- Экономический вестник Узбекистана - https://evu.uz -

Обеспечение занятости населения – важнейший фактор сокращения бедности

Posted By vestnik1919_is0g0ljt On 07.09.2020 @ 13:00 In Интервью | No Comments

     Поскольку многие страны сталкиваются с новой угрозой ХХI века в виде вирусной атаки, стало ясно, что они не готовы бороться с ней без адекватной оценки её опасностей и негативных последствий для экономики и населения. При этом в первую очередь пострадали граж­дане, потерявшие стабильный источник дохода в результате закрытия предприятий и учреждений, а также те, кто из-за болезни потерял здоровье и своих близких. Наша страна вовремя отреагировала на пандемию и постаралась вооружиться всеми необходимыми средст­вами защиты для поддержки своих граж­дан. В этот непростой период не только врачи, но и социальные работники были на передовой, обеспечивая население, особенно уязвимые его слои, необходимыми мерами социальной поддержки.
     Интервью Главного редактора журнала с Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Нозимом ХУСАНОВЫМ посвящено актуальным социальным вопросам, решаемым на государственном уровне в условиях пандемии COVID-19.
 
     – Нозим Бахтиёрович, основные направления ­деятельности министерства, которое Вы возглавляете, многим из нас известны. Однако неожиданная чрезвычайная ситуация – пандемия – оказала негативное влияние на все аспекты жизнедеятельности нашего общества. Какие существенные изменения произошли в этих условиях в сфере занятости и трудовых отношений? Какие возможности и условия созданы министерством для трудовой деятельности граждан во время карантина?
     – Вы правы, непредвиденная чрезвычайная ситуация – пандемия коронавируса – полностью изменила наш образ жизни и мир в целом. В целях снижения её негативного влияния на рынок труда, трудовые отношения и занятость населения, всесторонней поддержки безработных граждан и тех, кто не смог выехать за границу на заработки, а также наших соотечественников, временно потерявших работу во время карантинных ограничений, были приняты необходимые меры.
     Во-первых, во время пандемии коронавируса возникла необходимость в разработке новых нормативных актов по части трудовых отношений. В этих целях на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 г. разработаны два временных положения. В частности, приказы Министерства занятости и трудовых отношений от 25 марта 2020 г. «Об утверж­дении Временного положения о порядке предоставления ежегодного трудового отпуска родителям учеников младших классов общеобразовательных уч­реж­дений и воспитанников дошкольных образовательных организаций при приостановлении деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных учреждений на период действия карантинных мероприятий» и «Об утверж­дении Положения о временном порядке перевода работников на работу в дистанционном режиме работы, по гибкому графику работы или на дому в период действия карантинных мер» были зарегистрированы в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
     Во-вторых, для обеспечения трудоустройства безработных и тех, кто не смог выехать за границу на заработки, а также вернувшихся оттуда граждан, в пе­риод пандемии мы задействовали механизм работы на основе так называемой «ручной системы управления», тем самым обеспечивая занятостью на самых низовых уровнях.
     С целью изучения обстановки на местах и принятия оперативных мер руководством министерства организовываются мероприятия по трудоустройству безработных, возвратившихся трудовых мигрантов и членов малообеспеченных семей на основе выездов в регионы. До сегодняшнего дня посетили 167 районов и городов республики.
     – Определённые слои населения, особенно работающие в сфере обслуживания, транспорта и общественного питания, столкнулись с вынужденной безработицей из-за карантина. Какие новые формы занятости именно для них были предложены и реа­лизованы министерством, и насколько они оказались эффективными?
     – Согласно решению заседания Антикризисной комиссии от 27 марта 2020 г., по инициативе министерства было установлено, что оплата труда лиц, привлечённых к строительству и капитальному ремонту инфраструктурных объектов, полевым работам в сельс­ком хозяйстве и общественным работам от работодателей, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, будет возмещена полностью (100%) за счёт средств Фонда общественных работ. Кроме того, внедрён механизм финансирования оплаты труда гражданам, занятым на общественных работах, каждые пять дней.
     Кардинально пересмотрена работа местных органов по труду. В этом году количество услуг, предоставляемых региональными центрами содействия занятости, увеличилось ещё на 7 и доведено до 19, в числе которых:
     ● выделение субсидий (от 669 тыс. до 6,7 млн сум.) безработным гражданам для строительства теплиц на своих приусадебных участках, приобретения саженцев и семян, а также ирригационного оборудования; упрощение процедуры регистрации в качестве предпринимателя; организация курсов обучения основам предпринимательства; предоставление льготной оплаты страхового полиса при получении кредита;
     ● выдача субсидий в размере 2,2 млн сум. для оставшихся без работы членов швейных, кустарных, пчеловодческих, рыболовных, кролиководческих, птицеводческих и других сельскохозяйственных кооперативов;
     ● повышение квалификации сотрудников по направлению органов по занятости и труду и предоставление субсидий работодателям, нанимающим нуждающихся граждан из уязвимых слоёв населения.
     В период с 19 марта по 1 августа этого года было трудоустроено 728,3 тыс. человек, в том числе 617 тыс. безработных, временно безработных и не имевших возможности выехать на работу за границу во время пандемии коронавируса. Это почти в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из 176 тыс. человек, имеющих постоянную работу, 90 тыс. составляют женщины и 71,3 тыс. – молодые люди. Кроме того, оплата труда 419,2 тыс. человек, привлечённых к общественным работам, увеличилась в 2,4 раза.
     Примечательно, что во время пандемии было введено 9 нетрадиционных и нестандартных видов общест­венных работ, в частности, дезинфекция махаллей, улиц, рынков и общественных мест, охрана блок-постов и карантинных домов, помощь одиноким пожилым людям и пенсионерам, лицам с инвалидностью и нуждающимся в уходе, а также содействие работникам Центров благотворительности и продавцам продуктов питания в передвижных пунктах торговли, организованных в махаллях.
     Кроме того, 50 тыс. малообеспеченных семей, в частности, семьям, внесённым в «железную тетрадь», для освоения приусадебных участков, строительства лёгких типов теплиц, приобретения семян и саженцев, а также оросительной техники выделены субсидии в размере 104,7 млрд сумов. Для трудоустройства малообеспеченной части населения и содействия в открытии бизнеса выделено 7,3 млрд сум., что позволило обеспечить занятостью 6,2 тыс. человек.
     В свою очередь, было выделено 5,1 млрд сум. 194 работодателям на обеспечение повышение квалификации 2,5 тыс. работников, нанятых ими по направлениям органов по труду; 534,4 млн сум. получили 89 работодателей для выдачи ежемесячной заработной платы принятым ими на работу 248 гражданам из малообеспеченных семей и 731,3 млн сум. на организацию государственной регистрации желающих начать предпринимательскую деятельность 3 тыс. человек для оплаты страхового полиса при получении ими кредитных средств.
Также к 329 кооперативам, созданным на основе китайского опыта хозяйствования, были прикреплены 15,6 тыс. безработных из числа малообеспеченных и бедных семей.
 
 
Весь текст интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала [1]

Article printed from Экономический вестник Узбекистана: https://evu.uz

URL to article: https://evu.uz/intervyu/obespechenie-zanyatosti-naseleniya-vazhnejshij-faktor-sokrashheniya-bednosti.html

URLs in this post:

[1] Весь текст интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала: http://evu.uz/kontaktyi

Copyright © 2015 EVU. All rights reserved.