Текстильная промышленность является одной из тех немногих отраслей экономики, которые смогли не только сохранить в текущих условиях пандемии темпы роста производства и экспорта продукции, но даже их увеличить. По итогам 7 месяцев 2020 г. экспорт текстильных и швейно-трикотажных изделий достиг 1 млрд долларов. Более 12% объёма экспорта приходится на Турецкую Республику. Активное взаимодействие с турецкими партнёрами происходит и в рамках реализации ряда совместных инвестиционных проектов, и в вопросе привлечения турецких экспертов-консультантов для совершенствования системы управления и реализации структурных реформ в текстильной отрасли.
Наш собеседник – заместитель Председателя Ассоциации «Узтекстильпром» ДЖУМАНИЯЗОВ Мухаммаджон Бахрамович ответил на вопросы редакции «ЭВУ», касающиеся сотрудничества отрасли с турецкой стороной.
– Мухаммаджон Бахрамович, вспышка пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, которая в настоящий момент поразила весь мир, привела к дисфункциям в глобальных и региональных торговых связях, нарушая цепочки экспортно-импортных поставок и деловых обменов. Как справляется отрасль с ситуацией и сложившимися сложными условиями? Поменялась ли Инвестиционная программа на 2020 год из-за коронакризиса?
– Ежедневно средства массовой информации рассказывают о последствиях пандемии COVID-19 на мировую экономику. Она затронула все области экономики. Текстильная отрасль также претерпела колоссальные изменения. В связи с масштабным введением карантинных и ограничительных мер всеми странами мировая текстильная индустрия, частью которой является текстильная промышленность Узбекистана, понесла значительные финансовые потери. Так, первые месяцы карантина и полное закрытие границ с зарубежными странами привели к срыву поставок продукции, невозможности импорта сырья, отмене заказов. Деловая активность понизилась, покупательская способность резко сократилась.
Вместе с тем мировая общественность также поменяла ценности. Изменения в первую очередь коснулись ритейла и модной индустрии. Люди больше времени стали проводить дома и меньше стали одеваться – снизился спрос на одежду класса люкс. Из-за резкого падения покупательской способности многие мировые ритейлы и компании, которые являются нашими основными заказчиками, вынуждены были распустить персонал и закрыть свои магазины. Тенденции были направлены на производство масок, медицинских защитных изделий и домашний текстиль. К примеру, даже такие крупные компании, как Nike, Louis Vuitton, H&M, Uniqlo, рассматривают вопросы развития онлайн-торговли, сократив при этом свои торговые магазины по всему миру.
Что касается текстильной индустрии Узбекистана, то наша отрасль стала одной из немногих, которые смогли не только удержаться на плаву, но и сохранить темпы производства и экспорта. К примеру, за 7 месяцев т. г. экспорт текстиля превысил 1 млрд долл., а темпы роста по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. возросли на 12 процентов.
Для того чтобы предприятия отрасли смогли пережить пандемию с минимальными убытками, был принят ряд своевременных правительственных решений. Благодаря поддержке правительства и стойкости предприятий мы смогли восстановить производство и сохранить рабочие места. Первоочередной задачей, которая стояла перед Ассоциацией, было восстановление деятельности крупных экспортоориентированных предприятий. Так, все из 292 предприятий, производство которых было остановлено, к июню этого года уже наладили и производственную, и экспортную деятельность. Ежедневно сотрудники Ассоциации «Узтекстильпром» совместно с Республиканским оперативным штабом, местными органами власти, министерствами и ведомствами, представителями Ассоциации в регионах изучали деятельность предприятий с выездом на места. Решались вопросы от импорта сырья до получения разрешений на привлечение зарубежных специалистов. В связи с закрытием границ с соседними странами увеличились цены на грузоперевозки. Совместно с Министерством транспорта Республики Узбекистан мы проработали альтернативные маршруты для грузоперевозок железнодорожным путём и автодорогами, а государство начало компенсировать расходы на транспорт при экспорте продукции, увеличился объём авиаперевозок.
Наряду с этим перед отраслью стояла задача по обеспечению населения защитными масками и комбинезонами. Проделана огромная работа в данном направлении. Так, за короткий срок необходимо было нарастить объёмы суточного производства масок до 5 млн штук. Если, к примеру, к марту 2020 г. лишь 15 предприятий производили средства защиты, то уже к началу июня 275 предприятиями отрасли производилось более 6 млн ед. защитных масок в день, и есть возможность нарастить объёмы выпуска до 13 миллионов.
Хотя пандемия негативно сказалась на деятельности предприятий, стоит учесть, что она создала предпосылки для дальнейшего развития отрасли. К примеру, мы впервые осуществили экспорт защитных изделий, также впервые налажен экспорт продукции в Кувейт, Грецию, Словению и США. Крупные игроки текстильной индустрии начали проявлять интерес к сотрудничеству с нашими отечественными предприятиями.
Касаемо вопроса реализации новых проектов в регионах, хотел бы отметить, что Глава государства особое внимание обратил на создание новых рабочих мест и поддержку предпринимателей. Именно наша отрасль стала локомотивом в решении вопросов сокращения безработицы и бедности, развития предпринимательства в регионах. Так, в 2019 г. реализован 91 проект по всей республике, в том числе в отдалённых регионах, где ещё 2-3 года назад не было ни одного промышленного предприятия, – это Канлыкульский и Шуманайский районы Республики Каракалпакстан, Янгиабадский и Арнасайский районы Джизакской области, Бозский и Улугнорский районы Андижанской области, Шерабадский район Сурхандарьинской области и другие.
– За последние два года в Узбекистане создано много турецких предприятий. На сегодняшний день сколько проектов в текстильной отрасли успешно реализовано совместно с турецкими инвесторами?