О новом синтетическом дизельном топливе класса Евро-6

3/2022

 
     Свершилось! Завод ООО «Uzbekistan GTL» приступил к производству нового дизельного топлива – синтетического Евро-6.
     Хотя технологии производства синтетических жидких топлив (СЖТ) известны давно – имеют почти 100-летнюю историю, основы которых были заложены исследователями Ф. Фишером и Х. Тропшем, – сегодня первым производителем СЖТ среди стран СНГ стал Узбекистан.
     Лидерами производства СЖТ, как известно, являются компании Shell, Sasol, Chevron, Syntroleum, Exxon Mobil, BP, Statoil, Rentech, ConocoPhillips и другие. Наиболее активно исследовательские и проектно-конструкторские работы (с финансированием в десятки млн долл. США) ведутся в Китае, Японии, США, Индии, Германии. В настоящее время кроме Узбекистана действуют заводы СЖТ в ЮАР, США, Китае. Планируется строительство заводов в Китае, Индии, Индонезии, Малайзии, Австралии, США, Монголии, Алжире, Нигерии, Австралии, Венесуэле, Тринидад и Тобаго, Канаде.
     В настоящий момент развитие технологий получения синтетических жидких топлив из различных видов сырья вошло в стадию массовой реализации коммерческих проектов. Компания Sasol, например, сейчас производит около 5 млн тонн СЖТ в год. Мощность ранее построенных заводов в Южной Африке, Малайзии и Катаре оценивается, по разным данным, от 14 000 до 36 000 баррелей в день.
     Производство синтетических жидких топлив заводом «Uzbekistan GTL» осуществляется путём синтеза газа (очищенного метана), подаваемого Шуртанским газохимическим комплексом, на установке Фишера–Тропша с использованием запатентованной технологии Sasol.
     Требования к качественным характеристикам синтетического дизельного топлива установлены в государственном стандарте Узбекистана O’zDSt EN 15940:2022 «Топливо дизельное синтетическое ЕВРО-6», который является модифицированным (MOD) по отношению к европейскому стандарту EN 15940:2016+А1:2018 «Автомобильное топливо. Парафиновое дизельное топливо от синтеза или гидроочистки. Требования и методы испытаний» («Automotive fuels — Paraffinic diesel fuel from synthesis or hydrotreatment — Requirements and test methods»).
     В период со 2 по 5 июля т. г. в Управлении автотранспорта Центрального рудоуправления АО «Навоийский ГКМ» проведены опытно-промышленные испытания и анализы проб синтетического дизельного топлива марки ДТ-ЕВРО-GTL-А(70)-L(S)-К6 с целью оценки его качества и определения возможности применения на технологическом тяжелонагруженном горном транспорте.
     Лабораторные анализы, проведённые в центральной лаборатории горюче-смазочных материалов на отобранной пробе топлива, поступившего с завода «Uzbekistan GTL», были сверены с паспортными данными. Результаты анализов по измеренным параметрам подтвердили паспортные данные и значения, указанные в O’z DSt 15940:2022 (таб­лица).
Возможность применения синтетического жидкого топлива на тяжелонагруженном горном транспорте определялась на двух карьерных самосвалах БелАЗ-7513 и САТ-789С. Результаты испытаний показали, что: запуск двигателей этих транспортных средств и их дальнейшая работа происходили стабильно, без детонаций; рабочие характеристики двигателей соответствуют нормативным значениям, не уступают значениям при работе двигателей на традиционном дизельном топливе; не наблюдалось негативного влияния нового топлива на моторное масло (физико-химические характеристики масла оставались стабильными).
     Так как качественные и экологические параметры синтетического дизельного топлива намного превышают традиционный аналог, можно с уверенностью отметить, что применение данного топлива послужит увеличению срока как эксплуатации техники, так и службы картерного и моторного масел, что, в свою очередь, обеспечит сокращение расходов на техническое обслуживание техники.
     Так чем же отличается новое ­дизельное топливо от привычного традиционного, в чём его преимущества?
     Топливо GTL – жидкость без цвета и запаха, имеет пониженную плотность, высокое цетановое число (70 и выше), практически не содержит серу (менее 5 мг/кг) и ароматических углеводородов (1,1%), что значительно уменьшает содержание токсичных компонентов (СО, SO3, NOх) в выхлопных газах, а значит, наносит меньший вред человеку и окружающей среде.
     Касательно высокого цетанового числа необходимо отметить, что это основной показатель воспламеняемости дизельного топлива. Чем выше цетановое число, тем быстрее происходят процессы окисления в камере сгорания, снижается время воспламенения смеси и запуска двигателя, ускоряется работа двигателя, увеличивается его мощность и минимизируется износ.
     В настоящее время технология преобразования газа в жидкость является динамично развивающейся и, очевидно, перспективной.
     Кроме синтетического дизельного топлива процесс синтеза Фишера–Тропша позволяет получать ряд других продуктов, таких как этилен и пропилен, высшие а-олефины (для производства поверхностно-активных веществ), кислоты, спирты и ­другие.
     На сегодня завод «Uzbekistan GTL» запустил также производство синтетической нафты, предназначенной в качестве сырья для нефтехимической промышленности, и синтетического компонента авиатоплива для смешивания с авиационным топливом ДЖЕТ А-1 (JET А-1), вырабатываемого в Узбекистане по государственному стандарту O’z DSt 1117.
     Устанавливаемые требования к качественным и эксплуатационным характеристикам синтетического компонента авиатоплива полностью соответствуют международному стандарту ASTM D 7566 «Standard specification for aviation turbine fuel containing synthesized hydrocarbons» (Стандартная спецификация для авиа­ционного турбинного топлива, содержащего синтезированные углеводороды).
 
Раиса БОРН,
консультант по техническому регулированию ООО «Uzbekistan GTL»

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.