На любом этапе деятельности предприятий невозможно достичь достаточного уровня их развития без надлежащей материально-технической базы, способной обеспечить соответствующий технологический уровень производства, что составляет гарант роста производительности труда. В процессе использования основные фонды изнашиваются. Физический и моральный износ основных производственных фондов существенно возрастает и с течением времени, и вследствие интенсивности их использования. Это требует увеличения инвестиций на развитие материально-технической базы. Форма воспроизведения технического потенциала производства в условиях его индустриализации требует значительных средств на приобретение и использование основных средств, освоение передовых технологий, инженерно-техническое обеспечение, обслуживание, подготовку и переподготовку кадров для работы в новых условиях.
Капитальные вложения представляют собой долгосрочные затраты капитала на воспроизводство основных фондов и объектов социальной инфраструктуры предприятия. Капитальные вложения в основной капитал предприятия представляют собой затраты на строительство, реконструкцию, приобретение машин и оборудования. Такая форма инвестирования является основной для предприятий и обеспечивает внедрение новых технологий, разработку и выпуск новых продуктов, освоение новых рынков, а также увеличение эффективности и рыночной ценности предприятия.
Эффективность инвестиционных проектов предприятий горно-металлургической отрасли оценивается с точки зрения их вклада в расширенное воспроизводство системы общественных отношений. С точки зрения роли в системе общественного воспроизводства инвестиционный проект может считаться эффективным, если его реализация способствует росту эффективности экономики страны. При этом важным условием реализации инвестиционных проектов является генерирование дохода на уровне, обеспечивающем покрытие издержек и рост стоимости капитала.
Реформы, направленные на развитие деятельности Навоийского горно-металлургического комбината (далее НГМК), требуют освоения новых месторождений драгоценных металлов, увеличения объёмов производства промышленной продукции. Всё это невозможно осуществить без вложения определённых финансовых средств – капитальных вложений, которые сопровождаются реализацией инвестиционных проектов.
Стратегия развития НГМК основана на реализации крупных инвестиционных проектов, связанных со строительством новых объектов по добыче и переработке урана и золотосодержащих руд, с расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих горных и гидрометаллургических комплексов. Именно это позволяет обеспечивать устойчивый рост производства.
В основе модернизации производства лежат передовые достижения науки и техники в горнодобывающей, обогатительной, металлургической, машиностроительной и др. отраслях промышленности.
В соответствии с постановлениями Президента Республики Узбекистан утверждена и реализуется Программа увеличения производства драгоценных металлов по НГМК на 2017–2026 годы. В ней предусматривается проведение геологоразведочных работ и освоение 32 новых перспективных месторождений, реализация 27 крупных инвестиционных проектов с освоением средств в сумме, эквивалентной свыше 3 млрд долл. США. Реализация Программы позволит нарастить объёмы товарной продукции и увеличить производство драгоценных металлов в комбинате на 30% и создать свыше 30 тыс. новых рабочих мест.
Инвестиционной программой комбината предусмотрена реализация приоритетных инвестиционных проектов, направленных на строительство гидрометаллургических заводов, открытие новых месторождений драгоценных металлов, модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей, а также замену физически изношенного и морально устаревшего технологического оборудования с применением лучших практик инновационной деятельности и достижений науки и техники. Основными направлениями реализации инвестиционных проектов являются:
● модернизация и реконструкция;
● новое строительство;
● прочие объекты (проекты социального характера).
Необходимо отметить, что финансирование инвестиционных проектов комбината до 2019 г. осуществлялось за счёт собственных средств комбината. Кроме того, в течение 2017–2019 гг. комбинат привлёк кредиты Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан на реализацию стратегических инвестиционных проектов, включённых в Программу увеличения производства драгоценных металлов до 2026 года.
Анализ освоения средств по инвестиционной деятельности комбината за последние 5 лет показывает, что основная часть средств в 2015–2017 гг. в объёме от 59 до 68% всех инвестиционных средств направлялась на модернизацию и реконструкцию действующих мощностей комбината. Источником указанных вложений были собственные средства комбината.
В связи с реализацией Программы по увеличению производства драгоценных металлов до 2026 г., начиная с 2018 г. соотношение инвестиционных средств по направлениям финансирования инвестиционной политики комбината претерпело изменение. Доля средств, направляемых на новое строительство, имела преобладающую величину в общей сумме инвестиционных средств. Это означает, что комбинат стал активно осваивать новые месторождения драгоценных металлов и строить новые мощности по их добыче и производству.
В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 17 января 2019 г. за №ПП-4124 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности предприятий горно-металлургической отрасли» введён новый порядок финансирования инвестиционных проектов, предусматривающий привлечение средств международных финансовых институтов и кредитов международных банков. В частности, в 2019 г. финансирование инвестиционных проектов комбината было осуществлено за счёт средств, поступивших от размещения на международных рынках Республикой Узбекистан евробондов через коммерческие банки республики.
Комбинатом активно реализуются крупные стратегические инвестиционные проекты, предусматривающие строительство новых объектов, реконструкцию и модернизацию действующих производственных мощностей.
Одним из инновационных проектов комбината, реализованных в 2019 г., является проект «Усовершенствование технологии извлечения золота из упорных руд месторождения «Кокпатас» и «Даугызтау». Он реализован на гидрометаллургическом заводе № 3 Северного рудоуправления и предусматривает переработку хвостов сорбции продукта биоокисления по обжиговой технологии, с целью увеличения сквозного извлечения золота на ГМЗ-3. Благодаря своим передовым инженерно-техническим решениям и высокому уровню технологического оснащения данный комплекс является единственным и не имеющим аналогов в мире.
За разработку и внедрение изобретения «Способ извлечения золота из упорных сульфидных золотомышьяковых руд» (патент № IAP 05134) впервые в истории горно-металлургической промышленности Республики Узбекистан в 2017 г. сотрудникам НГМК присуждена золотая медаль «За изобретательство» Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) при ООН.
Ввод в эксплуатацию комплекса обжига позволил повысить эффективность использования сырья на ГМЗ № 3 на 8% и увеличить производство готовой продукции на 11 процентов. Также с запуском данного комплекса создано более 150 новых рабочих мест.
Другим важным инвестиционным проектом комбината является проект «Отработка карьера «Мурунтау». V очередь». Проектирование объекта осуществляется поэтапно, по мере углубления карьера, и реализация проекта будет осуществлена до 2084 года.
В ТЭО проекта заложены уникальные проектные решения по масштабу выемки горной массы и добыче руды, по строительству четырёх поверхностных наклонных конвейерных комплексов для транспортировки вскрышных пород, а также подземного конвейерного комплекса для транспортировки руды производительностью 50 млн т в год.
Освоение новой очереди карьера удвоит производительность рудника, и золото «Мурунтау» послужит дальнейшему развитию экономики Узбекистана.
Перспективы Центрального Кызылкумского промышленного региона во многом зависят от развития Гидрометаллургического завода № 2. Однако в последнее время в условиях ухудшения качества руды, добываемой в карьере «Мурунтау», принято решение о поэтапном наращивании переработки руды на ГМЗ-2. Разработано ТЭО проекта «Расширение перерабатывающих мощностей ГМЗ-2», предусматривающего поэтапное наращивание мощностей по переработке золотосодержащей руды до 50 млн т в год. Дополнительная мощность завода по переработке руды составляет 12 млн т руды в год. Строительство объекта предусматривается в период с 2018 по 2023 годы.
Таким образом, реализация вышеуказанного проекта даст возможность производить продукцию мирового уровня не взирая на истощающиеся запасы полезных ископаемых, а также создать новые рабочие места.
В марте 2017 г. в ходе поездки в Навоийскую область Глава государства дал старт началу строительства золотодобывающего предприятия – гидрометаллургического завода № 5 (ГМЗ-5) на руднике «Ауминзо-Амантай», реализуемого по инвестиционному проекту «Строительство рудника по добыче и переработке золотосодержащих руд месторождений Ауминзо-Амантайского рудного поля» (ГМЗ-5). Это стало значимым событием не только для тружеников отрасли, но и всей страны.
Общая стоимость проекта составляет 528,4 млн долл. США. Проектом предусматривается переработка двух видов золотосодержащей руды – окисленной и сульфидной. Завод ежегодно будет перерабатывать 5 млн т руды.
Реализация комбинатом вышеперечисленных инвестиционных проектов затрагивает различные сферы экономической системы Тамдынского, Учкудукского, Нуратинского районов Навоийской области и Кушрабатского района Самаркандской области. Производственные объекты, возведённые в рамках инвестиционных проектов комбината, оказывают положительное влияние на развитие производственной, транспортной и социальной инфраструктуры регионов. Реализация данных проектов предполагает, как правило, привлечение значительных трудовых ресурсов, что положительно отразится на повышении уровня жизни и занятости населения территорий. И ещё один из немаловажных моментов оценки результатов реализации инвестиционных проектов – укрепление местных бюджетов региона путём увеличения налоговых поступлений от деятельности производственных предприятий, созданных в рамках инвестиционной деятельности комбината.
Таким образом, инвестиционные проекты должны обеспечивать опережающий рост капитала по сравнению со средним темпом роста капитала в экономике страны. В этом случае эффективность проекта становится залогом его долгосрочной (стратегической) устойчивости, гарантией возврата инвестиций.
Одним из приоритетов налоговой политики страны должно быть стимулирование инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, рост их собственных источников финансирования инновационных процессов. При этом именно налоговое стимулирование имеет ряд преимуществ, но одно из наиболее важных заключается в том, что, активизируя деятельность экономических субъектов и направляя её в нужном направлении можно добиться не только значительной экономии государственных средств при достижении поставленной цели, но и роста налоговых доходов бюджетов в будущем.
Становление и развитие налоговой системы неразрывно связано с изучением зарубежного опыта и внедрением лучшей зарубежной практики. Вместе с тем, зарубежный опыт и сегодня имеет значительный потенциал с точки зрения его дальнейшего изучения и внедрения в практику налогообложения. Применение зарубежного опыта всегда происходит с учётом специфики экономики страны и её налоговой системы. Рассмотрим наиболее распространённые виды налогообложения:
Налоговые каникулы. Налоговые каникулы подразумевают временное освобождение налогоплательщика, реализующего инвестиционный проект, от уплаты одного или нескольких налогов. Налоговые каникулы, как правило, распространяются на налог на прибыль, налог на имущество. В ряде стран предусмотрены частичные налоговые каникулы, т.е. снижение налоговых обязательств налогоплательщика в течение определённого периода времени, а не полное освобождение от уплаты налога. Чаще всего налоговые каникулы предоставляются для вновь созданных предприятий (подразделений). В Китае, например, предоставляются налоговые каникулы на период не менее 10 лет производственным организациям, которые выпускают инновационную продукцию.
Инвестиционный налоговый кредит. Данная налоговая льгота состоит в том, что налоговые обязательства по налогу на прибыль уменьшаются на определённую долю расходов налогоплательщика на инвестиции. Правила инвестиционного налогового кредита могут отличаться относительно предоставления кредита сверх налоговых обязательств и возможности его переноса или возврата.
Инвестиционный налоговый кредит наиболее часто предоставляется при инвестировании в основной капитал. Данный механизм позволяет вычитать из суммы исчисленного налога на прибыль (в отличие от обычных скидок, вычитаемых из суммы доходов или налогооблагаемой прибыли) часть сумм, затраченных на приобретение основных фондов, расширение и реконструкцию производства.
В целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности предприятий за рубежом часто используются и налоговые льготы для системы амортизационных списаний.
Так, в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в первый год его работы. В США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4-х и менее 10-ти лет.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что налоговые льготы являются действенным инструментом инвестиционной активности компаний, что способствует росту национальных экономик. Однако использование зарубежного опыта в нашей стране должно быть избирательным, т.к. и географическое расположение регионов, и наличие природных ресурсов, и развитие экономики в целом существенно отличаются от др. стран.
Всё вышеотмеченное может быть также применено в практике предоставления налоговых льгот и преференций для хозяйствующих субъектов Узбекистана и, в частности, горнодобывающих предприятий республики.
Следует отметить, что в налоговой политике Республики Узбекистан тоже предусмотрен ряд налоговых стимулирований инвестиционной и инновационной активности хозяйствующих субъектов, однако все они нуждаются в пересмотре и совершенствовании для того, чтобы эффект от их внедрения имел значимый результат.
В этой связи, исходя из зарубежного опыта, а также в целях активизации деятельности промышленных предприятий посредством совершенствования механизма налогообложения в части льгот необходимо внести следующие дополнения и изменения в статью 308 Налогового кодекса Республики Узбекистан:
● В частности, ввести понятие «инвестиционный налоговый кредит» и механизм его реализации, который предполагает вычет из суммы исчисленного налога на прибыль часть сумм, затраченных на приобретение основных фондов, строительство, модернизацию и реконструкцию производства.
Инвестиционный налоговый кредит обеспечивает заинтересованность предприятий в расширении капиталовложений в новое оборудование за счёт собственных средств, а поскольку право на получение скидки возникает только после ввода оборудования в эксплуатацию, он также стимулирует к скорейшему освоению новых производственных фондов.
● Кроме того, целесообразно предоставить временное освобождение налогоплательщика, реализующего инвестиционный проект, от уплаты налога на прибыль или налога на имущество в виде налоговых каникул, т.е. снижение налоговых обязательств налогоплательщика в течение определённого периода времени, а не полное освобождение от уплаты налога на прибыль или имущество. Целесообразность использования данной льготы обусловлена тем, что именно на старте своей деятельности организации инновационного типа испытывают финансовые затруднения. Налоговое бремя для них велико именно в первые годы существования.
● Для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления предлагается использовать налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний, в частности, для ускоренной амортизации.
Ускоренная амортизация подразумевает списание стоимости быстрее графика, предусмотренного для иного имущества или имущества, занятого в др. отраслях. Это может быть реализовано различными способами, в т. ч. через повышение амортизационных отчислений в первые годы эксплуатации, или повышение нормы амортизации. Налоговые платежи в номинальном выражении не изменяются, а их чистая приведенная стоимость уменьшается, таким образом, ликвидность фирмы растёт.
● Также, в части льгот по уплате налога на имущество целесообразно дополнить статью 414 Налогового кодекса льготой следующего содержания: «освободить от уплаты налога на имущество сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию основные средства юридических лиц, признанные по своим эксплуатационным характеристикам энергоэффективными».
Данные нововведения могут стать катализатором дальнейшего технического и технологического перевооружения производственных мощностей, а также широкого привлечения инвестиций в современные производства.
Нурмат ДЖУЛИБЕКОВ,
заместитель Генерального директора НГМК по экономике