Развитие отрасли

Энергетическая политика Узбекистана на новом этапе: основные направления и перспективы развития

2-3/2020

     Новый этап развития Узбекистана характеризуется началом реализации ряда реформ. Одним из важнейших направлений экономической политики стало коренное реформирование энергетической отрасли Узбекистана.
     Энергетика Узбекистана в основном представлена четырьмя видами энергоресурсов: нефть, уголь, природный газ, гидроэнергетика (табл. 1). Около 50 млрд м3 добываемого природного газа потребляется на внут­реннем рынке, обеспечивая жилищно-коммунальный и промышленные секторы экономики, остальное экспортируется. По оценкам специалис­тов, при нынешних темпах добычи природного газа текущие утверж­дённые запасы позволят обеспечить добычу в пределах 20-30 лет. Нефть в Узбекистане добывается на 69 мес­торождениях, при этом объём годовой добычи нефти и газового конденсата обеспечивает потребности республики в жидких углеводородах только на 30 процентов. По прогнозам, запасы угля в стране могут дос­тигать 5,7 млрд тонн. Изученный гид­роэнергетический потенциал Узбекистана оценивается в 27,5 млрд кВт · ч в год. В настоящее время страна использует лишь около 30% технического гидроэнергетического потенциала. Это связано с тем, что существуют ограничения природно-ландшафтного, климатического (водность) и технологически-финансового характера, не позволяющие строить ГЭС на всех водотоках. Также в небольших количествах добывается малообогащённый уран. Его разведанные и оценённые запасы составляют 185,8 тыс. т, из которых 138,8 тыс. – песчаникового типа, 47 тыс. – черносланцевого. Ежегодная добыча урана составляет около 3 тыс. тонн.
     Важнейшей институциональной проблемой на предыдущем этапе реформирования было отсутствие органа государственного управления, реализующего единую энергетичес­кую политику в стране. Это привело к секторальной разобщённости, отсутствию комплексных подходов при определении перспектив развития отрасли (нефте- и газодобыча, элект­роэнергетика, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ), зелёной энергетики). Как итог, энергетическая отрасль Узбекистана недоиспользует свой потенциал, есть дефицит в обеспечении потребнос­тей страны. Например, се­годня при существующей потребности Узбекистана в электроэнергии в 69 млрд кВт · ч, действующие ТЭС и ГЭС вырабатывают 64 млрд кВт · ч, а потребление электроэнергии в стране ежегодно будет расти на 6–7% и к 2030 г. составит более 112 млрд кВт · часов. Согласно прогнозам, к 2030 г. потреб­ление электроэнергии в стране увеличится в 1,8 раза, природного газа – в 1,7 раза, ГСМ – в 2,1 раза.
     Существующий дефицит электроэнергии частично покрывается за счёт импорта из Таджикистана, Кыргызстана и Туркменистана. Однако необходимо учитывать, что действующая модель использования доступных энергоресурсов является затратной (по данным открытых ис­точников – до 13,7%), и если она не изменится, то к 2035 г. дефицит энергоресурсов возрастёт до 65 процентов. Удовлетворить растущий спрос на электроэнергию можно при наличии более 31 ГВт генерирующих мощностей с выработкой электро­энергии в 121 млрд кВт · часов. Это потребует привлечения инвестиций в размере 35 млрд долл. США на строительство новых генерирующих мощностей.
     Комплексный подход энергетической политики подразумевает рациональное развитие каждого сектора энергосистемы, а также развитие альтернативных видов источников энергии. В рамках Концепции комплексного социально-экономического развития Республики Узбекистан до 2030 г. предусматривается снижение себестоимости электро­энергии на 6% и сокращение доли используемого природного газа при её производстве на 30 процентов. С целью недопущения дефицита энергоресурсов в новой энергетической политике Узбекистана основной упор сделан на высокотехнологичное инновационное развитие отрасли. Приняты программы модернизации существующих ТЭЦ и ТЭС, эффективного использования потенциала гидроэнергетики, ВИЭ, а также Концепция развития атомной энергетики на 2019–2029 годы.
     В 2018 г. было создано Агентство по развитию атомной энергетики «Узатом», отвечающее за выработку и реализацию единой государственной политики и стратегических направлений в сфере развития атомной энергетики. К 2030 г. предусматривается ввод в эксплуатацию современной и безопасной референтной атомной электростанции поколения 3+. В её состав будут входить два энергоблока на основе водо-водяных энергетических реакторов ВВЭР-1200, отвечающих современным международным требованиям и рекомендациям МАГАТЭ, с установленной мощностью 1,2 ГВт каждый. АЭС строится возле озера Тузкан в Джизакской области и после запуска обеспечит 15–18% потребностей страны в электроэнергии.
     Климатические и географические условия в Узбекистане также делают весьма перспективным примене­ние солнечной и ветровой энергии (табл. 2). По оценкам ООН, валовый потенциал солнечной энергии в стране превышает 51 млрд т, технический потенциал – 176,8 млн т в нефтяном эквиваленте (н.э.). По степени инсоляции Узбекистан значительно превосходит большинство традиционных мировых лидеров в сегменте солнечной энергетики.
     В соответствии с Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 августа 2019 г. за № ПП-4422 к 2030 г. предполагается увеличение доли производства электроэнергии с использованием всех видов ВИЭ до уровня не менее 25 процентов. Для достижения целевых показателей планируется строительство новых объектов ВИЭ мощностью 10 ГВт, в т. ч. 5 ГВт – солнечных, 3 ГВт – вет­ровых и 1,9 ГВт – гидроэлектростанций. Их запуск, а также модернизация действующих ГЭС обеспечат производство дополнительно более 37 млрд кВт · ч электроэнергии, что ус­ловно должно сэкономить более 8,1 ­млрд м3 природного газа.
     При развитии ВИЭ активно задействуется схема государственно-частного партнёрства. Для повышения эффективности выработки электроэнергии постепенно внедряется рыночный механизм тарификации конечного продукта. Привлекаются международные финансовые и консультационные структуры. Узбекистан является участником программы «Масштабирование солнечной энергетики» (Scaling Solar), в рамках которой открывается возможность по­лучения технического содействия и финансирования группой Всемирного банка осуществляемых проектов по строительству крупномасштабных фотоэлектрических станций.
     В октябре 2019 г. состоялся первый международный тендер на строительство и эксплуатацию фотоэлект­рической станции 100 МВт в Навоийской области на условиях ГЧП, организованный Международной финансовой корпорацией (IFC). Победителем выступила компания Masdar Clean Energy (ОАЭ). Кроме того, ведутся консультации с международными финансовыми организациями для проведения аукционных торгов на строительство ветровой электростанции мощностью 100 МВт в Рес­публике Каракалпакстан.
     Ввиду снижения операционных и проектных рисков в результате улучшения инвестиционного и делового климата в ближайшие годы прогнозируется значительный приток национальных и иностранных частных инвестиций в возобновляемую энергетику страны. Ожидается активное внедрение солнечных установок для децентрализованного энерго- и теплоснабжения. На этапе разработки находится целевая прог­рамма, предусматривающая в 2021–2023 гг. оборудование 150 тыс. частных домохозяйств солнечными станциями мощностью по 2 кВт.
     Реализация указанных проектов позволит к 2030 г. довести долю солнечной энергетики в общей мощнос­ти электростанций до 15,7%, а в общей выработке электроэнергии до 8,8 процента. В случае достижения указанного прогнозного показателя по установленным мощностям солнечная энергетика станет вторым по значимости (после тепловых станций, работающих на природном газе) направлением электроэнергетического комплекса республики с высокими темпами ежегодного роста.
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.