(Русский) Система управления человеческими ресурсами в условиях цифровизации экономики

4/2020

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Правительством Узбекистана программа цифровой экономики включена в стратегический план развития страны с целью создания полноценной цифровой среды и цифрового пространства, что позволит ускорить решение проблемы глобальной конкурентоспособности и национальной безопасности.
     Человеческие ресурсы являются основным фактором современного социально-экономического развития как отдельно взятого государства, так и всего мира в целом. Это особенно актуально в контексте активной цифровизации экономических отношений. Данные изменения требуют внедрения инновационных подходов к управлению персоналом.
     В статье поднимаются вопросы важности изучения роли и значения человеческих ресурсов в развитии цифровой экономики в Узбекистане.
     Учитывая роль и значение человеческих ресурсов в цифровой экономике мы рассмотрим показатели, которые всесторонне оценивают развитие цифровых экономических отношений. Каждый показатель, определяющий уровень цифровизации экономики, учитывается с помощью информационной оценки знаний и навыков использования человеческих ресурсов, включая информационные и коммуникационные технологии.
     На сегодняшний день определяющими являются не только профессиональные навыки, но и новые универсальные компетенции высокого уровня, такие как деловые и цифровые навыки, владение которыми является основой для устойчивого развития экономики и гарантией востребованности в условиях быстро меняющегося рынка труда. Компетенции и специальные навыки, которые не имеют прямого отношения к профессии или конкретному виду деятельности, становятся всё более актуальными, формируя новые профессиональные качества, необходимые для достижения успеха и интеллектуального роста современного специалиста. Деловые навыки включают в себя социальные, коммуникативные и управленческие навыки и связаны с личностными качествами работника. Именно они сейчас и определяют спрос на специалиста или потерю им рабочего места. Как правило, эти способности включают навыки межличностного общения: умение находить компромисс, решение проблем; при деловых встречах с партнёрами способности вести переговоры, убеждать, вызывать расположение и доверие; умение доказывать правомерность своей точки зрения, представлять свои идеи и отстаивать интересы компании; в деле проявлять оперативность, работоспособность, креативность и высокий уровень знаний; в команде обладать позитивным настроем, качествами лидера при разделении ответственности и трудовых обязанностей; умение предполагать, предвидеть перспективы развития, готовность к переменам, адаптации к новым условиям и режиму работы, к получению новых знаний и профессиональных навыков, а также оптимизация собственных ресурсов, рационализация рабочего времени, саморазвитие и многие другие социально ориентированные качества. Незнание этих полномочий сотрудниками или неумение ими пользоваться может привести к трудностям в процессах управления и коммуникации, формализованному отношению к своим обязанностям, несоблюдению корпоративных ценностей.
     Хотя эти компетенции не зависят от особенностей их основной трудовой деятельности, однако являются залогом успешного продвижения, поэтому требуют специальной подготовки и даже предполагается, что они должны развиваться с раннего возраста. Благодаря процессам компьютеризации и цифровизации, которые охватывают практически все социально-экономические отношения, другая группа навыков – цифровые навыки – начала развиваться обособленно. Информационные навыки – это, в некотором смысле, сочетание жёстких и мягких навыков, что обусловлено, с одной стороны, их специфичностью для конкретной деятельности, а с другой – требованием конкретного пользователя. Равное использование разных видов цифровых устройств для потребностей разных групп заинтересованных лиц – как внешних, так и внутренних стейкхолдеров (руководителей, коллег, клиентов, партнёров), обеспечивает улучшение кросс-функциональных взаимодействий.
     Комбинирование различных типов цифровой информации, полученных из разных источников – локальных или облачных программных продуктов, способствует созданию нового результата в решении профессиональных задач. Наряду с творческим и научным процессами исследователем усваиваются ценные технические навыки, что способствует выполнению своей исследовательской работы с наибольшей результативностью и экономией времени. Новые технические знания, приобретаемые учёным в процессе научно-исследовательской деятельности, не являются исчерпывающими и постоянно обновляются, что свидетельствует о растущем информационном компоненте людских ресурсов, обогащении его информационных и сетевых возможностей и компетенций.
     Этот интернет-прогресс в области науки и образования, открывающий безграничные возможности по поиску, обработке и анализу большого объёма данных в области вычислительной техники и искусственного интеллекта, оказал глубокое влияние практически на все виды экономической деятельности с применением технологий управления, включая технологии управления персоналом. Цифровая трансформация бизнеса также неизбежно изменит используемую технологию и обеспечит качественный скачок для повышения как производительности бизнеса, так и его содержательности.
     Цифровизация HR-функций требует новой компетенции в цифровой экономике, знания современных цифровых инструментов для автоматизации HR-процессов в компании. В данном направлении также необходимы кардинальные изменения в деятельности специалистов и менеджеров на всех уровнях, что предопределяет появление новых должностных мест, соответственно владельцы компаний и руководители подразделений для успешного ведения бизнеса также должны обладать этими новыми знаниями. В настоящее время различные исследователи пытаются создать универсальные информационные алгоритмы, которые могут оптимизировать типичные бизнес-функции для компаний в различных отраслях экономики с использованием методов цифрового преобразования. При этом каждая организации создаёт свою автоматизированную систему или адаптирует уже готовые решения и технологии менеджмента знаний под задачи обучения своего персонала соответственно приоритетным направлениям деятельности. В современной экономической ситуации для принятия рациональных управленческих решений большое значение имеет полнота, достоверность и своевременность информации, а также технологии её сбора, что требует развития аналитических способностей сотрудников, владения ими современными цифровыми решениями, моделями и инструментами HR-аналитики. При этом особое внимание уделяется кибербезопасности используемых каналов и программ. И примеров трансформирования роли специалиста по управлению персоналом с учётом цифровизации HR-процессов бесчисленное множество, что свидетельствует о высокой роли компетенций цифровой экономики в управлении человеческими ресурсами.
     С учётом возрастания роли цифровизации экономики большое значение придаётся страновому рейтингу в области ИКТ. В 2015 г. первое место в рейтинге развития ИКТ заняла Южная Корея с индексом 8.93 балла. Первую тридцатку мест в рейтинге ИКТ традиционно занимают страны с высоким уровнем дохода, что говорит о прочной взаимосвязи между доходом и прогрессом в области ИКТ.
     В 2017 г. упоминание Узбекистана на 93 месте в Глобальном индексе кибербезопасности послужило импульсом для дальнейшего развития сферы ИКТ в нашей стране. На сегодняшний день Узбекистан поднялся на 41 позицию в Глобальном индексе кибербезопасности Международного союза электросвязи (МСЭ) и встал в один ряд с лидерами СНГ по укреплению кибербезопасности. И это большой прорыв.
     В новом индексе развития ИКТ Узбекистан в 2018 г. занял 95-е место с показателем 4,9 (среднее значение IDI для всех 176 стран рейтинга – 4,77). В 2012 г. Узбекистан занимал 116-е место (IDI – 3,27, среднее значение – 4,60). По показателям: «уровень доступа к ИКТ» Узбекистан оказался на 136-м месте (IDI – 2,95, в 2012 г. – 136 и 2,78); «использование ИКТ» – на 101-м месте (IDI – 2,09, в 2012 г. – 98 и 1,94); «навыки работы с ИКТ» – на 91-м месте (IDI – 6,94, в 2012 г. – тоже 91 и 6,94).
     Эти результаты были достигнуты благодаря последовательной реализации задач, обозначенных в Государственной программе по Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 гг., в т. ч. по позиции совершенствования системы информационной безопасности и цифровизации экономики.
     Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
     1. Под цифровой экономикой мы понимаем экономическую деятельность, основанную на новых способах производства, распределения, обмена и потребления с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
     2. Важность человеческих ресурсов в развитии цифровой экономики, информационных и коммуникационных технологий и электронного общества в целом.
     3. Согласно рейтингу цифровой конкурентоспособности, использование современных ИКТ как в России, так и в Узбекистане оказывает серьёзное влияние на государственное управление, бизнес-модели и общество в целом.
     4. Человеческие ресурсы, которые являются основным источником цифровой экономики, несомненно, потребуют новых подходов к управлению её развитием с учётом цифровых тенденций в социально-экономических отношениях.
 
 
Санжар ТАИРОВ,
старший преподаватель кафедры «Экономика труда и управление»
филиала ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в г. Ташкент

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.