Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики страны. Новый этап развития экономики, связанный не только с активизацией структурных преобразований во всех её сферах, но и с кардинальным пересмотром инструментов макроэкономической политики, стал важным импульсом к переосмыслению принципов и направлений монетарной политики Узбекистана. О достижении стабильного экономического роста, снижении инфляции, выравнивании платёжного баланса – сегодняшних главных целях деятельности Центрального банка – наше интервью с Председателем Центрального банка Республики Узбекистан НУРМУРАТОВЫМ Мамаризо Бердимуратовичем.
– Уважаемый Мамаризо Бердимуратович, 4 октября 2019 года Сенат Олий Мажлиса Узбекистана на 23-м пленарном заседании одобрил новую редакцию Закона «О Центральном банке Республики Узбекистан», в котором прописаны основные цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка, его взаимодействие с госорганами и иными организациями. Согласно документу, ЦБ теперь подотчётен Сенату. В чём заключается причина принятия новой редакции Закона?
– Принятый в 1995 г. закон, регулирующий деятельность Центрального банка Республики Узбекистан, ввиду происходящих серьёзных изменений в мировой финансовой системе, а также принимаемых в стране мер по широкомасштабному реформированию национальной экономики, не в полной мере отражал цели и задачи Центрального банка. Была ощутимая потребность в новых подходах и принципах при формировании, практической реализации денежно-кредитной политики и последующем развитии банковской системы страны.
В этой связи был инициирован процесс разработки проекта Закона Республики Узбекистан «О Центральном банке Республики Узбекистан» в новой редакции, в который были заложены механизмы по кардинальному совершенствованию денежно-кредитной политики и её инструментов, повышению уровня её прозрачности и мер по предотвращению необоснованных инфляционных ожиданий, регулированию и надзору за банковской системой, реализации комплексных мер по укреплению финансовой устойчивости небанковских кредитных организаций, а также усилению надзора за их деятельностью.
Основными целями деятельности Центрального банка, в соответствии с новой редакцией Закона, определены: обеспечение стабильности цен, банковской системы и функционирования платёжных систем. Также укреплена автономность и независимость Центрального банка при принятии решений по денежно-кредитной политике, усилена его роль как регулятора банковской системы. Для обеспечения эффективности и прозрачности деятельности Центрального банка предусмотрено включение в состав правления двух независимых членов, утверждаемых Кенгашем Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по рекомендации Председателя Центрального банка.
– Президент Узбекистана 18 ноября 2019 г. подписал Указ о совершенствовании денежно-кредитной политики. Центробанку поручено привести инструменты, механизмы и процедуры денежно-кредитной политики в соответствие со стандартами режима инфляционного таргетирования. Какие меры в области совершенствования денежно-кредитной политики были осуществлены за последние годы, и что уже делает Центробанк в условиях введённого режима инфляционного таргетирования?
– Как известно, до 2017 г. денежно-кредитная политика Центрального банка формировалась исходя из необходимости стабилизации валютного курса и аккумулирования международных резервов, оставлявшей в стороне важные макроэкономические вопросы, в т. ч. внутреннюю ценовую стабильность. В последние годы в Узбекистане произошли серьёзные политические и экономические изменения, возросла открытость отечественной экономики, увеличились региональные торговые и миграционные потоки. Это потребовало большего внимания к внутренним и внешним факторам для достижения макроэкономической сбалансированности.
Мы начали с либерализации валютного рынка в 2017 году. В том же году была осознана необходимость переориентации целей и приоритетов денежно-кредитной политики Центрального банка на обеспечение стабильности цен, а также выбрана стратегия перехода на режим инфляционного таргетирования.
В последующем 2018 г. все усилия были сосредоточены на создании прочной институциональной основы Центрального банка для новой денежно-кредитной политики. В результате была внедрена система ежедневного мониторинга ликвидности банковской системы, налажен мониторинг цен на основные потребительские товары и услуги, организовано проведение пофакторного анализа их изменчивости и изучение инфляционных ожиданий населения и экономических субъектов, а также проведение регулярных опросов по состоянию предприятий реального сектора.
В Указе Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании денежно-кредитной политики с поэтапным переходом на режим инфляционного таргетирования» прописана траектория плавного снижения инфляции до однозначных цифр в 2021 г. и к постоянной цели – таргету в 5% – в 2023 году.
Кроме того, Центральным банком разработаны основные направления денежно-кредитной политики на 2020 г. и период 2021–2022 годы. В целом, проделанный огромный объём работы по переводу всей денежно-кредитной системы на новые рельсы можно разделить на следующие три основных блока.
Совершенствование инструментария денежно-кредитной политики
Разработана стратегия валютных интервенций Центрального банка на внутренний валютный рынок на основе принципа «нейтральности золотовалютных резервов», требования по обязательным резервам приведены в соответствие с международными стандартами, создана единая межбанковская платформа денежного рынка, впервые за многие годы проведены операции по размещению государственных ценных бумаг и другие.
С января 2020 г. была введена основная ставка Центрального банка и процентный коридор.
Для повышения гибкости управления коммерческими банками, их ликвидности и насыщения рынка высоколиквидными и в то же время доходными активами осуществляется выпуск облигаций Центрального банка, что, в свою очередь, должно способствовать формированию кривой доходности, а также обеспечению стабильности показателей всей банковской системы.
Реализуются меры по сокращению сегментации на кредитном рынке путём пересмотра практики льготного кредитования с применением рыночных принципов. Также в целях достижения стабильности всей финансовой системы и сглаживания финансовых циклов были скорректированы меры пруденциального надзора.
Внедрение и усовершенствование модельного блока
Отныне Центральный банк строит свои прогнозы по инфляции и другим важным макроэкономическим переменным на основе квартальной прогнозной модели Узбекистана в рамках системы макроэкономического анализа и прогнозирования (FPAS), путем её адаптации к реалиям страны, а также построения сценариев развития экономики в ответ на возникновение различных шоков.
Кроме того, усовершенствуются эконометрические модели для краткосрочного прогнозирования уровня инфляции.
Налаживание коммуникационной работы Центрального банка
В рамках перехода к режиму инфляционного таргетирования очень важно заручиться поддержкой и доверием населения и бизнеса, содействовать формированию рациональных инфляционных ожиданий, от которых в значительной степени зависит успех денежно-кредитной политики в достижении ею инфляционного таргета.
При этом доверие зарабатывается через последовательность действий Центрального банка, а также зависит от того, насколько они понятны и ясны рынку. При появлении в экономике инфляционных тенденций у регулятора должны быть внятные и обоснованные объяснения причин, а также стратегия действий и ответных мер. Важно правильно и вовремя передать сигнал в денежный и реальный секторы, в т.ч. посредством коммуникационного канала.
Начиная с 2018 г. мы проводим активную коммуникационную политику путём подробного освещения результативности денежно-кредитных мер через регулярные пресс-релизы, публикацию основных направлений денежно-кредитной политики, ежеквартальные доклады по денежно-кредитной политике, проведение пресс-конференций по разъяснению основ принятых решений.
Коммуникационная политика должна постоянно совершенствоваться, быть гибкой и реактивной, способной вовремя и корректно передавать сигналы в экономику. Всё это имеет целью формирование рациональных инфляционных ожиданий, снижение их влияния на уровень инфляции в экономике.
– Если обобщить накопленный разными странами опыт применения режима инфляционного таргетирования, то следует отметить такой значимый положительный эффект – практически во всех странах уже на первом этапе произошло значительное снижение темпов инфляции. Какие основные вызовы и проблемы необходимо будет преодолеть нам в ближайшие годы для достижения установленных целей по снижению инфляции?
– Необходимо отметить, что перед нами стоит задача не просто снизить уровень инфляции до 5%, а создать необходимые условия для естественного перехода экономики к состоянию, когда будет обеспечен соответствующий уровень стабильности цен. На этом пути имеются отдельные вызовы, которые необходимо преодолеть.
В первую очередь потребуется завоевать доверие населения к политике и возможностям Центрального банка в достижении цели по снижению инфляции до 5 процентов. Это не просто, потому что на протяжении ряда лет люди сталкивались с двухзначным уровнем инфляции. Как было сказано выше, убедить в достижимости поставленных целей и добиться приближения к ним инфляционных ожиданий помогает активно продвигаемая коммуникационная политика, подробное разъяснение сути принимаемых решений в области денежно-кредитной политики.
Вместе с тем, весомая доля льготных и валютных кредитов в определённой степени снижает действенность решений, принимаемых по денежно-кредитной политике. Недостаточная развитость финансового рынка и рынка капитала, а также недостаточный набор инструментов коммерческих банков по управлению рисками требует перехода банковской системы на новую ступень развития.
Инициировано совершенствование системы льготного кредитования, предусматривающей предоставление банками кредитов начиная с 2021 г. по рыночным ставкам с элементами практики компенсации части процентных расходов. Принимаются шаги по активизации рынка ценных бумаг посредством выпуска облигаций Центрального банка и Министерства финансов РУз.
Кроме того, в экономике сохраняются некоторые структурные проблемы. Например, в сфере производственной инфраструктуры требуется обеспечить бесперебойное снабжение производителей газом и электроэнергией, развивать транспортную инфраструктуру и логистику. Существует необходимость улучшения конкурентной среды, борьбы с монополиями, дальнейшей либерализации внешней торговли и прочее.
В последние годы в условиях растущего спроса и развития внешнеторгового оборота мы наблюдаем увеличение импорта, что, с одной стороны, создаёт давление на обменный курс сума за счёт повышения спроса на валюту, а с другой – способствует корректировке цен на региональном уровне с ценами стран – основных торговых партнёров. С одной стороны, импортировать – хорошо, когда это обходится дешевле, чем производить соответствующие товары и услуги внутри страны, но с другой, рост импорта может создать давление на рост дефицита счёта текущих операций. Поэтому мы должны активизировать усилия по наращиванию экспортных возможностей, в частности, устранить проблемы и задействовать имеющийся производственный потенциал в расширении и создании новых видов конкурентоспособной продукции, способной занять прочные позиции на внешних рынках.
Последующая либерализация регулируемых цен будет также создавать определённое давление на цены, поэтому важно скорее завершить корректирование регулируемых цен с рыночными ценами в этом году, чтобы предотвратить их превращение в хронический инфляционный фактор на последующие годы.
В контексте изложенного обеспечение согласованности мер макроэкономической политики, в т. ч. налогово-бюджетной и денежно-кредитной политик, является важнейшим фактором при достижении макроэкономической стабильности в целом.
– За последние годы возросло доверие населения к банковским картам и иным инструментам безналичного расчёта как к безопасному и удобному средству платежа. Какие меры по дальнейшему развитию платёжных систем были осуществлены Центральным банком в прошедшем 2019 г., и что будет сделано в 2020 году?