- Журнал "Экономический Вестник Узбекистана" - https://evu.uz -

Анализ процессов экономической интеграции тюркского мира

 
     После окончания холодной войны и распада СССР тюркские государства Центральной Азии и Азербайджан обрели независимость, и на политической карте мира, наряду с Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК), появилось пять новых тюркских респуб­лик, которым в короткие сроки предстояло решить множество внутренних задач: формирование новой идеологии и возрождение национальных ценностей, развитие национальной идентичности и национального государства, выработка политической стратегии, переход от плановой экономики к рыночной, введение национальной валюты и формирование новой финансовой системы, определение социальной политики, пересмотр национальной истории и другие. Параллельно с этими внутренними проблемами молодым государствам необходимо было за короткое время определить направления внешней политики, установить дипломатические отношения с другими странами и активно участвовать в процессах интеграции в мировое сообщество. Турция, первой признавшая независимость тюркских рес­публик, сыграла важную роль в их становлении и оказала им значительную поддержку. Также Турция, выступая в качестве проводника сотрудничества новых государств с западными странами и международными организациями, подняла вопрос об укреплении сотрудничества в рамках тюркского мира.
     В 2010 г. на Стамбульском саммите было официально учреждено конкретное структурное образование – Тюркский совет, основы которого были заложены ещё в 2009 г. Нахичеванским соглашением, предусматривавшим сотрудничество в областях торговли, энергетики, транспорта, культуры и образования. В дополнение к Тюркскому совету были созданы также Совет глав государств, Совет министров иностранных дел, Совет аксакалов, Комитет старших должностных лиц и Секретариат, расположенный в Стамбуле. Таким образом, 2010 г. стал годом официального начала деятельности Тюркского совета, перед которым были поставлены цели реализовать общие задачи между государствами-членами в сферах политики, экономики, образования, культуры и туризма, а также обеспечение мира в Евразии, региональной безопасности и стабильности через эффективную координацию в борьбе с терроризмом и незаконной торговлей. В соответствии с решениями, принятыми на Стамбульском саммите, были начаты проекты в сферах образования, экономики, безопасности и культуры, что создало комплексную платформу сотрудничества, поддерживающую общее видение тюркского мира.
 
Основные цели и задачи Организации тюркских государств (ОТГ)
 
     ● Углубление интеграции тюркоязычных государств в сферах экономики, торговли, транспорта, энергетики, цифровых технологий, образования и культуры.
     ● Развитие совместной политической платформы, способствующей укреплению региональной стабильности, координации внешней политики, активному международному представительству тюркского мира.
     ● Создание единой инфраструктуры, включая Тюркский инвестиционный фонд, «Средний коридор» (транспортно-логистический проект), совместные образовательные и культурные инициативы.
     ● Содействие устойчивому развитию и инновациям: проекты в области «зелёных» технологий и «умных» городов; энергетическая безопасность и цифровизация.
     ● Формирование общего будущего через «Видение – 2040», предусматривающее: стратегическое планирование в долгосрочной перспективе; согласование интересов членов и наблюдателей; взаимодействие с третьими странами и международными организациями.
     ● Укрепление тюркской идентичности и солидарности через совместные культурные и исторические проекты, обмен опытом, особенно среди молодёжи.
 
Темы, задачи и решения саммитов ОТГ
 
     Необходимо отметить особую значимость встречи глав государств тюркоязычных стран, состоявшейся в Анкаре 31 октября 1992 г. под руководством Президента Турции Тургута Озала. Турция сыграла ведущую роль в начале институционального сотрудничества, и принятые решения стали основой долгосрочного видения региональной интеграции тюркского мира. С того времени саммиты глав государств тюркоязычных стран проводятся официально, регулярно и направлены на укрепление политического, экономического и культурного сотрудничества между странами тюркского мира, заложив основу для институционализации партнёрства в таких сферах, как безопасность, образование и экономическое развитие (таблица).
 
Экономические показатели сотрудничества в рамках Организации тюркских государств
 
     Большинство стран – членов Организации тюркских государств находятся в Центральной Азии, родине тюркских народов, что делает этот регион стратегически значимым, так как граничит с такими важными государствами, как Россия, Китай, Иран, Афганистан, Индия и Пакистан. Он также обладает богатыми природными ресурсами, такими как природный газ и нефть, а также находится на маршруте китайской инициативы «Один пояс – один путь», играя роль моста между Востоком и Западом.
     Организация тюркских государств предпринимает различные стратегические шаги для углубления экономического сотрудничества между странами-членами и странами-наблюдателями. В 2023 г. впервые был подготовлен и опубликован «Экономический обзор тюркских государств» на 8 языках в сотрудничестве с Центром экономических реформ и коммуникационного анализа Азербайджана (Тюркский Совет, 2023).
     Одним из ключевых элементов процесса экономической интеграции является финансовое взаимодействие за счёт созданного в 2023 г. в Анкаре Туркменского инвестиционного фонда, странами-учредителями которого стали Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Турция. В 2024 г. в Стамбуле состоялось первое собрание управляющих Фонда. Туркменский инвестиционный фонд стал первым совместным финансовым учреждением для экономической интеграции стран тюркского мира. Основные цели Фонда: развитие экономических и торговых отношений между тюркскими странами; поддержка совместных проектов в таких сферах, как инфраструктура, возобновляемые источники энергии, сельское хозяйство, туризм и информационные технологии; содействие финансированию, грантам и технической помощи для реализации общественно важных проектов; укрепление торгового и экономического сотрудничества между странами – членами ОТГ. На состоявшемся в 2024 г. 11-м саммите (Бишкек) участники ОТГ приняли Бишкекскую декларацию, которая содержит целый ряд целей по углублению экономического сотрудничества, цифровой трансформации, устойчивому развитию и безопасности. Планируется увеличение товарооборота между странами, стимулирование прямых инвестиций и укрепление экономического сотрудничества. В рамках этого, в 2025 г. планируется запуск Туранской свободной экономической зоны (TURANSEZ), которая будет направлена на углубление экономических связей и расширение региональных инвестиционных возможностей среди стран – членов ОТГ.
     В 2024 г. доля стран – членов ОТГ в мировой экономике составила примерно 2%, а их совокупный ВВП – 2,1 трлн долл., что соответствует доле в 1,8% от мирового ВВП. В этом контексте тюркские государства показали более высокие темпы экономического роста: их ВВП увеличился на 5,2% при общем росте мировой экономики на 3,2 процента. Ещё одним важным моментом является то, что к 2025 г. население стран – членов ОТГ составило 178,8 млн человек, что составляет 2,8% от мирового населения. Эти цифры демонстрируют важную роль тюркских стран как с точки зрения экономики, так и с точки зрения демографии в мировом контексте. Стоит также отметить, что объём торговли между странами – членами ОТГ с 2016 по 2024 гг. увеличился в 2,7 раза и составил 36,7 млрд долларов. Общий объём внешней торговли стран-участников и стран – наблюдателей ОТГ в 2024 г. превысил 1,2 трлн долл., а номинальный ВВП составил 2,1 трлн долл. (по паритету покупательной способности – 5,6 трлн долларов).
 
Макроэкономические показатели стран – членов ОТГ в 2024 году
 
     Анализ макроэкономических показателей стран – членов ОТГ в 2024 г. показывает, что ВВП всех тюркских стран увеличился, средний темп роста составил 5,52%, что является достаточно высоким показателем. Самый высокий рост продемонстрировал Кыргызстан (9%), а самый низкий – Турция (3,2 процента).
 
 
Нур ЧЕТИН, профессор, доктор, декан факультета экономики и административных наук университета Ахии Эврана в Кыршехире, заведующая кафедрой международных отношений
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала [1].