Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои – один из самых посещаемых туристами объектов современной архитектуры Ташкента, потому что славится не только своими уникальными архитектурными формами, но и является театром-музеем, храмом искусств, в котором, наслаждаясь сценическим искусством, гости в антрактах с восхищением разглядывают уникальные творения рук самых лучших мастеров-резчиков страны, известных узбекских художников, украсивших фойе залов театра непревзойдёнными шедеврами декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Государственный академический Большой театр им. А.Навои – ведущий центр музыкально-театральной культуры в Центральной Азии. История театра восходит к 1929 г., когда на базе национально-этнографического ансамбля М.Кари-Якубова был организован Узбекский Государственный Музыкальный театр. У истоков создания стояли выдающиеся деятели искусства Узбекистана – Тамара Ханум, Халима Насырова, Усто Алим Камилов, Мукаррам Тургунбаева, Карим Закиров, Мухтар Ашрафи, Толибжон Садыков, Юнус Раджаби и другие. В следующее десятилетие создаются первые национальные опера «Буран» и балет «Шахида». В 1939 г. театр получил статус Узбекского театра оперы и балета.
Незаурядный талант первых узбекских артистов и музыкантов позволил в короткий срок обогатить репертуар театра лучшими произведениями мировой оперной и балетной классики. По решению правительства Республики Узбекистан в 1959 г. театру было присвоено звание «Академический», а в 1966 г. – «Большой».
Здание театра – это жемчужина современной национальной архитектуры, которым заслуженно гордится наша республика. В 1933 г. был объявлен международный конкурс на лучший проект оперно-балетного театра в Ташкенте, в котором победил проект выдающегося русского архитектора – академика Алексея Викторовича Щусева (1873–1949). Здание было решено возвести в центре города, на том месте, где функционировал один из старейших базаров Ташкента – Воскресенский. Строительство началось 1 сентября 1940 г., однако было прервано Второй мировой войной, строительные работы возобновились лишь в 1943 году. Торжественное открытие театра состоялось в ноябре 1947 г., ставшего точкой отсчёта его жизни и славы.
По решению правительства Республики Узбекистан в 1948 г. театру было присвоено имя великого поэта-гуманиста Алишера Навои, поэтому интерьеры театра напоминают сказочные сюжеты из поэм А. Навои. Уникальной архитектурно-художественной достопримечательностью театра являются его шесть залов-кулуаров, оформление каждого из которых было посвящено областям республики, соответственно региональным школам развития народного декоративно-прикладного искусства (Ташкентской, Бухарской, Самаркандской, Ферганской, Хивинской, Термезской). Для оформления залов были приглашены выдающиеся мастера: Усто Ташпулат Арсланкулов, Усто Ширин Мурадов, Усто Кули Джалилов, Усто Саид Ахмад Наркузиев, Усто Абдулла Болтаев и другие. Уникальны созданные ими орнаменты, выполненные в технике резьбы по ганчу, украшающие стены, а также по дереву, украшающие огромные внешние и внутренние двери театра.
Стены фойе первого и второго этажей украшает монументальная живопись народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова (1912–1995). На изящно оформленных фресках-панно, по мотивам произведений А. Навои изображены восточные красавицы. Они, словно музы искусств, символизируют национальное народное творчество – поют, танцуют, играют на инструментах, декларируют поэтические рубаи. В этих росписях мастер использовал традиции среднеазиатской миниатюры, приёмы которой творчески переосмыслены монументалистом и интерпретированы в собственной манере стилизованной декоративной живописи, с преобладанием гаммы нежных лазурно-голубых, зелёных и белых тонов. Интерьеры залов дополнены большими настенными пейзажами Узбекистана, выполненными известными художниками республики У.Тансыкбаевым, К.Чепраковым, М.Арининым. Зрительный зал украшен гипсовой орнаментальной лепкой, покрытой сусальным золотом и роскошной хрустальной люстрой, напоминающей гигантскую гроздь винограда.
Феномен зодческого творения А.В.Щусева заключается в том, что в его архитектуре очень гармонично сочетаются приёмы классических европейских композиций с традициями восточного зодчества, что позволило ему, органично вписавшись в современную архитектурную среду, по праву получить бренд символа столицы Узбекистана – города Ташкент. Пролетают десятилетия, ХХ век сменился ХХI веком, который привносит много новых перемен в архитектурный облик столицы, но его главный театр остаётся одним из главных украшений Ташкента и короной искусств Узбекистана.