Большое интервью

Инновационная идея сегодня – конкурентоспособный продукт завтра

1/2022

     Время стремительно меняется. Достижения науки и инновационные технологии очень быстро входят в нашу жизнь, и сегодняшняя разработка завтра сменяется более компактным и удобным оборудованием. В число задач Министерства инновационного развития входят изучение, оценка, коммерциализация инновационных идей, технических разработок талантливых молодых людей и, при необходимости, оказание им практической помощи в поиске выгодного партнёра. С руководителем данного учреждения – Министром инновационного развития Республики Узбекистан Иброхимом АБДУРАХМОНОВЫМ мы поговорили о проделанной работе и текущих задачах министерства.
 
     – В сентябре 2018 года была принята Стратегия инновационного развития на 2019-2021 годы, каковы её основные результаты?
     – В 2018 г. был принят стратегический документ, направленный на консолидацию усилий государственных органов и организаций в сфере инновационного развития – Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. Главной целью Стратегии является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и её инновационного развития, а также вхождение Республики Узбекистан к 2030 г. в топ-50 ведущих стран мира по рейтингу Глобального индекса инноваций (GII).
     С этой целью правительством Узбекистана реализуются меры по развитию Национальной инновационной системы в ближайшие 3 года, включающие, в частности, политические инструменты, направленные на эффективное развитие человеческого капитала для научно-исследовательской деятельности, трансфера изобретений и технологий, совершенствование системы финансирования инновационной деятельности, оптимизацию инфраструктуры и ИКТ-технологий, улучшение системы образования, расширение конкуренции и уменьшение административных барьеров.
За прошедший период в соответствии с национальными целями и задачами данной Стратегии была создана интегрированная система управления инновациями. В результате реализации Стратегии правительством определены основные институты, составляющие инновационную экосистему страны, осуществлён ряд мероприятий, приняты законы «Об инновационной деятельности», «О науке и научной деятельности».
     Постановлением правительства от 15 декабря 2020 г. утверждена Стратегия инновационного развития систе­мы аграрного образования до 2030 года, согласно ко­торой в настоящее время ведётся практическая работа по внедрению инновационных ресурсосберегающих технологий в сельском хозяйстве, «Умного сельского хозяйства» (Smart agriculture) и цифровых технологий. В 2019-2021 гг. в Республике Узбекистан реализована Концепция внедрения технологий «Умный город».
     Также повышается статус и престиж учёных в обществе, достигаются положительные результаты в плане их материальной и моральной поддержки. Принимаются адресные меры по обеспечению широкого участия молодёжи в инновационной деятельности. Внедрены эффективные и прозрачные механизмы финансирования науки и инноваций, основанные на передовом международном опыте.
     Если говорить о достижениях, прежде всего, была создана новая система управления наукой. В частности, с учётом опыта передовых стран, внедрён механизм формирования государственного заказа на научные исследования. Министерством финансируется регулярное проведение конкурсов по тематическим и ориентированным на результат научно-исследовательским проектам, что обеспечивает использование грантов на основе конкурентной среды. Финансирование проектов по сравнению с 2017 г. увеличилось в 3,5 раза, не менее 40% средств направлено на приобретение необходимого оборудования, реагентов и материалов. Например, в 2021 г. на поддержку 603 проектов было направлено 4904,1 млрд сумов.
     Активно развивается партнёрство с Германией, Россией, Турцией, Израилем, Беларусью и другими странами. В 2021-2022 гг. планируется профинансировать около 100 международных научных проектов в рамках сотрудничества с Китаем, Индией, Туркменистаном, Ираном, Беларусью, Россией, Венгрией и EAPI (Евразийская ассоциация поддержки научных исследований). На сегодняшний день на поддержку более чем 70 международных исследовательских проектов с данными партнёрами было выделено средств в размере более 62 млрд сумов.
     По всей стране укреплена инновационная инфраструктура, в частности созданы 3 региональных инновационных центра, 5 технопарков, экспериментальная площадка по апробации инновационных проектов, специализированные бизнес-акселераторы для научных проектов, а также инновационная клиника телемедицины DMC, расположенная в отдалённом районе Узбекистана.
     В стране сформирована экосистема стартапов, которая охватывает основные этапы их поддержки – от идеи до конечного потребителя. Основная роль в ней отводится системе государственных грантов, благодаря которой было профинансировано 139 стартап-проектов на общую сумму 91,9 млрд сум., создано более 1100 рабочих мест и налажено производство новой конкурентоспособной продукции. Созданный недавно Национальный венчурный фонд UzVC с общим капиталом в размере 15 млрд сум. призван обеспечивать постоянную поддержку передовых инновационных проектов и развитие коммерциализации науки, ставшей приоритетной задачей нашей страны. Также внедрена новая система, работающая по схеме «учёный – банк – предприниматель». Предпринятые меры способствовали значительному повышению показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности: коммерциализированы 372 инновационные разработки, объём производства высокотехнологичной продукции превысил 235,3 млрд сумов. Для ускорения внедрения новых наукоёмких технологий в экономику страны запущена система трансфера технологий и общий объём реализованных инвестиционных проектов достиг 3,3 млн долларов.
     В целях поддержки инициатив молодого поколения, широкого привлечения их к инновационной и научной деятельности при Министерстве инновационного развития была создана Академия молодёжи. В настоящее время уже более 2000 молодых людей включились в работу 15 филиалов Академии в регионах республики. Объявлены специализированные конкурсы для молодых учёных, на проведение которых в 2020 г. Академией было выделено 30,2 млрд сум. с целью поддержки перспективных прикладных и инновационных проектов.
     Вхождение Республики Узбекистан в Глобальный индекс инноваций в 2020 г. является результом усилий и достижений страны в области инновационного развития. В 2021 г. в данном рейтинге наша страна заняла 86-е место среди 132 государств, что выше на 7 позиций по сравнению с предыдущим годом и на 36 пунктов, чем в 2015 году. Узбекистан добился успехов в таких направлениях, как «Качество институтов управления», «Человеческий капитал и научно-исследовательская деятельность», «Развитие рынка», «Развитие бизнеса», «Наука и технологии», «Креативные продукты», «Инфраструктура».
     – По Вашему мнению, какими должны быть возможности, созданные для развития науки и высоких технологий?
     – Проведенный анализ показывает необходимость дальнейшего расширения инновационной экосистемы, функционирующей на национальном уровне, в частности для поддержки научной деятельности и стартап-инициатив, повышения производительности труда, создания новых рабочих мест, и это является приоритетной задачей экономики Узбекистана, для реализации которой необходимы организация производства новой продукции на инновационных предприятиях, а также повышение качества продукции на крупных и кластерных предприятиях, восполнение её дефицита и обеспечение занятости населения на инновационных производственных площадках.
     Ещё одной актуальной задачей развития национальной инновационной экосистемы является кардинальный пересмотр системы кластеризации в нашей стране в соответствии с мировым опытом. Сегодня развитие территорий республики осуществляется за счёт широкого использования природных ресурсов, также, с другой стороны, существует проблема увеличения риска истощения существующих природных запасов. Исходя из этого, для повышения доли наукоёмкой (инновационной) продукции в валовом внутреннем продукте страны требуется организация промышленных кластеров, опираясь при этом на передовую практику ведущих стран мира.
     Необходимо обеспечить непрерывность всей цепочки деятельности кластера – от поставки сырья в производство до получения готового товара конечным потребителем. На сегодняшний день выдвигаются и такие важные, не терпящие отлагательства задачи, как: развитие национальной инфраструктуры, адаптированной к требованиям рынка; расширение научного потенциала; повышение эффективности исследовательской деятельности и уровня коммерциализации науки. Необходимость увеличения числа предприятий с меж­дународными сертификатами качества для увеличения экспортного потенциала страны, создания новых рабочих мест, сокращения бедности, обеспечения занятости молодёжи и женщин, развития новой и устойчивой инновационной экосистемы в Узбекистане требует более последовательного реформирования системы науки, технологий и инноваций.
     Поэтому очень важно совершенствовать систему финансирования науки и исследовательской деятельности, а также диверсифицировать источники финансирования. Для этого предполагается к 2025 г. увеличить долю общего объёма средств, направляемых на науку, к валовому внутреннему продукту в 6 раз, а к 2030 г. – в 10 раз.
     – Каковы основные направления инновационного развития Узбекистана, и как они поддерживаются государством?
 
 
 
Весь текст интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.