(Русский) Рейтинги и прогнозы развития

1/2020

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     По мнению рейтингового агентства Fitch Ratings (далее – Fitch), проводимая правительством Узбекистана в последние годы политика масштабных экономических реформ, включающая в том числе реформирование банковского сектора, может привести к улучшению качества корпоративного управления, снижению рисков высокой долларизации и концентрации национальной экономики, а также общему повышению инвестиционной привлекательности Узбекистана для зарубежных инвесторов.
 
     Суверенный рейтинг
     Суверенный рейтинг был впервые присвоен Узбекистану в декабре 2018 г. на уровне «BB-» / прогноз «Стабильный». Он отражает баланс между сильными показателями суверенного баланса, низкого государственного долга и высоких темпов экономического роста с одной стороны, и высокой инф­ляцией и значительной зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов вмес­те с исторически сложившимися проб­лемами структурного характера (низкий уровень ВВП на душу населения, слабые уровни институциональной среды и качества управления и др.), с другой стороны.
     Значительный объём валовых международных резервов (29,2 ­млрд долл. на конец 2019 г.), низкий уровень государственного долга (оценивается в 28,9% ВВП в 2019 г.) и его благоприятная структура в плане сроков погашения и расходов являются существенными факторами, поддерживающими суверенный рейтинг Узбекистана. По нашему мнению, это предполагает наличие определённой финансовой гибкости для государства с точки зрения оказания поддержки государственным банкам в случае необходимости. Учитывая средний размер активов государственных банков относительно экономики (24,2 млрд долл. на конец 2019 г., что составило 42% ВВП), мы оцениваем способность государства предоставлять такую поддержку как сильную.
 
     Реформирование банковского сектора
     Реформа банковского сектора, проводимая правительством Узбекистана начиная со второй половины 2019 г., нацелена, в первую очередь, на создание рыночных механизмов функционирования банковского сектора. Она включает в себя уход от модели директивного кредитования в государственных банках и их приватизацию в среднесрочной перспективе, изменение модели предоставления льгот отдельным секторам экономики, стимулирование развития частного сектора и так далее.
     В IV квартале 2019 г. государственные банки передали существенную долю директивных кредитов и соответствующее финансирование в Фонд реконструкции и развития Узбекистана (ФРРУ). При этом часть фондирования от ФРРУ была конвертирована в капитал некоторых банков. Начиная с 2020 г. льготные кредиты по государственным программам будут выдаваться тремя уполномоченными банками (АК «Народный Банк», АКБ «Агробанк» и АКБ «Микрокредитбанк»), при этом категории получателей сокращены с целью обеспечения принципа адресности, а субсидирование ставок будет осуществляться путём выплат конечным заёмщикам.
     Приватизация ряда государственных банков предполагает продажу миноритарных пакетов (до 25%) якорным инвесторам, как правило, международным финансовым организациям. В долгосрочной перспективе планируется реализация блокирующих и контрольных пакетов акций приватизируемых банков. Первая сделка по приватизации ожидается в мае 2020 г. и предполагает продажу контрольного пакета Asia Alliance Bank (№18 по величине активов на 01.01.2020) стратегическому инвестору из Японии. Среди банков, имеющих рейтинги от Fitch, объявлено о планах по приватизации АКБ «Узпромстройбанк», Банка «Асака» и АКИБ «Ипотека-банк».
     Сделаны первые шаги в плане реформирования корпоративного управления в государственных банках. В частности, в ряде банков в сос­тав наблюдательных советов введены независимые директора, а в некоторых приватизируемых банках (например, АКИБ «Ипотека-банк») предполагается исключение участия в управлении банком руководителей государственных органов. Кроме того, государственные банки стали активнее привлекать профессионалов с опытом работы в крупных зарубежных банках в состав менеджмента и в качестве консультантов.
     По мнению агентства Fitch, реализация вышеперечисленных мер может в целом позитивно повлиять на перспективы развития банковского сектора. Первые результаты от передачи директивных кредитов ФРРУ прослеживаются в снижении уровней долларизации кредитов в секторе (с 58% на 30.11.2019 до 48% на 31.12.2019) и его концентрации (доля 5 крупнейших банков в общем объёме выданных кредитов сократилась с 74 до 69% соответственно).
     Прогноз Fitch: основные тренды на 2020 год
     Мы ожидаем более умеренных темпов роста кредитов в секторе в 2020 г. (после 35% роста за 11 месяцев 2019 г., с учётом изменений обменного курса сума к доллару США и до передачи активов в ФРРУ), поскольку государственное финансирование крупных инфраструктурных проектов будет теперь производиться напрямую из ФРРУ. Центральный Банк Республики Узбекистан, вероятно, продолжит политику по охлаждению темпов роста коммерческого кредитования.
     Fitch также отмечает риски, связанные с потенциальным избыточным ростом розничного кредитования в Узбекистане (в т. ч. в иностранной валюте) ввиду сравнительно низких доходов населения (ВВП на душу населения составляло 1,8 тыс. долл. в 2019 г.) и при только формирующемся регулировании стандартов выдачи розничных кредитов. Кроме того, ослабление требований к заёмщикам со стороны банков с целью увеличения доли на рынке кредитования может стать источником повышенного кредитного риска. Качество собственных стандартов и критериев банков по выдаче кредитов, включая анализ платёжеспособности заёмщиков, должно пройти проверку временем, в т. ч. в период экономического спада.
     При этом мы считаем, что высокие темпы роста розничного кредитования будут компенсированы всё ещё низкой начальной базой, и его доля в общем объёме кредитного портфеля банковского сектора не превысит 20–25% к концу 2020 г. (16% на конец 2019 года).
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Chop etildi

    1/2020

    № 1/2020

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • REKLAMA

  • Jurnal sotib oling

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    chekIn Toshkent sh., Islom Karimov ko‘ch., 55.

    mailSmall info@evu.uz

    phone+99871 239-11-25, +99897 773-22-91.

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.