- O‘zbekiston iqtisodiy axborotnomasi - https://evu.uz/uz -

(Русский) Суверенный рейтинг – оценка кредитоспособности

Posted By vestnik1919_is0g0ljt On 19.12.2018 @ 18:09 In Интервью | No Comments

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha [1]”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Банковский сектор Узбекистана который год демонстрирует динамичное развитие. Fitch Ratings – международное рейтинговое агентство, входящее в «большую тройку» – в текущем году сохранило стабильный прогноз по банковскому сектору в Узбекистане. Этому способствует более благоприятный экономический фон и шаги по снижению давления на качество активов, вызванного рецессиями и девальвацией валюты в последние годы. Fitch Ratings в своем новом отчёте отмечает, что в среднесрочной перспективе рост банковского сектора Узбекистана будет поддерживаться государственными инвестициями в экономику. Финансовые показатели сектора будут в значительной степени зависеть от государственных банков ввиду их значительной доли на рынке и роли в проводимой политике. 
Предлагаем вашему вниманию ответы специалистов и аналитиков Fitch Ratings на ряд подготовленных Редакцией журнала вопросов.
 
     Александр Данилов, старший директор и Константин Алексеенко, младший директор банковской аналитической команды
 – С какими банками и страховыми компаниями Республи­ки Узбекистан работает ваше агентство?
– В Узбекистане мы сотрудничаем с семью банками, четыре из которых являются государственными («Узпромстройбанк», «Банк Асака», «Агробанк» и «Микрокредитбанк»), остальные три банка – частные («Ипак Йули», «Трастбанк» и «Универсалбанк»). Все четыре государственных банка имеют долгосрочные Рейтинги Дефолта Эмитента (РДЭ) на уровне «B+», 2 частных коммерческих банка («Ипак Йули» и «Трастбанк») имеют долгосрочный РДЭ на уровне «B» и частный банк «Универсал банк» имеет долгосрочный РДЭ на уровне «B-». Прогноз по всем рейтингам – Стабильный.
Также мы сотрудничаем со страховой компанией «Кафолат», работающей в сегменте страхования государственной собственности, рейтинг которой по параметру финансовой устойчивости страховщика находится на уровне «B+», прогноз Стабильный.
 – Какую методологию ис­пользует Fitch Ratings для присвоения кредитного рейтинга коммерческих банков?
– Наше агентство использует собственную Методологию Рейтингования Банков с учётом качественных факторов, таких как: операционная среда, доля рынка, бизнес-модель, риск-менеджмент, качество управления, стратегия, а также количественных показателей: уровень проблемных активов, прибыльность, капитализация, ликвидность и др. Большую роль играет также оценка потенциальной поддержки банков со стороны акционеров или государства. Последняя версия нашей Методологии была опубликована совсем недавно, 12 октября 2018 г., и находится на нашем сайте в свободном доступе, где все интересующиеся могут с ней ознакомиться.
– Есть такие понятия, как краткосрочный и долгосрочный рейтинг, в чем их отличие?
– Долгосрочный рейтинг дефол­та эмитента (РДЭ) отражает мнение агентства относительно вероятности наступления дефолта эмитента в долгосрочной перспективе – более 13 ме­сяцев. Краткосрочный же РДЭ отражает мнение агентства относительно вероятности дефолта на горизонте до 13 месяцев. Оба РДЭ зависят от оценки индивидуальной кредитоспособности банка, а также возможной поддержки со стороны акционеров или государства.
– Как вы оцениваете влияние рейтингов на инвестиционную привлекательность банков, их кон­курентоспособные возможности?
– Банки с более высокими рейтингами пользуются большим доверием со стороны кредиторов. Чем выше уровень рейтинга, тем легче и дешевле им привлекать финансирование, позволяя осуществлять кредитование по более низким ставкам. Наличие у банка рейтинга также может облегчить привлечение инвестиций в его акционерный капитал.
– Как скажется повышение рейтинга ключевых банков Узбекистана на поэтапной модернизации банковско-финансовой системы, а также на совершенствовании инвестиционного климата и деловой среды в стране?
– Пока прогноз по рейтингам всех рейтингуемых нами банков рес­публики стабильный, т.е. в средне­срочной перспективе мы не ожидаем их изменения ни в ту, ни в другую сторону. В более долгосрочной перспективе повышение рейтингов возможно, но этому должно предшествовать улучшение операционной среды, банковского регулирования и укрепление позиций государства, что будет свидетельствовать о большей возможности оказывать банкам (в первую очередь государственным) поддержку в случае необходимости. В то же время, как уже отмечалось, повышение рейтингов может способствовать притоку дополнительных инвестиций, что пойдёт на пользу экономике.
– Полагает ли Fitch Ratings, что правительство Республики Узбекистан будет иметь высокую степень готовности оказать поддержку банкам в случае необходимости, принимая во внимание мажоритарные доли ряда банков в собственности государства, системную значимость банков, строгий надзор за их деятельностью и роль банков в проводимой политике?
– Рейтинги государственных банков учитывают высокую вероятность поддержки со стороны правительства Узбекистана ввиду мажоритарной собственности, системной значимости банков для банковской системы Узбекистана, специально определенным ролям банков, к примеру, финансирование отдельных отраслей экономики, групп заёмщиков и т.д. Это отражено в долгосрочных РДЭ четырёх банков, находящихся в государственной собственности на уровне «B+». Рейтинги трёх частных банков, рейтингуемых Fitch, зависят от индивидуальной кредитоспособности банков, поэтому их позиции несколько ниже.
– Рейтинги Fitch уровня «B» обозначают наличие значительных кредитных рисков, остаётся ли при этом ограниченная «подушка безопасности»?
– Да, безусловно, данный уровень рейтинга предполагает наличие некоторой «подушки безопасности». К сожалению, рейтинги банков Узбекистана сдерживаются пока ещё достаточно слабой операционной средой и структурными недостатками экономики. Но в то же время банки в настоящий момент имеют достаточно хорошие показатели качества активов, адекватные показатели капитализации и стабильное фон­дирование, что и создаёт задел проч­ности и позволяет присваивать рей­тинги в категории не ниже «В».
– Отрицательное рейтинговое действие может стать результатом, например, существенного шока для финансового сектора? Каковы могут быть причины создания такой ситуации?
– Долгосрочные РДЭ банков в государственной собственности могут быть пересмотрены в случае изменения оценки Агентства относительно вероятности господдержки. Долгосрочные РДЭ частных банков, а также рейтинги индивидуальной кредитоспособности (без учёта поддержки) всех банков могут быть понижены в случае существенного ухудшения качества активов, например, вследствие экономического кризиса, которое может привести к снижению прибыльности и капитализации. Но такой сценарий не ожидается нами в обозримом будущем, о чём свидетельствует стабильный прогноз по рейтингам банков.
– Возможно ли дать совокупную оценку потенциальным проблемам банковского сектора? Из каких составляющих может складываться этот показатель?
– Главные риски банковского сектора – это, во-первых, высокая долларизация (на конец 1 полугодия 2018 г. 57% кредитов сектора были в иностранной валюте), что, в случае снижения курса национальной валюты может привести к проблемам с их обслуживанием, потому что не у всех заёмщиков есть валютная выручка, а также к снижению капитализации из-за переоценки валютных активов; во-вторых, высокая концентрация кредитных рисков в крупнейших банках, хотя некоторые из рисков покрыты гарантиями правительства; в-третьих, уязвимость заёмщиков и, как следствие, самих банков к возможному ухудшению экономической среды.
– На сегодняшний день рейтинги банков стали главным информационным ресурсом в банковском секторе. О важности рейтингов говорит и тот факт, что клиенты банков и сами банкиры в своих решениях и действиях опираются прежде всего на эти показатели. Действительно ли оценка рейтинговых агентств до сих пор остаётся важнейшим критерием надёжности как финансовой организации, так финансово-кредитной системы целого государства?
– Важность рейтингов заключается в том, что они дают независимую оценку кредитоспособности на основании понятных и прозрачных критериев, что позволяет инвесторам более точно оценивать свои риски.
     Пол Гэмбл, старший директор аналитической группы по суверенным рейтингам
– Как Вы оцениваете роль суверенного кредитного рейтинга Узбекистана в привлечении финансирования для развития экономики страны?
– Наличие суверенного кредитного рейтинга позволит иностранным инвесторам получить независимую оценку кредитоспособности Узбекистана. Это объективная оценка в области экономической политики, финансовых показателей и перспектив развития. Кроме того, суверенный рейтинг более чётко задаст ориентиры для рейтингования компаний и банков в стране.
– Может ли прогноз Fitch отразить продолжающийся прогресс в укреплении экономической политики Узбекистана, направленной на поддержание более гибкого валютного курса, твёрдую приверженность инфляционному таргетированию и устойчивос­ти бюджетной стратегии?
– Fitch следит за широким спектром проводимых экономических реформ и оценивает их влияние на макроэкономические показатели. В последние годы Правительством и Президентом страны приняты важные меры по снижению зависимости экономики от внешних шоков, в частности, либерализации валюты и улучшению банковской деятельности, по реформированию таможенной и налоговой систем, по повышению деловой активности, которые, несомненно, будут учитываться при формировании рейтингового показателя. Однако потребуется время, чтобы в полной мере оценить влияние на экономику Узбекистана проводимых государством амбициозных реформ.
     Анастасия Литвинова, директор страховой аналитической группы
– Как происходит рейтинговая оценка страховых организаций? В чем её отличие от рейтинговой оценки банков?
– Для страховых компаний разработана отдельная методология по присвоению рейтингов. Помимо общих моментов, таких, например, как положение на рынке, структура собственности, качество корпоративного управления, долговая нагрузка и другие, эта методология учитывает и уникальные черты страхового сектора – относительная рискованность тех или иных страховых продуктов и их соотношение в портфеле, качество и достаточность перестрахования, структура андеррайтингового результата, методика расчёта и достаточность страховых резервов, подверженность портфеля катастрофическим рискам. Отличным от других секторов способом рассчитывается и уровень капитализации, который, в частности, учитывает повышенные риски, связанные с теми или иными видами страхования.
– Скажите, пожалуйста, бывают ли случаи несогласия страховых компаний с выставленным рейтингом?
– Мы стараемся проводить глубокую, тщательную подготовку к рейтинговым комитетам и по итогам работы представляем подробный аналитический отчёт, где описаны факторы, определяющие текущий уровень рейтинга и факторы, способные привести к положительным или отрицательным рейтинговым действиям в будущем. Подготовительный этап и финальный отчёт не отклоняются от методологии. Наряду с объективными в анализе, конечно, выдвигаются и субъективные выводы и суждения профессиональных экспертов-оценщиков и специалистов. Однако опыт длительного наблюдения за развитием многих компаний по всему миру помогает команде профессионалов как формировать, так и защищать свои суждения.

Редакция журнала «Экономический вестник Узбекистана» благодарит представителей Fitch Ratings за сотрудничество в подготовке материала.


Article printed from O‘zbekiston iqtisodiy axborotnomasi: https://evu.uz/uz

URL to article: https://evu.uz/uz/intervyu/suverennyiy-reyting-otsenka-kreditosposobnosti.html

URLs in this post:

[1] Ruscha: https://evu.uz/ru/intervyu/suverennyiy-reyting-otsenka-kreditosposobnosti.html/print

Copyright © 2015 EVU. All rights reserved.