- Экономический вестник Узбекистана - https://evu.uz -

Узы взаимного доверия, солидарности и единства

Posted By vestnik1919_is0g0ljt On 13.01.2021 @ 17:20 In Интервью | No Comments

     Тюркский совет или Совет сотрудничества тюркоязычных государств – это международная межправительственная организация, объединяющая современные тюркские государства, главной целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между её членами.
     Об интеграции тюркского мира и культурном взаимодействии мы поговорили с Багдадом АМРЕЕВЫМ, Генеральным секретарём Совета сотрудничества тюркоязычных государств.
 
     – Как известно, авторитет Совета сотрудничества тюркоязычных государств на международной арене растёт. И начнём наш разговор, если позволите, с вопроса о создании данного Совета и количестве государств-членов, а также его основной цели и направлениях деятельности.
     – Процесс формирования и становления Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет) начался сразу же после распада СССР и первого Саммита глав тюркоязычных государств, состоявшегося в 1992 г. в Анкаре, в котором приняли участие президенты Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана, Турции и Узбекистана.
     Принимая во внимание эффективность и результативность первой встречи в рамках Анкарского Саммита, главами государств было решено продолжить практику проведения подобных саммитов. Последующие встречи на высшем уровне были организованы в Стамбуле (1994, 2001 и 2010 гг.), Бишкеке (1995 г.), Ташкенте (1996 г.), Астане (1998 г.), Баку (2000 г.), Анталии (2006 г.), Нахичевани (2009 год).
     Отрадно отметить, что на Ташкентском Саммите в 1996 г. была признана необходимость проведения регулярных многосторонних консультаций и встреч, а также учреждения Секретариата Саммита тюркоязычных государств. В дальнейшем, на Саммите в Астане в 1998 г. был принят Устав Секретариата, а на Бакинском Саммите в 2000 г. принято решение об учреждении Постоянного секретариата в Турции.
     В 2009 г. главами Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и Турции в г. Нахичевани было подписано Нахичеванское соглашение об учреждении Тюркского совета, которое вступило в силу в ноябре 2010 года. Тогда же в ходе организованного в Стамбуле 10-го Саммита было торжественно провозглашено о начале деятельности Тюркского совета, учреждён его Секретариат в Стамбуле и Генеральным секретарём назначен представитель Турции Посол Халил Акынджи.
     По инициативе Первого Президента Республики Казахстан – Почётного председателя Тюркского совета Нурсултана Назарбаева – в Астане 20-21 октября 2011 г. прошёл первый Саммит Тюркского совета. В последующем саммиты были проведены в Бишкеке (2012 г.), Габале (2013 г.), Бодруме (2014 г.), Астане (2015 г.), Чолпон-Ате (2018 г.), Баку (2019 год).
     На Чолпон-Атинском Саммите, состоявшемся в 2018 г., в качестве почётного гостя впервые принял участие Президент Республики Узбекистан Ш. Мирзиёев.
     В ходе данного заседания Венгрия получила статус наблюдателя и был избран новый Генеральный секретарь. В сентябре 2019 г. учреждён Европейский офис Тюркского совета в Будапеште. На 7-м Саммите, организованном в честь 10-летия с момента подписания Нахичеванского соглашения в Баку 15 октября 2019 г., Узбекистан стал полноправным государством-членом этой организации.
     С присоединением Узбекистана Тюркский совет насчитывает в своих рядах пять государств-членов: Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Турция и Узбекистан. Венгрия имеет статус наблюдателя. В то же время продолжается работа по сотрудничеству с Туркменистаном на разных уровнях, что соответствует духу братства и единства между тюркскими государствами.
     Основные цели и задачи деятельности Тюркского совета закреп­лены в Нахичеванском соглашении, согласно которому деятельность организации направлена на укреп­ление взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поддержание мира и безопасности как между тюркоязычными народами, так и на глобальном уровне. С учётом необходимости интеграции и развития национальных экономик государства-члены нацелены на создание благоприятных условий для торговли и инвестиций, упрощение таможенных и транзитных процедур в целях поэтапного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий, а также упрощения финансовых и банковских операций. Ещё одним важным направлением является расширение взаимодействия в области науки и технологий, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма, поддержки молодёжи, популяризации великого культурно-исторического наследия тюркских народов.
     В целом Тюркский совет всеми усилиями действует во благо развития всестороннего сотрудничества – в политической и торгово-экономической, научно- и военно-техничес­кой, правоохранительной и природоохранной, энергетической и транспортной, культурной и образовательной областях, кредитно-финансовой сфере.
     – Как Вы уже отметили, в октяб-ре 2019 г. Узбекистан впервые принял участие в качестве полноправного члена в 7-м Саммите Тюркского совета в Баку. Как это было воспринято Тюркским советом и меж-дународным сообществом?
     – Вступление Узбекистана в Тюркский совет стало эпохальным событием в укреплении единства тюркского мира. Государства-члены и наблюдатели Тюркского совета с радостью восприняли это событие и приветствовали Республику Узбекистан в качестве полноправного члена организации. Данное историческое решение совпало по времени с празднованием 10-й годовщины подписания Нахичеванского сог­лашения.
     Узбекистан всегда был и остаётся страной, духовное достояние которой является одной из фундаментальных основ Тюркского мира, экономичес­кой и культурной колыбелью Тюрко-Исламской истории с её древними хранителями – городами Самарканд, Бухара и Хива, расположенными вдоль Великого шёлкового пути. Братский узбекский народ с его богатым национальным и историческим наследием внёс огромный вклад в мировую цивилизацию. Узбекистан с его растущими возможностями открывает всем государствам-членам новую, яркую главу сотрудничества и, диверсифицируя повестку Тюркского совета, усиливает и укрепляет экономическую составляющую межгосударственного взаимодействия.
     Несомненно, вступление Узбекистана в Тюркский совет раскрывает ранее незадействованные возможности взаимовыгодного партнёрства, в т. ч. благодаря конкретным инициативам, выдвинутым Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым на саммитах в Баку в октябре 2019 и апреле 2020 годов.
     Членство в организации способствует расширению географии и уг­лублению разнопланового сотрудничества между тюркоязычными го­сударствами, что вызывает интерес к деятельности Тюркского совета со стороны отдельных государств, на тер­ритории которых проживают тюрк­ские общины. С расширением Тюркского совета можно смело констатировать о том, что на территории государств-членов и страны-наблюдателя проживают свыше 160 млн человек.
     Эти факторы играют важную роль в развитии торговых отношений между Востоком и Западом, имеют большой потенциал для того, чтобы Совет мог стать всеобъемлющим геоэкономическим и геополитическим участником не только в Азии, но и во всём мире.
     – Несомненно, решение о целесообразности членства Узбекистана в Тюркском совете было принято в связи с эффективностью деятельности организации, видением её широких перспектив и потенциала. Можете ли вкратце рассказать об экономическом сотрудничестве в рамках Тюркского совета?
     – В течение четверти века страны Тюркского совета значительно улучшили свои мощности, чтобы производить больше продукции за счёт активизации экономической деятельности. ВВП государств-членов и страны-наблюдателя на основе паритета покупательской способности увеличился с 757 млрд долл. в 1992 г. до 3,8 трлн долл. в 2019 году.
Средние темпы роста реального ВВП за последние два года замедлились, достигнув 3,3% в 2018 г. и 2,3% в 2019 году. Согласно данным МВФ, из-за вспышки COVID-19 в 2020 г. средний рост реального ВВП также сократился на – 3,7 процента. Однако к 2021 г. вновь прогнозируется рост.
     Общий объём внутрирегиональной торговли, измеряемый через экспорт, увеличился с 11,1 (2016 г.) до 20,2 млрд долл. (2019 год). Доля внут­рирегионального экспорта в общем объёме экспорта остаётся пока на неудовлетворительном уровне, на его долю в 2010 г. приходилось всего 3,4 %, а в 2019 г. – 5,1 процента.
     Следует отметить, что за весь период деятельности Тюркского совета было организовано десять заседаний министров экономики и одиннадцать встреч рабочих групп по экономическому сотрудничеству, в ходе которых обсуждались шаги по укреплению экономического сотрудничества и принимались конкретные планы действий по реализации дос­тигнутых договорённостей.
     Проведены также десятки минис­терских встреч в других экономичес­ких сферах, таких как транспорт, информационно-коммуникационные технологии, туризм и другие.
     В 2019 г. в Нур-Султане был подписан Меморандум о взаимопонимании между государственными органами по поддержке малых и средних предприятий государств-членов Тюркского совета и Меморандум о взаимопонимании по обмену информацией и опытом между различными типами экономических зон на полях 7-го Саммита Тюркского совета, организованного в Баку в октябре 2019 года.
     В продолжение реализации поставленных главами государств задач 6 мая 2020 г. была организована встреча министров экономики/торговли и глав таможенных админист-раций в формате видеоконференции. Основными целями встречи было принятие мер по поддержанию нынешнего уровня торгово-экономических отношений, смягчению негативного воздействия пандемии на экономику, а также укрепление торговых отношений во время и после пандемии. В ходе встречи между министрами достигнута договорённость о разработке совместного плана действий при координации Сек­ретариата, принятии мер по обеспечению продовольственной безо­пасности и подготовке общего спис­ка товаров первой необходимости, а также об упрощении процедур таможенного оформления товаров. Рассмотрены вопросы определения общей стратегии содействия торговле и поощрения мультимодальных перевозок по Транскаспийскому коридору, а также обеспечения эффективного использования железной дороги по направлению Баку – Тбилиси – Карс.
     В рамках этой встречи участники договорились подготовить перечень товаров первой необходимости для реализации инициативы по созда­нию «зелёного коридора» на таможен­ных пунктах пропуска, выдвинутой ­Президентом Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёевым на полях внеочередного Саммита глав государств, организованного в формате видеоконференции 10 апреля 2020 года.
     Ещё одной важной структурой Тюркского совета является Тюркский деловой совет, который вносит весомый вклад в развитие экономического сотрудничества под эгидой организации. Учреждение объединяет ассоциации предпринимателей государств-членов и стремится к расширению сотрудничества между ними.
     Заседания Делового совета проводились в Ташкенте 14 декабря 2018 г., в Нур-Султане 17 мая 2019 г. и вновь в Ташкенте 5 октября 2019 года. В форумах приняли участие более 500 участников, в т. ч. председатели торгово-промышленных палат государств-членов Тюркского совета, предприниматели и деловые круги. В рамках мероприятий был принят устав Торгово-промышленной палаты Тюркского совета.
     В мае 2019 г. в Нур-Султане была образована совместная Торгово-промышленная палата тюркских стран, и в августе того же года состоялась Учредительная конференция СТПП со штаб-квартирой в Стамбуле. В рамках совместной палаты разрабатываются проекты по созданию свободных экономических зон и торговых домов в странах Тюркского совета.
     В продолжение взаимодействия в сфере экономики государствами – членами Тюркского совета ведётся активная работа по созданию Тюркского инвестиционного фонда. Так, 17-18 января 2019 г. в Стамбуле Сек­ретариат провёл очередное техническое совещание с участием соответствующих институтов государств-членов, на котором участники обсудили дополнительные детали целей, структуры и условий совместного фонда и согласовали концептуальный документ по его созданию. Ожидается, что о создании Инвестиционного фонда Тюркского совета будет объявлено в ходе предстоящего саммита организации.
     В целях создания электронной базы данных бизнес- и деловых кругов, свободного ознакомления с ­инвестиционными и другими про­ектами, а также доступа к зарубежным рынкам и налаживания партнёрских отношений был создан веб-портал тюркского бизнеса (www.turkicbusiness.com). Сайт предоставляет информацию о рынках, экономическом развитии, деловых возможностях, ярмарках, выставках, программах обучения и других событиях в тюркоязычных странах.
     – На 7-м саммите Совета Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своём выступлении выдвинул ряд предложений и инициатив. В частности, было отмечено, что реализация крупных транспортно-коммуникационных проектов создаст существенные возможности для выхода на европейс­кие, китайские и южноазиатские рынки через транспортный коридор Центральная Азия – Турция. Каким образом можно использовать потенциал Транскаспийского международного транспортного коридора? Как к этому подходит Тюркский совет, и что делается в данном направлении?
     – Фактически Транскаспийский международный транспортный коридор, известный также как «Средний коридор», становится всё более безопасным и кратчайшим торговым маршрутом между Европой и Азией, соединяющим те страны Тюркского совета, которые не имеют прямого выхода к морю. Коридор расширяет рыночные возможности, предлагая значительную экономию за счёт уг-лубления потенциала и увеличения масштабов экономической интеграции между странами Тюркского совета. В то время, как пандемия COVID-19 негативно влияла на большую часть международной торговли и грузоперевозок, «Средний коридор» показал свой потенциал в качестве надёжного и самого короткого торгового пути, способного обеспечивать доставку грузов из восточных частей Азии в Европу в течение около двух недель.
     Необходимо отметить, что вообще странами Тюркского совета в последние годы предприняты значительные шаги в направлении улучшения транспортной инфраструктуры и эффективного задействования транзитного потенциала «Среднего коридора». Таможенные процедуры в порту «Актау» в Каспийском море были упрощены благодаря внедрению системы «единого окна», а портовые сборы значительно снижены, что способствовало достижению значительной оперативности и оптимального удешевления транспортных операций. Ввод в эксплуатацию порта Курык также внёс свой вклад в развитие транзитного потенциала «Среднего коридора». В дополнение к перечисленному 30 октября 2017 г. была введена в эксплуатацию новая железнодорожная линия Баку – Тбилиси – Карс, призванная облегчить доступ стран Центральной Азии, в т. ч. Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана к европейс­кому и мировому рынкам. Протяжённость железной дороги составляет 846 км, из которых 504 км проходят по территории Азербайджана, 263 км – по территории Грузии и 79 км – по территории Турции. На сегодняшний день этот железнодорожный путь является самым коротким маршрутом, соединяющим Китай и Европу.
     В этом контексте следует отметить, что на 7-м Саммите (г. Баку, 15 октября 2019 г.) и внеочередном видеосаммите глав государств Тюркского совета, посвящённом теме «Солидарность и сотрудничество в борьбе с пандемией COVID-19» (10 апреля 2020 г.), главы государств подтвердили важность создания благоприятных условий и упрощения административных процедур для превращения «Среднего коридора» в эффективный, устойчивый и бесперебойный маршрут. Особый акцент при транспортном сотрудни­честве сделан на обеспечении продовольственной безопасности и бес­препятственном перемещении товаров первой необходимости.
     Логическим продолжением повышения транспортного потенциала государств-членов организации стал запуск в ноябре т.г. Пилотного проекта между Узбекистаном и Казахстаном по осуществлению грузовых перевозок с использованием элект­ронных книжек «eTIR». Цифровизация процесса перевозок позволит значительно упростить работу как таможенных органов, так и перевозчиков, будет способствовать сокращению операционных издержек, ускорит и сделает её более безопасной.
     В контексте повышения привлекательности «Среднего коридора» важное значение имеет осуществление железнодорожных перевозок между Турцией и Китаем по данному коридору. Следует отметить, что 4 декабря т. г. из Стамбула через «Средний коридор» отправился грузовой поезд в китайский город Сиань, который преодолел 8 693 км за 12 дней. Поезд пересёк два континента, два моря и пять стран.
     Реализация данных проектов является ярким примером успешного взаимодействия и практическим воплощением в жизнь приоритетных задач, определённых в Бакинской декларации внеочередного саммита глав государств-членов Тюркского совета от 10 апреля 2020 года.
     В целом совместно с государствами-членами Тюркского совета принимаются меры по совершенствованию правовых основ международной комбинированной перевозки грузов и созданию «зелёного коридора» для быстрого транзита продовольственных, медицинских, гуманитарных грузов и товаров первой необходимости. В этих целях в начале 2021 г. планируется проведение очередного заседания по вопросам дальнейшего развития транспортной инфраструктуры, на котором будут обсуждены детали предложения узбекской стороны по данному «зелёному коридору».
     Чтобы показать миру эффективность и жизнеспособность Транскас-пийского коридора, в данном направлении также планируется организация демонстрационного автодорожного тура от границ Китая до Стамбула.
     В ходе внеочередного заседания саммита в апреле т. г. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев пред­ложил соответствующим учреждениям/организациям государств-членов рассмотреть возможность использования современной инфраструктуры портов Актау, Туркмен­баши, Алат, Самсун и Мерсин при строительстве транзитных и логис­тических центров, а также задейст­вовать во внешней торговле систему взаимовыгодных скидок и льгот по грузоперевозкам. Кроме того, в рамках Тюркского совета существует механизм побратимского взаимодействия портов (порты Баку и Актау, Самсун и Курык являются членами данной структуры), что значительно повысит эффективность и объёмы товарооборота. Ожидается присоединение к учас­тию в этом процессе порта Мерсин. Он имеет стратегическое расположение на побережье Средиземного моря. Параллельно ведётся работа и по участию стратегически важных для проведения экспортно-импортных операций сухопутных портов государств-членов Тюркского совета, в т. ч. интермодального центра Навои и Тер­меза.
     В целях дальнейшего углубления транспортно-логистических связей Тюркским советом прорабатываются следующие задачи:
     ● улучшение и гармонизация региональной транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузовыми перевозками;
     ● содействие инновациям в транспортных и таможенных операциях с помощью оцифровки и элект­ронных документов (например, eTIR, eCMR);
     ● поддержание эффективной сети координации и связи, в т. ч. между каспийскими портами, а также логистическими центрами; координирование процесса портов-побратимов;
     ● обеспечение технической помощи и поддержки со стороны международных партнёров, таких как ВТО, ЕЭК ООН, ЭСКАТО и ОЭСР.
     – Расскажите пожалуйста, какие у Вас ожидания от участия Узбекистана в Тюркском совете?
     – Мне бы хотелось подчеркнуть, что вступление Узбекистана в организацию прежде всего является отражением естественных историчес-ких процессов. Узбекистан всегда присутствовал в формировании Тюркского совета, только требовалось юридическое оформление. На древней узбекской земле формировалась наша общая тюркская история, творили великие учёные и мыс­лители, труды которых внесли бесценный вклад в мировую науку и культуру.
Участие Узбекистана в качестве полноправного члена не только отвечает коренным интересам всего тюркского мира, но и придаёт мощный импульс деятельности Тюркского совета и постоянно расширяющемуся сотрудничеству между тюркоязычными странами и народами.
     Следует отметить, что сегодня на новый уровень вышли не только культурно-духовные связи, но и торгово-экономические и транспортно-коммуникационные отношения Узбекистана с остальными членами и наблюдателями организации. За последние годы объёмы взаимной торговли этих стран увеличились поч­ти в два раза, расширяется транспортное сообщение и соответственно растут грузоперевозки.
     Сейчас Узбекистан вступает в качественный новый этап своего развития. В полную силу реализуется мощный потенциал государства. В республике проводятся реформы по созданию условий для обеспечения всестороннего и ускоренного развития страны и общества, либерализации экономики и развитию социальной сферы, а также обеспечению безопасности и межнационального согласия. Конструктивная и взвешенная внешняя политика страны нацелена на создание вокруг Узбекистана пояса безопасности, стабильности и добрососедства, а также повышение международного имиджа.
     Сегодня изменившаяся атмосфера регионального диалога, характер сотрудничества между странами Центральной Азии, а также тюркскими государствами отражают «новое лицо» Узбекистана.
     Тюркский совет с большим энтузиазмом следит за реформами и важными шагами, предпринятыми правительством Узбекистана для радикального улучшения жизни людей, обеспечения верховенства закона и социальной справедливости, инновационного развития.
     Мы уверены, что реформы, проводимые под мудрым руководством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, приведут к дальнейшему развитию страны, повышению её роли как на региональном уровне, так и на международной арене.
Без сомнения, растущая интеграция Узбекистана в Тюркский совет существенно укрепит сотрудничество между тюркоязычными государствами и окажет положительное влияние на весь тюркский мир.
     – Спасибо за беседу.
 
 

Article printed from Экономический вестник Узбекистана: https://evu.uz

URL to article: https://evu.uz/intervyu/uzy-vzaimnogo-doveriya-solidarnosti-i-edinstva.html

Copyright © 2015 EVU. All rights reserved.