Экология

Развивая экосистему столицы

6/2019

     Урбанизация городов, деятельность расположенных в черте города промышленных зон и предприятий, большое количество уличного транспорта оказывают в совокупности значительную нагрузку на городскую экосистему. Поэтому горожан чаще всего волнуют вопросы её сохранения и благо­устройства, очистки городских каналов и рек, утилизации как промышленных, так и бытовых отходов. Для городских властей они также являются насущной, первостепенной задачей. О том, как решаются эти проблемы городскими властями, изложено в данной статье.
 
     Учитывая важность защиты экологии, создано Управление по экологии и охране ок­ружающей среды, основными задачами и направлениями деятельности которого являются: осуществление государственного эколо­гического контроля за соблюдением законодательства в области использования и охраны природы, создание необходимых условий для её сохранения и многие другие аспекты.
     Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв города проводится в рамках программы, разработанной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2016 г. «Об утверж­дении программы мониторинга ок­ружающей природной среды в Рес­публике Узбекистан на 2016–2020 гг.», который осуществляется сотрудниками управления ежеквартально, и хокимият города контролирует эти процессы с целью недопущения превышения установленных предельных норм загрязнения атмосферы воздуха. Кроме того, ведётся постоянный поиск эффективных методов по улучшению экологической ситуации города.
     Водные ресурсы играют большую роль в сохранении чистоты атмосферного воздуха города. У каж­дой столицы, крупных городов мировых держав имеется своя главная река, дающая жителям вместе с водой красоту и имеющая практичес­кое применение. Нашу столицу украшают река Чирчик, 92 больших и малых канала, из которых основными являются 17 (Бозсу, Кичирик, Анхор, Салар, Бурджар и др.), межрайонных каналов – 21, малых ирригационных сетей – 46 и 8 коллекторов, а также почти каждая улица имеет многочис­ленные арыки. Общая длина наших городских водных артерий составляет 337,992 км. Экологическое благополучие столицы и здоровье населения во многом зависят от состояния каналов и рек, которые являются неотъемлемой частью эстетики города, уникальными природными источниками увлажнения и чис­тоты воздуха, обеспечивая город необходимым, особенно в летнее сухое время года, микроклиматом. Поэтому в числе важнейших задач хокимията – работы по укреплению и облагораживанию берегов каналов и речек, их очистке, сохранению в них необходимого уровня воды, а также борьба с нарушителями, загрязняющими воды и берега каналов. Так, в результате организованных государственными инспекторами Управления экологии и окружающей среды г. Ташкента рейдовых проверок и решительных действий было выявлено 547 случаев нарушения чистоты вдоль берегов каналов и реки Чирчик и наложен штраф на сумму 135,55 млн сумов.
     Совместно с сотрудниками Уп­равления эксплуатации и благоуст­ройства прилегающих территорий ташкентских городских каналов был проведен ряд работ по очищению каналов от различных видов отходов и вывезено 17,1 тыс. куб. м мусора, благоустроены 341,8 тыс. п/м берегов. Также совместно с промышленными предприятиями, находящимися на правом берегу реки Чирчик проведены работы по очищению от различных видов отходов и благо­устройству прилегающих территорий общей площадью более 90 тыс. кв. метров.
     Атмосферный воздух. В настоящее время в Ташкенте функционируют 12 стационарных постов Узгид­ромета, которые круглосуточно производят отбор проб атмосферного воздуха. По данным метеорологов индекс загрязнённости атмосферы по пяти основным веществам в столице не превышает 3,6, что соответствует показателю низкого уровня загрязнения. Главным фактором загрязнения городской экосистемы является, конечно, транспорт, доля которого в общих выбросах по г. Ташкенту составляет более 95 процентов. Если от промышленного предприятия загрязняются близлежащая к нему территория и воздух, то выбросы от транспорта в силу его подвижности вездесущи и всепроницаемы. В них содержится более 200 вредных веществ, которые отрицательно влияют на здоровье жителей. Неисправности работы двигателя увеличивают выбросы загрязняющих веществ.
     В период с 1995 по 2019 гг. количество автомобилей в Ташкенте возросло более чем в 3 раза, естественно, возрос и расход потребляемого топлива, что привело к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако активно проводимые столичным хокимиятом совместно с различными организациями плановые мероприятия по снижению выбросов от автотранс­порта позволяют добиваться тенденции их снижения, принося позитивные результаты. Так, если в 1996 г. количество автомобилей, превышающих нормы токсичности отработавших газов составляло 25–27%, то проведенные в т. г. акции «Чистый воздух» показали, что в г. Ташкенте на сегодняшний день зафиксировано лишь около 6% автомобилей с повышенной токсичностью и дымностью отработавших газов. Они проводились в столице в период с 10 апреля по 10 мая и с 10 сентября по 10 октября 2019 г. с целью проверки на автомагистралях города передвижного транспорта на наличие токсичности и дымности отработавших газов. Эти мероприятия проводятся в столице ежегодно с целью снижения загрязнения окружающей среды выбросами от автотранспорта, и приносят положительные результаты, т.к. позволяют анализировать ситуацию по данной проблеме и регулировать механизмы её решения. Поэтому ситуация на контроле. Также, если в 1991 г. выб­росы от пассажирского транспорта по г. Ташкенту составляли 393 тыс.т, а выбросы в среднем на 1 автомобиль составляли 2,62 т в год, то в настоящий момент они составляют соответственно 395 тыс. т и 0,88 т в год. Цифры указывают на очень незначительный коэффициент повышения выбросов (почти за 30 лет) от пассажирского транспорта и значительное их уменьшение от личного автотранспорта горожан. Планомерное снижение выбросов достигается прежде всего за счёт проведения экологического мониторинга, интенсивного расширения системы подземных переходов и подземного транспорта (новые линии метрополитена), значительно разгружающих наземный транспорт, а также строительства новых мостов и путепроводов, регулирования потоков транспорта, улучшения качества дорожного покрытия и, конечно же, введения в эксплуатацию инновационных современных автобусов, грузовых и личных автомобилей. Так, в IV квартале 2019 г. парк пассажирского транспорта пополнился 190 автобусами и в I квартале 2020 г. дополнится ещё 160 автобусами, соответствующими классам ЕВРО-3, ЕВРО-4 и ЕВРО-5, выбросы которых в 10 раз ниже по сравнению со старыми дизельными, что полностью исключает возможность их задымления и загрязнения окружающей среды, т.к. они работают на сжатом газе. В связи с этим планируется списание дизельных автобусов. На очереди ещё одна новинка – электромобили, электрокары и электророллеры. Сейчас проходит испытание электроавтобус белорусского производства и, возможно, электротранспорт также скоро получит постоянную прописку в нашем городе.
     Проводится большая просветительская работа в средствах массовой информации с водителями о причинах, влияющих на количество выбросов: оптимальные режимы эксплуатации, быстрый разгон, торможение и нерасчётливое прохождение перекрёстков и др. факторы. В газете «Вечерний Ташкент» имеется рубрика, в рамках которой постоянно публикуются статьи по природоохранной тематике. Постоянный контроль, мониторинговые операции и др. меры позволяют хокимияту совместно с Управлением по экологии и охране окружающей среды г. Ташкента добиваться положительных результатов.
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.