(Русский) Золотой пояс Шёлкового пути

1/2019

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Узбекистан – край древней культуры и уникальных исторических ценностей, ставших достоянием мировой цивилизации. На его территории около 20 древних городов, из которых пять насчитывают тысячелетия своего развития – Ташкент, Самарканд, Шахрисабз, Бухара, Хива – это золотой пояс Узбекистана, гордость и богатство нашей страны. В давние времена они входили в состав крупных государственных образований, каждая эпоха правления которых оставила свой культурно-исторический пласт, сформировав в течение тысячелетий целостное единое прост­ранство с самобытным национальным колоритом и менталитетом, в котором органично взаимо­увязаны культура, наука, искусство и духовно-религиозные ценности народа, восхищая мир шедеврами зодчества, достижениями в науках, литературе и медицине, произведениями народного творчества и раритетными, ручной работы предметами повседневного быта.
 
 
ВРАТА В ДРЕВНЮЮ ИСТОРИЮ ВОСТОКА
     Наш путеводно-исторический очерк начинается с Ташкента, столицы Узбекистана, города двадцати пяти столетий, открывающегося для гостей также гостеприимно, как и в древние времена, когда на заре каждого дня открывались его огромные 12 ворот, окружавшие город с разных сторон вместе с защитными укреп­лениями, впуская усталых путников и торговые караваны, пришедшие из далёких стран по дорогам Шёлкового пути. До сих пор одна из улиц старой части города, где стояли Самаркандские ворота, сохранила своё древнее название – Самарканд-Дарвоза, что в переводе на русский язык означает «Самаркандские ворота».
     Многие туристы и гости столицы, даже местные жители, проезжая или прогуливаясь по улицам столицы, порой недоумевают, разглядывая разбросанные в разных частях города странные холмы, возвышающиеся среди современных жилых массивов, – почему их не сносят, ведь они портят внешний облик улиц и проспектов? Да, их когда-то пытались разгрести и разровнять, но когда начали копать, то наткнулись на погребённые под землёй остатки древних поселений, и на этих холмах начались археологические раскопки. Сенсационные находки исследователей показали, что люди селились в этих местах аж с эпох палеолита, мезолита и бронзы, раскрыв истинный возраст нашей столицы. С течением времени эти селения разрастались, и их окраины, соприкасаясь, объединялись, сформировавшись в единый город – Шаш (Чач). Полностью город сформировался в V–VI веках. Почти каждый большой холм как в пределах города, так и на его окраинах – это законсервированное пластами земли древнее городище – тепа, которые, объединившись, и стали основоположниками Ташкента. Самые известные тепа города – Ак-тепе Чиланзар, Ак-тепе Юнусабад, Ак-тепе Чагатай, Ак-тепе Сагбан, Шаш­тепа, Чаштепа, Шахнишинтепа, Фазылтепа, Тешиккуприктепа, Таукаттепа, Мингурик и др., многие из которых ещё не до конца изучены. А сколько ещё неизведанных холмов хранит наша земля, которых не коснулись лопаты археологов, и ждут своего часа, чтобы открыть нам очередную тайну своего происхождения…
     Важной частью древнего города было поселение Мингурик, что в переводе на русский язык означает «тысяча урючин», – райский уголок, действительно утопавший в гуще урюковых садов, остатки которого ещё можно увидеть на холме среди зданий жилого микрорайона на берегу реки Салар. С городищем связано множество красивых преданий и легенд, в которых упоминался один из древнейших мифологических персонажей – грозный туранский царь Афросиёб. Это красивое имя часто встречается и сейчас, – им называют шёлковую ткань, современные декоративные покрытия, его имя украшает рестораны, магазины, модные бутики и салоны, даже высокоскоростной поезд, доставляющий турис­тов из столицы в Самарканд. Однако в VIII в. город был разрушен, здесь бушевал пожар, и люди в поисках нового места обосновались на пустыре в районе Бозсуйской оросительной системы, где уже существовали четыре небольших селения. Обжившись с местными жителями переселенцы интенсивно стали осваивать территорию, которая впоследствии стала центром Шашского владения, получившим имя Бинкет, а с ХI в. появилось его современное название – Ташкент.
     Благоприятные климатические условия, плодородная почва, наличие сети полноводных арыков (каналов), хаузов (водоёмов) давали возможность жителям заниматься земледелием, а глина, которой изо­биловала местная земля, позволяла быстро возводить из неё глинобитные дома и развивать гончарное ремесло. Выгодное географическое положение на перекрёстке международных караванных путей также давало большие преимущества Ташкенту для его роста и процветания. До сих пор в городе кое-где сохранились старые улицы, по которым со всех ворот города шли караваны, гружёные товарами, и стекались к главной улице, которая сейчас называется Навои, соединявшей караваны из Самаркандских и Кокандских ворот, площади Урда и Хадра и подводившей путников к торговым рядам одного из крупнейших базаров Старого города – Чорсу. Здесь в древние времена бойко шла торговля, в тесных рядах мазанок жили и работали мастера-кустари, изготавливая и продавая предметы быта, в караван-сараях люди останавливались на ночлег, в многочисленных ошхонах и чайханах они отдыхали и подкреп­ляли свои силы. Чорсу-Шейхантаур был не только центром торговли, отдыха, ремесленных мастерских, но и духовной культуры и образования благодаря мастерам-зодчим, возд­вигшим здесь мечети и мавзолеи, мусульманские учебные заведения – медресе, одно из которых, построенное в XVI в. визирем ташкентского хана Кулбабом Кукель­дашем, просла­вившимся в своё время меценатством и сочинением стихов, стало визитной карточкой Старого города. Рядом, между площадями Чорсу, Эски Джува и Хадра находится Джума-мечеть, фундамент которой был заложен более 1000 лет назад.
     На этой территории сосредоточены основные памятники средневековой архитектуры, сохранившиеся до наших дней. Ещё в XIV в. здесь появилось захоронение святого шейха Ховенди ат-Тахура, последователя Ахмада Яссави, над которым по приказу Амира Темура был возведён скромный мавзолей. Рядом – мавзолей ХV в. необычной пирамидальной формы, в котором покоится Тимуридский царевич Калдыргач-бий, прославившийся своей справедливостью при управлении Ташкентским уделом. Ещё один Ташкентский правитель ХV в. удостоился чести обрести покой под сводами мавзолея – Юнус-хан, внук которого Захириддин Бабур стал основателем династии Великих Моголов в Индии (ХV–ХVI века). На древней площади Старого города также находится ансамбль Хазрети имам – святое место, куда стекаются тысячи паломников и путешественников, чтобы почтить память одного из просвещённых деятелей средневековья, богослова и поэта имама Абу Бакра Мухаммада ал-Каффаль аш-Шоши. Ансамбль состоит из мавзолея и медресе Барак-хана (ХVI век). Основой комплекса послужило величественное здание мавзолея Суюнидж-хана, который был первым правителем узбекской династии Шейбанидов в Ташкенте, приходился внуком Улугбеку и праправнуком Темуру. Став правителем Ташкента, он привлёк к своему двору учёных и поэтов, среди которых был известный гератский поэт Зайнаддин Васифи, воспевший в своих стихах Ташкент и его красоты: «…Послушай описание царства Ташкента… Всякий, поселившийся в этой стране, больше не вспомнит о рае…». Но это только часть памятников средневекового зодчества, – многие пострадали из-за повреждений, которым подвергались от нашествий, порою они становились жертвами природных катаклизмов. Но свободолюбивый и трудолюбивый народ, свергая захватчиков, вновь отстраивал дома, восстанавливал дороги и свои святыни.
     В ХIХ в. Туркестанский край был присоединён к Российской империи, и Ташкент стал заселяться приезжавшими сюда русскими деятелями культуры и искусства, чиновниками и дворянами, чьи помпезные особняки, декорированные ажурными лепными элементами, с колоннами, балконами и огромными арочными проёмами для выезда и въезда конных экипажей, наибольшая часть которых сконцентрирована на улице Навои, до сих пор украшают столицу Узбекистана. Особо привлекает внимание причудливый маленький дворец великого русского князя Н.К.Романова, построенный в 1883 г. в стиле охотничьего замка, картины которого, будучи замурованными в стенах дворца, были извлечены из каменного плена и размещены в залах Ташкентского государственного музея искусств. В ХХ в. продолжались активные градостроительные работы, яркими представителями которых явились такие архитектурные шедевры советской эпохи как Государственный академический Большой театр оперы и балета им. А. Навои (1947 г.), здание Молодёжного театра Узбекистана и Государственного музея литературы им. А. Навои (1930 г.), различные дворцы культуры (обувщиков, железнодорожников, текстильщиков и др.), здания кинотеатров, музеев, театров, концертных залов, высших учебных заведений, вокзалов, гостиниц, административных и лечебно-медицинских учреж­дений и другие, многие из которых, а также Телевизионная башня и Мет­рополитен, вошли в золотой фонд современного градостроительства Узбекистана как памятники советс­кой эпохи.
 
СОКРОВИЩНИЦА МАВЕРАННАХРА
     Ташкент с Самаркандом ежедневно связывают авиационные, железнодорожные и авторейсы. Вы можете выбрать любой из них, однако, если хотите в дороге лучше увидеть природу нашей страны и встречающиеся во время поездки памятники седой старины, почувствовать себя путником древнейшего караванного пути, то придётся выбрать более длительный, но очень интересный авто­магистральный маршрут. Путешест­вуя в течение нескольких часов вы встретите памятники среднеазиатс­кого зодчества, руины древних городищ, пути средневековых караванов, кропотливо восстановленные археологами и реставраторами. Например, отъехав от святого места Зангиота, вскоре возникнет огромный холм Югонтепа, в недрах которого спит Данфеганкет – «Город большого храма», остатки которого свидетельствуют о двухтысячелетней истории этого поселения. Проезжая далее Янгиюль, необозримые поля хлопчатника, фруктовые сады и виноградники, снова встречаем древнее городище Чиначкет, расположенное на окраине посёлка Чиназ. Здесь был найден клад серебряных монет весом более 12 кг, в числе которых самаркандские дирхемы и монеты, чеканившиеся в государстве булгар на Волге, а значит, это было не глухое место, а весьма оживлённая торговыми и деловыми связями территория. Пересекая за Чиназом Сырдарью, одну из крупнейших рек страны (2212 км), взорам туристов открываются просторы Голодной степи, с которой связано множество преданий, самым известным из которых является легенда о красавице Ширин и богатыре Фархаде, стремившемся пробить скалы и направить сюда сырдарьинские воды. И только во второй половине ХХ в. удалось обводнить и освоить безжизненные степные массивы, превратив в цветущие сады, хлопковые и бахчёвые поля.
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.