В начале XX столетия была изобретена технология, позволяющая создавать и использовать продукты мультимедиа, которые характеризуются сочетанием всех видов информации (графической, звуковой, видео). Для поддержки и продвижения чтения мультимедийные технологии используют в том числе и библиотеки. Предоставление доступа к мультимедийным ресурсам, популяризация книги и чтения с помощью мультимедийных технологий уверенно входят и в практику работы ИБЦ «Bilim».
Библиотеки издавна играют роль некоего посредника между человеком и информацией. Потребность в информационных услугах только возрастает день ото дня. Это связано, прежде всего, с усиленным ростом объёмов доступной информации. В электронный век культуры специалистам библиотек важно иметь представление о мультимедийных технологиях, принципах создания мультимедийных продуктов, программно-техническом обеспечении и перспективах предоставления мультимедийных услуг пользователям.
Мультимедиа (multimedia) дословно означает «много средств» (от двух латинских корней multi – много и media – средство). Это – сравнительно молодая отрасль новых информационных технологий, использующих динамические изображения и звуковые эффекты.
Мультимедийная продукция включает цифровые фотоизображения, видеосюжеты, текст, трёхмерную графику, анимацию, звук. Может существовать в аналоговом и цифровом виде и быть записанной на разных видах носителей. Как правило, она ориентирована на компьютерные носители и средства воспроизведения.
Давайте всё же разберёмся, что такое мультимедиа в библиотеке и как можно использовать мультимедийные возможности для продвижения чтения и книги.
Современный рынок предлагает различные формы мультимедийной продукции: сайты, игры, виртуальные выставки и путеводители, презентации, ролики, открытки, энциклопедии, справочники, учебники, лекции и др.
Руководство чтением, как приоритетное направление библиотечной работы, сегодня трансформируется в целенаправленное воздействие на содержание и характер потребления всех видов аудиовизуальной информации, включая традиционные полиграфические книги и электронные тексты, обычные периодические издания, а также аудио-, видео- и мультимедийные источники информации. За счёт использования широкого спектра наглядных средств библиотечные мультимедийные продукты обладают большими возможностями в отображении информации, значительно отличающимися от привычных, и оказывают непосредственное влияние на мотивацию, скорость восприятия материала, утомляемость и, таким образом, на эффективность информационной деятельности пользователей.
Главной задачей использования мультимедиа и других информационных технологий в работе библиотек является предоставление читателю максимальной свободы выбора форм и методов работы. Всё это поставило перед библиотекой дополнительные задачи по формированию фонда как печатными, так и электронными изданиями.
В частности, в ИБЦ «Bilim» организован ряд мультимедийных проектов, таких как «Музеи Ташкента», «Театры Ташкента», «Зарубежные вузы на территории Ташкента» и многие другие, которые призваны возродить интерес к краеведческой информации. Сектор краеведческой информации информационно-библиографического отдела ИБЦ «Bilim» занимается поиском, выявлением, приобретением, организацией, учётом, всесторонним раскрытием содержания произведений печати и электронных изданий, библиографическим сопровождением запросов общества и его отдельных представителей, пропагандой знаний о Ташкенте библиотечными и библиографическими средствами, разработкой научных проблем, в т.ч. библиографического и библиотековедческого направлений. В этой программе синтезированы возможности отечественной методики формирования читательской культуры с возможностями современных электронных технологий.
Обращение к этим краеведческим мультимедийным коллекциям было не случайным. В нашей стране большое внимание уделяется духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодого поколения, что требует тщательной подготовки.
Но это лишь часть достоинств Информационно-библиотечного центра «Bilim». Также имеется доступ к международным базам данных на платформе EBSCOhost, что открывает большие возможности для ознакомления с трудами зарубежных учёных и развития науки Узбекистана.
Пока это наши первые попытки, но работа уже сложилась в определённую систему. Есть множество планов и задумок.
Например, в скором будущем, ИБЦ «Bilim» совместно с АО «O‘zbekistontemiryo‘llari» планирует запустить проект «Библиопоезд», который предусматривает трансляцию мультимедийной краеведческой продукции в поездах. Мы надеемся, что данная продукция будет весьма полезна при знакомстве с нашим родным краем не только иностранным гостям, но и соотечественникам.
Известно, что человек мыслит образами, запоминая 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного. Из одновременно увиденного и услышанного в памяти остаётся 50–70 процентов. Поэтому эффективность использования такой формы работы в информационно-библиотечном центре «Bilim» неизмеримо возрастает.
Юлия CОН,
ведущий библиотекарь ИБЦ «Bilim»