Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Производство конкурентоспособной продукции, поиск новых рынков сбыта и увеличение экспорта, эффективное использование имеющегося потенциала являются важнейшими условиями устойчивого экономического развития нашей страны. В частности, сегодня как никогда актуальна задача расширения объёмов и ассортимента готовой продукции, ориентированной на мировой рынок, на основе глубокой переработки кожевенного сырья, а также обеспечения нашего народа качественной кожевенно-галантерейной продукцией, в т.ч. прочной, изящной и доступной обувью. Следовательно, неизменно высокий спрос на эти виды продукции, как на местном, так и на внешнем рынках, обуславливает необходимость совершенствования производства в данном направлении в соответствии с требованиями времени.
Следует отметить, что в Постановлении Главы нашего государства от 8 февраля т. г. «О дополнительных мерах по дальнейшему развитию кожевенно-обувной и пушно-меховой отраслей» определены конкретные и эффективные задачи в этом направлении. Их внедрение, несомненно, выведет на новый уровень качество, дизайн и систему сбыта кожевенно-обувных изделий.
Согласно анализу, сегодня в нашей стране 95% мужчин носят обувь, которая производится на отечественных предприятиях. Но не всегда мы видим такое стремление в тенденции производства качественной обуви для детей и женщин. Очевидна тенденция заполнения прилавков на вещевых базарах, где в основном и закупается населением обувная продукция, дешёвой, завезённой из-за рубежа некачественной обувью, а продукцию высокого качества в современных обувных магазинах могут позволить себе не все. Как видим, задач, которые необходимо реализовать в отрасли, достаточно много. Однако вышеуказанное постановление и совершенствование нормативно-правовой и организационной базы, реализация новых инвестиционных идей, инициатив и проектов гарантируют устойчивую перспективу развития кожевенно-обувной промышленности, что подтверждается наблюдением специалистов о положительной динамике роста с 2017 года. Не следует забывать, что именно с этого года вся работа ведётся на основе чёткой адресной стратегии развития отрасли.
Перспективные инвестиционные проекты – на практике
Действительно, цифры свидетельствуют о том, что за последние почти пять лет значительно возросли объёмы производства готовой кожевенно-обувной, кожевенно-галантерейной продукции, пушно-меховых и каракулевых изделий, готовой продукции из шерсти, произведённой отечественными предприятиями на основе местного сырья. Отрадно, что вместе с тем повысились показатели качества национальных товаров, освоения новых видов продукции. К примеру, в этом году в нашей стране ожидается производство обуви в объёме более 115 млн пар. Между тем, в 2016 г. это число составляло 10,2 млн пар. Другой аспект заключается в том, что в рамках программ локализации производство искусственной кожи и полиуретана было доведено до 92%, обувной подошвы – до 84%, спортивных сумок и чемоданов – до 68 процентов.
Наряду с другими отраслями экономики и в кожевенно-обувной промышленности, естественно, целесообразными являются: внедрение инновационных технологий, современных принципов управления производством и менеджмента качества; установление равных и доверительных отношений с зарубежными партнёрами, изучение и внедрение их опыта с целью повышения потенциала и профессионального уровня местных специалистов. В настоящее время Узбекистан активно сотрудничает с компаниями из Италии, Германии, Турции, Китая, являющимися мировыми лидерами в этой сфере, что создаёт основу для практического осуществления десятков инвестиционных проектов. Если в 2016 г. в сферу было привлечено только 15,7 млн долл. иностранных инвестиций, то в 2020 г., несмотря на пандемию коронавируса, этот показатель достиг 187,6 млн долл., а в т. г. предполагается его повышение до 202 млн долларов.
Кожаная обувь и пушно-меховые изделия под лейблом “Made in Uzbekistan” нашли своих покупателей на рынках более чем 25 стран мира. В ближайшие 3-5 лет к ним добавятся ещё 15 новых экспортных рынков в регионах Европы и Юго-Восточной Азии. К концу 2021 г. показатель экспорта в отрасли увеличится в 4,1 раза по сравнению с 2016 годом. Ожидается, что к концу года объём экспорта составит 420 млн долларов.
Всесторонняя государственная поддержка отрасли в достижении таких результатов является ещё одним достойным признания успехом.
Итальянский опыт – удобный, эффективный, надёжный
Системная реализация Ассоциацией «Узчармсаноат» разработанной по инициативе Главы нашего государства Стратегии ускоренного развития кожевенно-обувной промышленности играет решающую роль в превращении Узбекистана в промышленный центр региона по производству готовой кожевенно-обувной, кожевенно-галантерейной, пушно-меховой и каракулевой продукции. В частности, уже начинает давать практические результаты факт обращения внимания ассоциации на передовой зарубежный опыт в достижении этой приоритетной цели на основе укрепления сотрудничества с предприятиями ведущих стран.
Говоря об этом, нельзя не отметить особое место Италии среди международных партнёров. Ассоциация «Узчармсаноат» развивает эффективные и взаимовыгодные партнёрские отношения с итальянскими предприятиями.
Итогом совместного сотрудничества можно отметить реализацию проекта по созданию кластера в форме общества с ограниченной ответственностью Orient Technology стоимостью 14 млн долл. в Каракалпакстане совместно с итальянскими специалистами. Технологическая линия произведена в Италии и была доставлена в нашу страну в рамках масштабной программы модернизации и технического перевооружения действующих мощностей и создания новых. После полного введения кластера в эксплуатацию появится возможность ежегодного изготовления до 180 млн кв. дм готовой кожи и 500 тыс. пар обуви на основе итальянской технологии, 70% из которых будут поставляться на внешний рынок.
Ещё один кластер в форме общества с ограниченной ответственностью Premium leather будет создан в Ферганской области в пять этапов. Планируемая годовая мощность предприятия – 80 млн кв. дм готовой кожи и 400 тыс. пар различных видов обуви. Также к реализации намечается проект стоимостью 12 млн долл. по запуску в Алтынкульском районе Андижанской области производственных мощностей, рассчитанных на производство 50 млн кв. дм готовой кожи и 300 тыс. пар обуви. Совместно с итальянцами в Ангорском районе Сурхандарьинской области запущен инвестиционный проект Top Quality Brand с общей стоимостью 23,4 млн долл., благодаря которому здесь будут выпускаться готовая кожа, обувь, мебель и необходимые для автомобиля готовые кожаные чехлы.
Кроме того, в свободной экономической зоне Навоийской области ООО Camellia Group реализован проект по организации переработки кожи, совместно с компанией Italprogetti Spa (Италия) установлены оборудование и станки на общую сумму 1,9 млн долл. США. В Наманганской области совместно с итальянской компанией Planet Industry, имеющей тридцатилетний опыт работы, ведутся переговоры по созданию совместного предприятия по производству кожевенно-обувной продукции под брендом итальянских компаний. Аналогичным образом, в Ташкентской области стали регулярными обширные торгово-экономические связи между ООО Angren Charm Invest и одной из потенциальных компаний Италии – ANTONIO Couture.
Кстати, факт заинтересованности всемирно известной итальянской ассоциации по производству кожаной обуви Assopellettieri в производстве кожаной обуви на основе франшизы, также говорит о новых и хороших изменениях в нашей отрасли. Следует отметить, что итальянская ассоциация Assopellettieri была основана в 1966 г., членами которой являются более 4500 компаний малого и среднего бизнеса, специализирующихся на производстве кожаной обуви и аксессуаров. Что ещё более важно, – все они являются всемирно известными брендами и предприятиями-членами ассоциации, производящей продукцию на общую сумму 9 млрд евро.
Assopellettieri является крупной организацией, занимающейся изучением мирового рынка и разработкой европейских стандартов. Поэтому все бренды стремятся стать членами этой организации. Сырьё также закупается в странах, предложенных этой ассоциацией. Заинтересованность именно этой ассоциации в кожаных изделиях, производимых в Узбекистане, открывает перед отечественными предприятиями широкие возможности для выхода на европейский рынок и расширения сотрудничества с мировыми брендами.
География экспорта будет расширяться
Если в 2016 г. только один процент готовой кожи, проданной в зарубежные страны, был вторично и в третий раз переработанной кожей, а остальное – полуфабрикатом, то в этом году экспорт кожевенной продукции с высокой добавленной стоимостью прогнозируется на уровне 420 млн долларов. Экспортные показатели отрасли увеличатся в 4,1 раза по сравнению с показателями пяти предыдущих лет. И не будем упускать из виду, что это не просто цифры, а прогноз, основанный на точных расчётах и системном аналитическом подходе.
Отдельно стоит отметить значение международных выставок в повышении экспортного потенциала отрасли. На высоком уровне организована системная работа по экспорту кожевенно-обувной, кожевенно-галантерейной, пушно-меховой и каракулевой продукции, готовой продукции из шерсти под лейблом “Made in Uzbekistan”. В этом смысле участие наших местных предприятий в международных выставках и ярмарках также способствует расширению географии экспорта, продвижению отечественных товаров за рубеж.
Субъекты предпринимательства, работающие в отрасли, регулярно участвуют в таких престижных выставках, как Международная специализированная выставка «Безопасность и охрана труда», Международная специализированная выставка обуви, сумок, аксессуаров, кожи и комплектующих материалов Mosshoes (Россия), международная выставка обуви International Footwear Fashion Fair (AYMOD), Международная выставка поставщиков обувной промышленности Aysaf (Турция), Международная выставка обуви и аксессуаров SHOESSTAR-Азия (Казахстан).
Доступ на европейские рынки осуществим на площадках итальянской выставки Lineapelle, являющейся одной из самых значимых международных выставок с 1981 г., экспозиция которой посвящена кожаным изделиям, аксессуарам, компонентам, синтетическим материалам и моделям, необходимым для обуви, готовым кожаным изделиям, одежде и мебели и предназначена в основном для кожевенной промышленности. Выставочный центр, находящийся в Болонье, имеет 12 залов и дважды в год принимает 1 300 участников и 20 тыс. гостей из более чем ста стран мира.
В экономике есть такие отрасли, которые, развиваясь за счёт вносимых капиталов, конечно, не могут не приносить дохода. Кожевенно-обувная промышленность является одной из таких отраслей. Ведь стремление людей носить качественные, красивые и доступные по цене кожаные изделия и обувь всегда будет преобладать, поскольку существует острая потребность одеваться в соответствии со временем и национальными традициями и предпочтениями.
О жизнеспособности стратегии развития отрасли свидетельствует то, что в настоящее время на местных рынках предлагается широкий ассортимент продукции отечественных предприятий, в то же время растёт интерес и за рубежом к кожевенно-обувным товарам, произведённым в Узбекистане. Всё более расширяющиеся горизонты международного сотрудничества в этом процессе направлены на максимальное удовлетворение потребностей человека.
Фахриддин БОБОЕВ,
Председатель Ассоциации «Узчармсаноат»