Цифровизация предполагает глобальное переосмысление подхода к бизнесу, повышение эффективности компании за счёт оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, а также организацию согласованной работы IT-систем. О том, как она влияет на эффективность деятельности гиганта промышленности страны, мы узнали от заместителя Председателя правления по цифровизации АО «Алмалыкский ГМК» АЗИЗОВА Абдуллы Абдисаламовича.
– Цифровая трансформация – одна из важнейших задач, которая была поставлена Президентом Узбекистана в предыдущие годы. И она актуальна и сегодня, и завтра. Согласно Стратегии развития Нового Узбекистана в русле цифровизации каждым предприятием, организацией и другими субъектами всех сфер экономики осуществляется переход к новым формам деятельности. Каковы успехи в этом направлении у АГМК?
– Согласно объявлению 2020 г. в нашей стране Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики, а также во исполнение в этой связи поручений Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева в рамках утверждённой национальной Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030», охватывающей все сферы жизнедеятельности нашей страны, на АО «Алмалыкский ГМК» разработана Концепция развития «Цифровой АГМК – 2030», введена новая должность заместителя Председателя правления по цифровизации (Chief Digital Officer), а также создан новый департамент информационных технологий. И работа в этом направлении стремительно набирает темпы, о чём свидетельствуют показатели развития.
Так, согласно итогам 2021 г., особое внимание было уделено повышению эффективности горно-транспортного комплекса. Расширен парк транспортной техники, подключённой к системе GPS-мониторинга АГМК, на 233 единицы. Установлены трекеры GPS и датчики уровня топлива. Общее количество оснащённой техники составляет 1 700 единиц. Также транспортными подразделениями разработаны и введены в эксплуатацию информационные системы TIS (Transport Information System, Управление технологического транспорта), TMS (Transport Management System, Управление автомобильного транспорта), RMS (Railway Management System, Управление промышленного железнодорожного транспорта). Контроль и анализ работы транспорта в режиме онлайн позволили оперативно принимать решения по направлению техники на объекты, снижая сверхнормативные простои.
Мы работаем также над оптимизацией процессов, в том числе для повышения эффективности при отгрузке готовой продукции. На Джизакском цементном заводе внедрена автоматизированная система контроля за отгрузкой готовой продукции. Система отгрузки представляет собой сочетание технических программно-аппаратных средств, предназначенных для повышения оперативности, автоматизации и оптимизации существующих бизнес-процессов отгрузки готовой продукции.
И, конечно, внедрена информационная система бухгалтерского, финансового учёта и консолидации данных. Таким образом, создана единая информационная система отчётности для всех 46 структурных подразделений комбината, в результате затраты времени на составление отчётов и сбор данных сократились на 50%, повысилось качество финансовой отчётности, т. е. её достоверность и исключение дублирования при вводе исходных финансовых данных.
– Как известно, за годы реформирования у вас были реализованы десятки уникальных проектов, в том числе по IT-технологиям, внедрялись собственные разработки и инновации. Расскажите подробнее об этих достижениях, их роли в повышении эффективности производства и снижении затрат.
– В результате внедрения информационных технологий для контроля транспорта достигнуты следующие показатели эффективности:
● повышение объёма перевозки горной массы на карьере «Ёшлик I» на 10%;
● снижение суммы штрафов за простои вагонов в 6 раз;
● перевод всех заявок на транспорт в электронный вид;
● экономия дизельного топлива в объёме 16,8 тыс. т (на сумму 151 млрд сумов).
Внедрение Системы контроля отгрузки готовой продукции на Цементном заводе позволило:
● обеспечить автоматический сбор данных весового контроля с применением инструментов автоматизированного взвешивания отгружаемой готовой продукции на автотранспортные средства и железнодорожный транспорт;
● создать гибкую систему отчётности процесса отгрузки готовой продукции за определённый период времени (смена, сутки, месяц, квартал и т. д.), а также аналитику в разрезе контрагентов, транспорта и др.
С внедрением данной системы за счёт оперативной идентификации контрагентов на всех этапах отгрузки общее время обслуживания сокращено в 2 раза.
– Несомненно, одной из самых животрепещущих тем является «зелёная» экономика. Насколько, по Вашему мнению, достижение органичного взаимодействия проектов внедрения IT-технологий и «зелёной» экономики способствует достижению общих целей совершенствования производственных процессов и высокой результативности деятельности комбината с минимизацией ущерба окружающей среде и экологии?
– Ни для кого не секрет, что промышленные предприятия потребляют большое количество энергоресурсов, и АГМК не является исключением. Учитывая, что комбинат осуществляет свою деятельность уже более 70 лет, можно прийти к выводу, что оборудование и технологии за эти десятилетия их использования совсем устарели. Но на самом деле руководством АГМК уделяется особое внимание модернизации производства, согласно программе технологического перевооружения производственных мощностей АГМК, построены новый плавильный агрегат и сернокислотный цех на медеплавильном заводе. Важно отметить, что введённые новые объекты являются высокотехнологичными и полностью автоматизированными. Системы автоматизации (АСУТП) позволяют нам осуществлять контроль и управление технологическими процессами с минимизацией человеческого фактора и за счёт этого рационально использовать энергоресурсы.
– Какие конкретно программы действий и мероприятий были реализованы АГМК за последние годы и какие намечены на дальнейшую перспективу в рамках утверждённой Президентом Узбекистана Концепции «Цифровой Узбекистан – 2030»?