(Русский) Реформирование образования – залог устойчивого экономического роста

3/2016

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Навои, Беруни, Авиценна, Фараби, Бабур, Амир Темур… Этот список можно продолжать до бесконечности. Иной раз поражаешься тому, сколько великих умов подарила миру наша Родина. Ведь каж­дое имя несёт в себе целую историю, в которой запечатлён огромный вклад известных деятелей в развитие всего человечества.
     Человеческое развитие. Развитие отдельно взятого государства – ничто по сравнению с ним. Но, существуют такие страны, без которых невозможно представить прогресс всего общества. Именно к таким государствам и относится Узбекистан.
 
     С обретением независимости наша страна все свои силы направила на восстановление богатого культурного и интеллектуального наследия. Поставив в центр всех происходящих в республике преобразований человека, страна всё своё внимание направила на его гармоничное развитие и повышение уровня благосостояния, создание условий для реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения.
     Молодое независимое государство осознавало, что основным его богатством являются высокообразованные люди, и поэтому экономичес­кий рост связывало непосредственно с развитием образования. Ведь, помимо накопленных в результате труда материальных благ, а также природных ресурсов, национальное богатство включает в себя и накопленный научный, образовательный и культурный потенциал. А для поддержания экономического роста страны необходимы осуществляемые на постоянной основе государством и обществом меры по подготовке кадров и развитию научно-образовательного потенциала.
     Именно поэтому на начальном этапе своего развития Узбекистан решил пересмотреть и коренным образом реформировать систему образования. Начав с совершенствования структуры и внесения корректив в содержание системы образования, республика не пожалела ни сил, ни средств на дальнейшее её развитие.
     В первую очередь было обеспечено конституционное право каждого гражданина на образование, что нашло своё отражение в основном законе государства – Конституции Республики Узбекистан, ст. 41 которой гласит: «Каждый имеет право на образование. Государство гарантирует получение бесплатного общего образования». Далее важным шагом на этом пути стал принятый в 1992 году Закон Республики Узбекистан «Об образовании», который определил правовые основы обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан.
     C 1997 года в стране на основе Международной концепции – обучение в течение всей жизни человека – была принята Национальная прог­рамма по подготовке кадров, фундаментом которой явилось непрерывное образование, а образующим компонентом – личность.
     Национальная программа по подготовке кадров, известная в мире под названием «узбекская модель образования», уникальна в своём роде и учитывает и прогрессивный мировой опыт, и национальные традиции, и специфику социально-политического устройства страны. Программа предусматривает реализацию национальной модели подготовки кадров; создание социально-экономических, правовых, психолого-педагогических и иных условий для формирования всесторонне развитой личности, адаптации к жизни в современном изменяющемся обществе, осознанного выбора и последующего освоения образовательных и профессиональных программ; воспитание граждан, ответственных перед обществом, государством и семьей.
     Непрерывность образования – важный принцип, введённый в Национальную программу по подготовке кадров. Он означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в девятилетней школе, а затем в академических лицеях и профессиональных колледжах. Далее – вузовское образование с двумя ступенями для бакалавров и магистров и послевузовское. Вместе с тем, непрерывность образования означает, что, приступив к трудовой деятельности, человек может продолжать учиться. Для этого создаются всевозможные формы пе­реобучения, повышения квалификации.
     Действительно, Узбекистан предпринял все необходимые меры для того, чтобы кардинальное реформирование сферы образования положительно сказалось на гармоничном развитии общества, устойчивом экономическом росте, а также повышении уровня жизни населения респуб­лики.
     Роль образования огромна в реализации теории человеческого капитала – принципиально нового взгляда на социальную функцию образования. Согласно наиболее распространённому определению, человеческий капитал – это сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определённый запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту производительности труда и эффективности производства и тем самым влияют на рост доходов данного человека.
     Иными словами, Узбекистан оп­ределил для себя образование как одно из основных условий развития человека в частности и общества в целом. Именно это в дальнейшем и способствовало достижению высоких результатов в реформировании сферы образования страны.
     Всё это не могло не отразиться на деятельности преподавателей рес­публики. Своим мнением по этому поводу поделилась Рахимова ­Нигина Хайруллаевна, заведующая отделом аналитических исследований ­УзЦИОМ, д.э.н., преподаватель кафедры «Экономика труда и социо­логия» ТГЭУ:
«Вот уже несколько лет я преподаю студентам основы экономики труда. Мне посчастливилось на прак­тике ощутить все положительные аспекты проводимых реформ в сфере образования. Необходимо отметить, что, действительно, была проделана колоссальная работа в данном направлении. Во-первых, были введены государственные образовательные стандарты, созданы отвечающие времени и международным требованиям учебные планы, прог­раммы, учебники, методические по­собия, дидактические материалы. Во-вторых, в высшем образовании проводилась децентрализация и регионализация подготовки кадров, расширилась сеть образовательных учреждений, получило развитие университетское образование. Также важно и то, что со временем вошли в практику тестовые методы отбора абитуриентов и рейтинговая оценка качества знаний учащихся, осуществлялся переход высшей школы на двухуровневую систему. Развитие рынка труда предопределило более активное включение сфер науки и производства в процесс подготовки специалистов, в том числе и с участием зарубежных партнёров. Всё это, несомненно, положительно отразилось на развитии всей сферы образования, и это отмечают зарубежные специалисты».
     Вышесказанное подтверждает и тот факт, что в настоящее время ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12% от ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны (6–7 процентов).
     Помимо этого, мы сотрудничаем с ведущими вузами стран мира, в том числе с Московским государственным университетом, Российским государственным университетом нефти и газа им. Губкина, Российским экономическим университетом им. Плеханова, Вестминстерским университетом, Туринским политехническим институтом, Институтом Инха, Сингапурским институтом развития менеджмента.
     Это не только слова. У нас есть все основания гордиться успехами в сфере образования, которая, как уже отмечалось выше, является приоритетной в государственной политике Узбекистана, а коренное реформирование системы образования и подготовки кадров прежде всего направлено на рост интеллектуального потенциала и повышение могущества государства.
     Узбекистан не остановился на достигнутом. Реформирование в сфере образования продолжается, и в будущем наше государство намерено усилить внимание к дальнейшему совершенствованию данной сферы. В основе целенаправленных мер лежит подготовка высококвалифицированных специалистов, благодаря которым мы, безусловно, достигнем высокого экономического роста и благополучия нашего народа. Ибо, как отметил глава нашего государства: «Сегодня нет необходимости убеждать или доказывать кому-то, что только об­разованная, современно мыслящая интеллектуально развитая и профессионально подготовленная моло­дёжь может стать важнейшим условием и залогом качественного, динамичного и инновационного развития, может обеспечить достойное будущее страны».
 
Хилола САЛОЕВА,
корреспондент «ЭВУ»

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.