено усилить внимание к дальнейшему совершенствованию данной сферы. В основе целенаправленных мер лежит подготовка высококвалифицированных специалистов, благодаря которым мы, безусловно, достигнем высокого экономического роста и благополучия нашего народа. Ибо, как отметил глава нашего государства: «Сегодня нет необходимости убеждать или доказывать кому-то, что только об­разованная, современно мыслящая интеллектуально развитая и профессионально подготовленная моло­дёжь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее страны».
 
Хилола САЛОЕВА,
корреспондент «ЭВУ»

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • Вышел в свет

    2/2019

    № 2/2019

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • Купить журнал

    PodpiskaПо вопросам приобретения журнала обращайтесь в отдел распространения и подписки редакции.

    Адрес:  г. Ташкент,
    ул. Ислама Каримова, 55.

    • Телефон:
    • (99897) 773-22-91.

    Также вы можете приобрести журнал в киосках города.

     

  • Подписка на журнал

    Подписка на журнал
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

    ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    chekIn г. Ташкент, ул. Ислама Каримова, 55.

    mailSmall info@evu.uz

    phone+99871 239-11-25, +99897 773-22-91.

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.