Инфраструктура туризма

23_Musaev

Транспортная инфраструктура как драйвер развития экономики регионов на западе Узбекистана

3/2017

     В стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017–2021 годах (далее Стратегия) предусмотрено проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной и социальной инфраструктуры, а также дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления.
     Учитывая географические особенности Республики Узбекистан, необходимо отметить особую роль транспортной инфраструктуры как фактора или драйвера экономичес­кого роста страны. Хорошей иллюстрацией этого факта является развитие сопряжённых отраслей экономики, происходящее в результате реализации стратегических инфраструктурных проектов, разработанных с учётом потребностей смежных отраслей экономики.
     Драйверы экономического рос­та – это совокупность сложных силовых механизмов, которые улавливают потенциальные первичный и вторичный рыночный спрос и катализируют импульсы, идущие от расширяющегося спроса, включая разрозненные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые и т.д.), в русло мощного движения, меняющего внутристрановую экономическую действительность.
     В этом качестве инфраструктурные отрасли выступают важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. А это означает: чем богаче, разнообразнее и лучше организована инфраструктурная отрасль того или иного регио­на, тем более она привлекательна для новых видов бизнеса, развитие которых обеспечит новые рабочие места, приток налогов в бюджет региона, а также повлечёт устойчивое улучшение качества жизни – главно­го показателя экономического роста региона.
     Современная экономика представляет собой систему хозяйствования, эффективное функционирование которой зависит от состояния её инфраструктуры. Происходит пос­тоянное расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает её роль в производственном процессе, организации различных видов бизнеса, в жизнедеятельности человека.
     В главе 3.2. Стратегии особо отмечено, что для достижения повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо дальнейшее углубление структурных преобразований, в том числе:
     ● обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в её структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства;
     ● дальнейшая модернизация и диверсификация промышленности путём перевода её на качественно новый уровень, прежде всего, опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих отрас­лей, производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов;
     ● ускоренное развитие индустрии туризма, усиление её роли и вклада в экономику, диверсификация и повышение качества туристских услуг, расширение туристской инфраструктуры.
     Эффективное и рациональное решение данных задач требует соответствующего подхода к реализации плана действий по развитию надлежащей транспортной инфраструктуры. Это особенно актуально для запада Узбекистана, который богат как историческими памятниками, так и природными ископаемыми ресурсами.
     Таким образом, в широком смыс­ле инфраструктура является неотъемлемой частью социально-экономической жизни страны и регионов. Развитие и совершенствование инфраструктуры – важный фактор формирования отраслевой, функциональной и территориальной структур административного района. Под воз­действием инфраструктуры формируется экономический, социальный, демографический и расселенческий облик территории.
     Транспортная инфраструктура имеет особое значение в жизнедеятельности любого государства, от её состояния во многом зависит развитие ключевых отраслей экономики и качество жизни населения. В последние годы в стране построены современные транспортные коммуникации с качественным дорожным полотном, высокой пропускной способностью и благоустроенной инфраструктурой. Необходимо и дальше разрабатывать и реализовывать специальные программы строительства новых и модернизации существующих транспортных коммуникаций, повышая их логистический потенциал и расширяя ёмкость инфраструктуры.
     В феврале 2017 года Президентом страны был подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством». Согласно этому документу, формируется система содержания действующей и формирования новой инфраструктуры автомобильных дорог. Помимо этого, реализуются стратегические проекты, направленные на расширение высокоскоростной железнодорожной сети и путей воздушного сообщения республики, обеспечивающих её интеграцию в мировые транспортные коридоры.
     В этой связи усиливается актуальность развития транспортной сферы страны, то есть рационализация транс­портно-экономических связей административных районов, которые, несомненно, окажут влияние на ускорение социально-экономичес­кого развития республики.
     Наша республика входит в список 44 государств мира, которые не имеют прямого выхода к морю, в связи с чем в стране обращают особое внимание на развитие всех видов транспортной системы: и железнодорожного, и автомобильного, и воздушного.
     За годы независимости, в результате осуществления определённых мер, значительно выросли объёмы промышленного производства, об­ра­зованы населённые пункты, появились новые производства. Повышается доля частного бизнеса во всех сферах экономики. За счёт создания условий для развития исторического, экологического и гастрономического туризма в республике расширяется туристская инфраструк­тура.
     Целенаправленное решение актуальных на сегодняшний день задач по дальнейшему развитию транспорт­ной отрасли и рационализации внут­рирайонных и межрайонных связей способствует повышению степени комплексности хозяйства, экономической и технологической взаимо­связанности, развитости внутрирайонного разделения труда. Действительно, транспортная система является неотъемлемой частью народно­го хо­зяйства, ос­новной составляющей общественного производства. Значимость правильного решения эко­номических проблем развития транспортной системы особенно воз­росла в современных условиях, когда во всём народном хозяйстве резко повысилась роль интенсивных факторов общественного развития.
     Научное понимание зависимости производства и транспортной системы позволяет правильно определить транспортно-экономические связи, объёмы и направления перевозок грузов и пассажиров, наметить эффективные меры для рационализации перевозок и сокращения транспортных издержек.
     В настоящее время в межрайонном обороте большая часть принадлежит железнодорожному транспорту, а остальное – автомобильному. Значение транспортной сферы можно охарактеризовать по той доле, которую они имеют в грузоперевозках. В частности, на 100 км территории северо-западного региона на се­годняшний день имеется около пяти км железнодорожных путей. Сравнительно низкая обеспеченность региона железными дорогами (более чем в 2 раза меньше по сравнению со средним показателем по Респуб­лике Узбекистан – свыше 10,6 км) повлияла на рост ряда производственных показателей. Предположительно, это отрицательно сказывается на эффективности транспортно-экономических связей северо-западного Узбекистана в целом и, в частности, Рес­публики Каракалпакстан.
     За годы независимости регион был присоединён к железнодорожной сети республики посредством строительства железной дороги Нукус–Султан Вайс–Учкудук–Навои. Это способствовало развитию производительных сил региона, и самое главное, в зоне Султан Вайс начала развиваться промышленность на основе использования природных ресурсов этой уникальной кладовой природных богатств – низовья Амударьи. Сегодня одной из важнейших задач, которую призвано решить развитие транспортной системы, является расширение экономических связей административных районов низовья Амударьи с развитыми районами Узбекистана, а также с определёнными территориями Центральной Азии. Это обеспечит: срочность и регулярность доставки; возможность организации современных видов доставки «от двери до двери»; большую сохранность грузов; рост экономичности при перевозке народнохозяйственных грузов и углубление производственной специализации и интенсификации отраслей экономики.
     В настоящее время реализуется проект строительства железнодорожного участка Бухара–Мискин–Хива с последующей электрификацией. После завершения проекта время пути из Ташкента до Хивы – туристического центра западного Узбекистана – сократится более чем в 2 раза. Помимо этого, ещё больше возрастёт туристический потенциал Хорезмской области и Республики Каракалпакстан. Это также окажет колоссальный эффект в повышении мобильности и социальной интеграции населения, что немаловажно для экономического роста регионов.
     Таким образом, мы видим, что эф­фективное функционирование транспортной инфраструктуры играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики в целом. От со­стояния и качества работы транспортной инфраструктуры зависят перспективы дальнейшего социально-экономического развития.
     Считаем, что для развития транс­портной производственной инфраструктуры с целью обеспечения даль­нейшего социально-экономического роста в стране необходимо:
     ● ускоренное обновление основных фондов транспортной инфраструктуры;
     ● выявление и преодоление технического и технологического отставания;
     ● снижение территориальных дис­пропорций в развитии транспорт­ной инфраструктуры, улучшение транспортной обеспеченности регионов и увеличение пропускных способностей;
     ● создание условий для роста объёмов транзитных грузовых перевозок;
     ● привлечение достаточного объ­ёма инвестиционных ресурсов.
     В дальнейшем необходимо разработать и реализовать стратегию развития транспортной производственной инфраструктуры в Узбекистане, которая обеспечит решение за­дачи эффективной реализации уни­­кального географического потенциа­ла страны на базе комплексного развития всех видов транспорта. Актуальность прогнозирования при определении путей решения задач разви­тия транспортной инфраструктуры в Узбекистане предопределена необходимостью обеспечения опережающего развития транспортной сети как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов.
 
 
Шохимардон МУСАЕВ,
специалист АБР

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • Вышел в свет

    Вышел в свет

    5-6/2017

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • Купить журнал

    PodpiskaПо вопросам приобретения журнала обращайтесь в отдел распространения и подписки редакции.

    Адрес:  г. Ташкент,
    пр. Ислама Каримова, 55.

    • Телефоны:
    • (99871) 259-20-79, (99890) 987-96-66.

    Также вы можете приобрести журнал в киосках города.

     

  • Подписка на журнал

    Подписка на журнал
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

    ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    chekIn г. Ташкент, пр. Узбекистанский, 55

    mailSmall info@evu.uz

    phone239-11-25, 259-22-26

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.