Эффективное реформирование

Национальная статистическая система Узбекистана: достижения и задачи на перспективу

3-2021

     На современном этапе развития страны приоритетное внимание уделяется реформированию сферы на­циональной статистики, широкому внедрению в практику международных стандартов и передового зарубежного опыта и, самое главное, обеспечению достоверности, прозрачности и откры­тости статистических данных. Прак­тические результаты этого признаны широкой общественностью, включая международное статистическое сообщество и международные организации.
     Эффективность функционирования любой системы зависит от степени совершенства её нормативно-правовых основ. Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике» был принят почти 19 лет назад, в 2002 г., и, как показывает анализ, он не в полной мере соответствует сегодняшним требованиям и международным рекомендациям. Поэтому разработанный и недавно одобренный Сенатом Олий Мажлиса Закон Республики Узбекистан «Об официальной статистике», несомненно, положит начало новому, современному этапу в развитии сферы.
     Закон Республики Узбекистан «О регистрации населения», принятый 16 марта 2020 г., для сферы статистики также имеет большое значение, впервые в истории независимого Узбекистана создавая важную правовую основу для проведения ре­гистрации населения и обеспечения её системной реализации.
     Принимаются все необходимые меры для качественного проведения этого важного события в жизни страны. На регулярной основе на рес­публиканском уровне проводится широкая агитационно-пропагандистская работа среди населения. Видео­ролики, статьи о мероприятии и встречи служат повышению грамотности населения в этой области.
     Основное мероприятие намечено на 2023 г., в то же время в 2021 г. планируется зарегистрировать в порядке испытания валовое население Ходжаабадского района Андижанс­кой области, Юкоричирчикского рай­она Ташкентской области, г. Хивы Хорезмской области и Яшнабадского района г. Ташкента. По итогам проведения этого мероприятия появится возможность определить в нашей стране ключевые социальные показатели, связанные с ростом населения и его образом жизни.
     Другим стратегическим документом является «Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах», в рамках которой вопросы совершенствования организационной, правовой и статистической инфраструктуры, установления эффективного диалога между пользователями и поставщиками, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, отдельных статистических направлений, совершенствования отраслевой и региональной статис­тики, а также подготовки и повышения квалификации специалистов в системе определены как важнейшие направления. По их реализации утверждена «Дорожная карта», состоящая из 86 пунктов.
     Также в реформировании сферы применяется серьёзный подход к вопросу адаптации статистической методологии к международным стандартам. В частности, на сегодняшний день насчитывается порядка более 200 статистических методологий, из которых 111 были приняты и внедрены на практике за последние четыре года, в т. ч. 8 – в течение текущего периода 2021 года. Кроме того, за последние четыре года было усовершенствовано 26 статистических методик, а в 2021 г. – 4 статистические методики.
     Была разработана и внедрена в практику новая методика с целью адаптации работы по расчёту и мониторингу уровня инфляции к меж­дународным стандартам. С 2018 г. работа по оценке инфляции проводится в неизменном виде на основе рекомендаций статистического отдела ООН и Международного валютного фонда.
     Разработана «Дорожная карта» по полному внедрению требований «Системы национальных счетов– 2008», рекомендованной Организацией Объединённых Наций, а также охвату объёмов теневой экономики в показателях валового внутреннего продукта страны, и постепенно осуществляются соответствующие ­меры.
     Соблюдение принципов открытости и прозрачности – эти нап­равления, особенно за последние четыре года, характеризуются как радикально поворотные. В частнос­ти, кроме статистических дан­ных, представленных в виде обыкновенной таблицы, была внед­рена практика подготовки и рас­пространения аналитических и статистических данных в форме пресс-релизов. Статис­тические издания, публикуемые с углублённым изучением международных исследований и передовых зарубежных экспериментов, были полностью обновлены с точки зрения качества и объёма.
     Впервые с 2019 г. была применена практика печати и распространения сборников информации о состоянии социально-экономического развития республики в разрезе всех её районов и городов (паспорта городов/районов).
Ещё одним важным шагом на пути к открытости и прозрачности в стране является присоединение Рес­публики Узбекистан к расширенной Общей системе распространения данных МВФ (р-ОСРД) с мая 2018 года. В её рамках в целях систематизации и облегчения передачи данных пользователям запускается «Нацио­нальная страница агрегированных данных», на которой регулярно пуб­ликуется набор 422 индикаторов по 24 ка­тегориям, что служит повышению прес­тижа страны на международном уровне, демонстрации её экономической мощи и ускорению инвестиционных потоков.
     Вопрос международного сотрудничества и обмена информацией также находится в центре внимания, и сегодня на основе 45 видов вопросников, разработанных статистичес­кими отделами 16 международных организаций (Статистический отдел ООН, Статистический комитет СНГ, Европейская экономическая комиссия ООН, Программа развития ООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ФАО, Азиатский банк развития, Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.), предоставляются важные статистические показатели по социально-экономическому развитию страны.
 
 
Баходир БЕГАЛОВ,
Председатель Государственного комитета по статистике, д.э.н., профессор
 
 
Весь текст статьи вы сможете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.