Создавать будущее угольной промышленности

3/2022

 
     На протяжении столетий уголь был основной движущей силой промышленной революции во всём мире. Роль угля в мировом развитии по-прежнему велика, несмотря на призывы перехода на «зелёные» технологии и возобновляемые источники энергии. В действительности угольная генерация преобладает в мировом энергобалансе по сравнению с другими видами производства энергии. И в ближайшие десятилетия, наверняка, не собирается сдавать свои позиции.
     О том, почему уголь остаётся одним из самых выгодных и безо­пасных энергоресурсов, в интервью нашему изданию рассказал Генеральный директор АО «Узбеккумир» («Узбекуголь») КУЗНЕЦОВ Владимир Владимирович.
 
     – Владимир Владимирович, расскажите вкратце о компании, ­деятельности разрезов «Ангрен» и «Апартак» и других ваших филиалов.
     – Угольная промышленность Узбекистана имеет 74-летнюю историю – с 1948 г. началась эксплуатация Ангренского месторождения – крупнейшего в Центральной Азии. В АО «Узбек­уголь» сегодня входит 11 филиалов. Среди них, например, разрез «Ангренский», на долю которого приходится 85% добываемого в Узбекистане угля, разрез «Апартак», «Добыча угля шахтным способом», которые также занимаются добычей угля, каолина и других полезных ископаемых.
     Нашей неутомимой работе по соз­данию и планомерному наращиванию минерально-сырьевой базы страны способствуют большие производственные мощности и штат работников, который насчитывает порядка 6 200 человек. Сейчас ежегодно добывается более 4-х млн тонн угля. Основным потребителем топлива является электроэнергетический сектор, на долю которого приходится свыше 85% потребления, – это две крупные тепловые станции. Спрос на твёрдое топливо формируют также предприятия промышленности, социальной и коммунальной, учеб­ной сфер, население. Распределение угольной продукции потребителям осуществляется через 96 региональных угольных складов, принадлежащих ООО «Уголь Снабжение».
     Руководством страны поставлены задачи увеличения ежегодной добычи угля к 2025 г. до 8 млн тонн. Сейчас нами разработаны два варианта проекта по реализации данной цели, которые находятся на рассмотрении правительства.
     Помимо угля, нами добываются попутные полезные ископаемые. Например, каолиновые залежи – пест­роцветный, первичный и вторичный каолины, которые используются для производства фаянса, посуды, в строительстве. Кроме каолинов на Ангренском месторождении имеется ряд других пород, которые также могут быть использованы в различных отраслях промышленности: известняки, опоки, кварцевые пески, суглинки. Известняки пригодны для производства портландцемента марки 500-600, как флюс для получения глинозёма и строительной извести. Ресурсы опок, представляющие интерес для цементного производства в качестве активных минеральных добавок, оцениваются по угольному разрезу «Ангренский» более чем в 12 млн куб. метров. Попутные полезные ископаемые, запасы которых на месторождении составляют порядка 113 млн тонн, могут использоваться для производства газосиликатных изделий как отощающая добавка в кирпичном производстве и в ка­честве формовочного сырья.
     Специалистами АО «Узбекуголь», УзНИИхимпроект и Институтом ботаники АН РУз разработан новый способ получения органоминеральных удобрений. В качестве органической части удобрения применены отходы угледобычи и углеобогащения, предварительно обработанные биокомпонентами. Новые удобрения являются не только источником питательных элементов для растений и субстратом для наполнения гумусовых соединений в почвах и стимуляторами роста, но и эффективным средством в борьбе с болезнями корневых систем растений.
     – Каковы итоги 2020-2021 годов? Удалось ли вам справиться с поставленными задачами, не­смотря на пандемию?
     – Стоит отметить, что до 2020 г. компания терпела большие убытки и несла долговую нагрузку, необходимо было выплачивать кредиты за приобретённую технику, технологии, реализовать инвестиционные и инновационные проекты. Да, было тяжело, но 2020 год мы выстояли, с учётом намеченных планов добыли 3 760 тонн угля, что на 100 тыс. тонн больше запланированного. А в 2021 г. была запланирована добыча 4 560 тыс. тонн угля, но фактически добыли 4 860 тонн. Даже учитывая мой опыт работы в России, подобного я не встречал. Причём добыча угля осуществляется по единой схеме, с применением одних и тех же техники и технологий.
     За последние годы прибыль компании достигла порядка 20 млрд сумов. В первую очередь этому способствовала слаженная работа наших сотрудников – все были нацелены на то, чтобы не сидеть сложа руки, а спасать компанию. Здесь мы и дневали, и ночевали, выдвигали идеи, предложения. И сейчас с уверенностью можно сказать, что смог­ли решить целый комплекс проб­лем. Кроме того, на 30% увеличилась производительность труда, а фонд оплаты труда, в 2020 г. составлявший 14 млрд сум., на сегодняшний день уже превышает показатель в 24 ­млрд сумов.
     Плюс ко всему – согласно дорожной карте, разработанной совместно с правительством страны, по договору аутсорсинга на вскрышные работы была привлечена казахская компания GRT. Это сделано в связи с тем, что при расчётах результатов деятельности предприятия было выявлено отставание объёмов производства приблизительно на 60 млн кубометров. Сейчас с действующими мощностями приводим в порядок это горное направление.
     – Что касается непосредственно производства и инвестиционных проектов на ваших предприятиях, какие работы намечены на текущий год и, главное, как это повлияет на уровень добычи угля?
     – В настоящее время намечен ряд основных задач АО «Узбекуголь» в рамках приоритетного развития угольной отрасли.
     Разработав тактику деятельности в кризисных условиях, АО «Узбек­уголь» и дальше продолжает успешно внедрять проекты по техническому перевооружению и модернизации, инвестиционные проекты, которые позволят в будущем обеспечить рост объёмов производства, повысить экономическую эффективность деятельности отрасли, определив тем самым стабильное развитие. Сейчас идёт крупномасштабная модернизация – закупается новое оборудование, современная карьерная и транспортная техника.
     За последнее время кардинально улучшилось качество угля, поставляемого потребителям. Чтобы повысить качество и понизить зольность, установлены и введены в эксплуатацию пять ручных породовыборок, разработанных и собранных здесь же на предприятии. А чтобы сохранить уголь крупным, было принято решение протянуть железнодорожное полотно до разреза, чтобы грузить уголь в вагоны напрямую, с забоя. Ежедневно предприятие отгружает для ТЭЦ и потребителей более 20 тыс. тонн угля двух фракций – более мелкий поставляется тепло­электроцентралям, а самый качественный – крупный – населению.
     – Какова география поставок продукции?
     – Весь уголь, добываемый нами, идёт исключительно на нужды Узбекистана, но зарубежные рынки тоже рассматриваем. В этом году это стало особенно актуально в связи со сложившейся ситуацией в России, Украине, мире. К нам обращаются с запросами по поводу характеристик нашего угля. К тому же, как я уже говорил, у нас есть попутные полезные ископаемые. И на данный момент обсуждаем вопрос их поставки за рубеж, переговоры ведутся, ждём ответа, кроме того, необходимо проработать логистику.
     В 2021 г. в качестве гуманитарной помощи отправили уголь в Афганистан.
     – 25 января т.г. произошло массовое отключение электричества в Узбекистане. Что пришлось предпринять компании, чтобы прео­долеть временный дефицит энергии? Насколько АО «Узбек­уголь» готово к подобным блэкаутам?
     – Конечно, здесь мы все сплотились: и станции, и город, и администрация. Было тяжело, предприятие встало, но после исправления аварийного положения оперативно запустили доставку угля. Всё разрешилось в течение суток, но, безусловно, ожидали худшего. Хотелось бы, чтобы такое не повторилось, ведь это проблема безопасности людей, находящихся в шахтах.
     – Курс на «зелёную» экономику сформировал мнение, что уголь – не самый чистый продукт в энергетике. Останется ли место для угля в «чистой энергетике» будущего?
     – Думаю, полностью заменить уголь нельзя будет ещё долгие годы, это налаженное производство. Сами знаете факты, произошедшие за последнее время, когда «зелёная» энергетика подводила. Возобновляемые источники энергии достаточно дорого оборудовать, к примеру, для солнечных батарей нужны большие площади, а если нет ветра, то и вет­ряки не заработают. Современные технологии позволяют сделать добычу и транспортировку угля экологически безопасными.
     – Существуют ли какие-либо расчёты, насколько себестоимость добычи угля дешевле энергии возобновляемых источников?
     – По правде говоря, такие расчёты мы не делали. Эксперты подсчитали, что сейчас в мире уголь – самое дешёвое и доступное топливо. Для полного перевода экономики на «зелёную» энергетику потребуются десятилетия. Поэтому будущее угольной промышленности вполне обозримо: думаю, 20-25 лет она ещё точно будет востребована.
     – Вы отметили, что ренессанс угольной отрасли возможен при внедрении новых технологий переработки, очистки и использования угля. По Вашему мнению, достаточно ли научного и кадрового потенциала для дальнейшего развития отрасли?
     – Мы уже сегодня коренным образом меняем свою производственную философию в свете современных и ближайших экологических и экономических вызовов, направляем инвестиции на научные исследования и перспективные технологии производства как энергии из угля, так и конечной продукции с высокой добавленной стоимостью. У нашего коллектива имеется для этого достаточный опыт. Поэтому курс коллектива АО «Узбекуголь» взят на обновление, техническую и технологическую модернизацию отрасли, что, в свою очередь, позволит внести свой достойный вклад в экономическое и социальное развитие Узбекистана.
     – Благодарим Вас за интересную беседу.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.