Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
На современном этапе развития страны приоритетное внимание уделяется реформированию сферы национальной статистики, широкому внедрению в практику международных стандартов и передового зарубежного опыта и, самое главное, обеспечению достоверности, прозрачности и открытости статистических данных. Практические результаты этого признаны широкой общественностью, включая международное статистическое сообщество и международные организации.
Эффективность функционирования любой системы зависит от степени совершенства её нормативно-правовых основ. Закон Республики Узбекистан «О государственной статистике» был принят почти 19 лет назад, в 2002 г., и, как показывает анализ, он не в полной мере соответствует сегодняшним требованиям и международным рекомендациям. Поэтому разработанный и недавно одобренный Сенатом Олий Мажлиса Закон Республики Узбекистан «Об официальной статистике», несомненно, положит начало новому, современному этапу в развитии сферы.
Закон Республики Узбекистан «О регистрации населения», принятый 16 марта 2020 г., для сферы статистики также имеет большое значение, впервые в истории независимого Узбекистана создавая важную правовую основу для проведения регистрации населения и обеспечения её системной реализации.
Принимаются все необходимые меры для качественного проведения этого важного события в жизни страны. На регулярной основе на республиканском уровне проводится широкая агитационно-пропагандистская работа среди населения. Видеоролики, статьи о мероприятии и встречи служат повышению грамотности населения в этой области.
Основное мероприятие намечено на 2023 г., в то же время в 2021 г. планируется зарегистрировать в порядке испытания валовое население Ходжаабадского района Андижанской области, Юкоричирчикского района Ташкентской области, г. Хивы Хорезмской области и Яшнабадского района г. Ташкента. По итогам проведения этого мероприятия появится возможность определить в нашей стране ключевые социальные показатели, связанные с ростом населения и его образом жизни.
Другим стратегическим документом является «Национальная стратегия развития статистики Республики Узбекистан в 2020-2025 годах», в рамках которой вопросы совершенствования организационной, правовой и статистической инфраструктуры, установления эффективного диалога между пользователями и поставщиками, развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, отдельных статистических направлений, совершенствования отраслевой и региональной статистики, а также подготовки и повышения квалификации специалистов в системе определены как важнейшие направления. По их реализации утверждена «Дорожная карта», состоящая из 86 пунктов.
Также в реформировании сферы применяется серьёзный подход к вопросу адаптации статистической методологии к международным стандартам. В частности, на сегодняшний день насчитывается порядка более 200 статистических методологий, из которых 111 были приняты и внедрены на практике за последние четыре года, в т. ч. 8 – в течение текущего периода 2021 года. Кроме того, за последние четыре года было усовершенствовано 26 статистических методик, а в 2021 г. – 4 статистические методики.
Была разработана и внедрена в практику новая методика с целью адаптации работы по расчёту и мониторингу уровня инфляции к международным стандартам. С 2018 г. работа по оценке инфляции проводится в неизменном виде на основе рекомендаций статистического отдела ООН и Международного валютного фонда.
Разработана «Дорожная карта» по полному внедрению требований «Системы национальных счетов– 2008», рекомендованной Организацией Объединённых Наций, а также охвату объёмов теневой экономики в показателях валового внутреннего продукта страны, и постепенно осуществляются соответствующие меры.
Соблюдение принципов открытости и прозрачности – эти направления, особенно за последние четыре года, характеризуются как радикально поворотные. В частности, кроме статистических данных, представленных в виде обыкновенной таблицы, была внедрена практика подготовки и распространения аналитических и статистических данных в форме пресс-релизов. Статистические издания, публикуемые с углублённым изучением международных исследований и передовых зарубежных экспериментов, были полностью обновлены с точки зрения качества и объёма.
Впервые с 2019 г. была применена практика печати и распространения сборников информации о состоянии социально-экономического развития республики в разрезе всех её районов и городов (паспорта городов/районов).
Ещё одним важным шагом на пути к открытости и прозрачности в стране является присоединение Республики Узбекистан к расширенной Общей системе распространения данных МВФ (р-ОСРД) с мая 2018 года. В её рамках в целях систематизации и облегчения передачи данных пользователям запускается «Национальная страница агрегированных данных», на которой регулярно публикуется набор 422 индикаторов по 24 категориям, что служит повышению престижа страны на международном уровне, демонстрации её экономической мощи и ускорению инвестиционных потоков.
Вопрос международного сотрудничества и обмена информацией также находится в центре внимания, и сегодня на основе 45 видов вопросников, разработанных статистическими отделами 16 международных организаций (Статистический отдел ООН, Статистический комитет СНГ, Европейская экономическая комиссия ООН, Программа развития ООН, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, ЮНЕСКО, ФАО, Азиатский банк развития, Всемирный банк, Международный валютный фонд и др.), предоставляются важные статистические показатели по социально-экономическому развитию страны.
Баходир БЕГАЛОВ,
Председатель Государственного комитета по статистике, д.э.н., профессор