Энергетика Узбекистана: переход на рыночные отношения и наращивание генерации

3-2021

 
     К 2030 году Узбекистану необходимо будет вырабатывать в 2 раза больше электроэнергии, чем сегодня, чтобы обеспечить потребности экономики и населения или, говоря иначе, обеспечить энергобезопасность страны. Для достижения данной цели, поставленной руководством государства, Министерством энергетики Республики Узбекистан поэтапно реализуются масштабные проекты и координируются процессы реформирования отрасли с целью её перевода на рыночные отношения.
 
Реформирование энергетической отрасли
 
     Сфера энергетики сегодня является основой для любой страны. Именно она даёт возможности развития экономики, комфортного проживания людей, создания условий для нормального функционирования таких важнейших социальных сфер, как образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, коммунальное хозяйство и т.д. Однако поддерживать в нормальном рабочем состоянии огромную энергетическую инфраструктуру, а тем более наращивать генерацию, т.е. увеличивать производство электроэнергии, сегодня уже невозможно без перевода сферы на рельсы рыночной экономики. Только когда в энергетике будут использоваться самые современные достижения при строительстве и эксплуатации электростанций, электросетей и других элементов энергетической инфраструктуры, каждый из которых имеет собственную и очень ответственную роль, поставленные цели будут достигнуты. Развитие энергетики на основе законов рынка соз­даёт условия для конкуренции, дающей возможность привлекать к реализации проектов самых квалифицированных инвесторов, обладающих не только средствами, но и современными технологиями и опытом, позволяющими привносить в энергетику Узбекистана то оборудование и ту методологию, которые будут актуальными ещё десятки лет.
     Министерство энергетики в своей нынешней форме было создано более 2-х лет назад. Тогда об этом много говорилось и в СМИ, и на различных встречах и собраниях. Главной причиной преобразования была недостаточная гибкость и неэффективность прежних структур. Некоторые из них не соответствовали современным задачам, таким как: координированный подход к раз­витию топливно-энергетического комп­лекса; внедрение инновационных принципов управления; выстраивание здоровой конкурентной среды и создание привлекательного инвестиционного климата в нашей стране. В настоящее время Минис­терство энергетики координирует развитие всего топливно-энергетического комплекса Узбекистана. Минэнерго и входящие в его структуру организации осуществляют государственное регулирование процессов производства, передачи, распределения и потребления элект­рической и тепловой энергии, угля, а также добычи, переработки, транс­портировки, распределения, реализации и использования нефти, газа и продуктов их переработки.
     Эти коренные изменения в сфере ТЭК потребовали кардинального реформирования всей базовой структуры. Так, в энергетической отрасли в начале 2019 г. произведена коренная реструктуризация АО «Узбек­энерго», на базе которого организованы три акционерных общества – «Тепловые электрические станции», «Национальные электрические сети Узбекистана» и «Региональные элект­рические сети». Целью этой реорганизации стал переход на современные методы организации производства, транспортировки, распределения и сбыта электрической энергии.
     В середине 2019 г. начат процесс реформирования нефтегазовой отрасли, в результате был завершён этап трансформации – сформирована новая организационная структура АО «Узбекнефтегаз», сокращены излишние промежуточные звенья в системе управления общества. Из состава АО «Узбекнефтегаз» выведен АО «Узтрансгаз», который определён единым оператором по приобретению природного газа у газодобывающих организаций для дальнейшей транспортировки, в т. ч. экспорта и импорта, а также реализации потребителям, подключённым к магист­ральным газопроводам.
     На базе территориальных филиалов газоснабжения АО «Узтрансгаз» было создано АО «Худудгазтаъминот» по эксплуатации газораспределительных сетей и поставке природного и сжиженного газа населению и объектам социальной сферы.
     Кроме того, в структуру Минис­терства энергетики были переданы некоторые органы государственного управления, которые раньше находились в системе Кабинета Министров республики: Агентство по развитию атомной энергетики – «Уз­атом»; Инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа (ранее – Государственная инспекция по контролю за использованием нефтепродуктов и газа); Инспекция по контролю в электроэнергетике (ранее – Государственная инспекция по надзору в электроэнергетике).
     За время, прошедшее со дня образования Минэнерго, произошло немало кардинальных изменений. В частнос­ти, первостепенное значение стало придаваться развитию генерации на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), подтверж­дением чему явилось принятие в мае 2019 г. Закона Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», а также разработка Министерством энергетики «Концепции развития возобновляемых источников энергии в стране на период 2019–2023 годы».
     В конце апреля 2020 г. Правительством Узбекистана утверждена «Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020–2030 годы», разработанная Минэнерго совместно с причастными министерствами, ведомствами, а также международными консультантами.
     Наша главнейшая задача – это обеспечить страну энергией, т. е. соз­дать такие условия, когда и население, и экономика в целом бесперебойно снабжаются электричеством и топливом, что предполагает увеличение генерирующих мощностей, модерниацию электрических сетей, совершенствование учёта и контроля потребления. Эти задачи сложные, но выполнимые.
 
Государственно-частное партнёрство (ГЧП)
 
     Одним из успешных шагов на пути к рыночным отношениям в энергетической отрасли стала реализация проектов генерации, в т. ч. ВИЭ, на принципиально новой для энергетики Узбекистана модели – государственно-частного партнёрства (ГЧП). Сегодня она стала основой практически для всех строящихся и планируемых электростанций. Таким образом, ввод новых электростанций, в т. ч. тепловых (ТЭС), солнечных фотоэлектрических (ФЭС), ветровых (ВЭС), во многом является и примером тех рыночных перемен, которые происходят в энергетическом секторе страны.
     Проекты на основе ГЧП проводятся на тендерной, т. е. конкурентной рыночной основе, при этом техническое содействие для привнесения лучшего международного опыта в проведении тендеров оказывают, в частности, Международная финансовая корпорация, входящая в Группу Всемирного банка, Азиатский банк развития, Европейский банк реконструкции и развития.
     Отметим, что победитель тендера отвечает за проектирование, строительство и эксплуатацию новой электростанции. С ним заключается долгосрочное соглашение о закупке производимой электроэнергии на срок 20-25 лет. Основным критерием для победы в тендере становится выгодное ценовое предложение (тариф) на электроэнергию. Однако прежде чем подать своё предложение, участники тендера должны пройти квалификационный этап, в котором они должны доказать свой опыт, наличие финансов и способность реализовывать и поддерживать такие проекты. Таким образом, рыночные правила, интенсивно внед­ряющиеся последние три года в энергетике Узбекистана, дают возможность создавать здоровую конкуренцию в этой сфере, что дока­зано заинтересованностью независимых производителей электроэнергии.
 
Текущая ситуация
 
     На сегодняшний день подписано в общей сложности 13 соглашений о покупке электроэнергии, что является значимым этапом в создании конкурентной среды для энергетического сектора. В числе независимых производителей энергии такие компании, как Total Eren SA (Франция), Abu Dhabi Future Energy Company – Masdar (ОАЭ), Aksa Enerji Üretim A.Ş. (Турция), ACWA Power (Саудовская Аравия) и другие.
Благодаря созданию благоприятного инвестиционного климата в Узбекистане отпала необходимость в привлечении кредитов под гарантию правительства.
 
 
Шерзод ХОДЖАЕВ,
заместитель Министра энергетики Республики Узбекистан
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.