Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Магистральная газотранспортная система играет важную роль в развитии газовой отрасли Узбекистана. Устойчивый экономический рост и надёжное функционирование ведущих отраслей национальной промышленности и малого бизнеса, а также ключевых предприятий реального сектора экономики подразумевают увеличение потребления топливно-энергетических ресурсов. Увеличивая объём поставок природного газа на внутренний и международные рынки, возрастает потребность в развитии газоснабжения при условии сохранения безопасного использования газотранспортных и газораспределительных систем. Задачи бесперебойной поставки природного газа потребителям Узбекистана, а также функции транспортировки, транзита и экспорта возложены на АО «Узтрансгаз».
Прежде всего, стоит упомянуть сегодняшний процесс работы и реформы в системе. Переход отечественной экономики, включая и газотранспортную систему, на инновационный тип экономического развития во многом опирается на модернизацию традиционных секторов. Нефтегазовая промышленность обеспечивает не только население и отрасли экономики энергоресурсами, но и сырьём для производства множества видов продукции. В прошлом году была усовершенствована система управления в АО «Узбекнефтегаз», акционерные общества «Узтрансгаз» и «Худудгазтаъминот» были выведены из его состава и реорганизованы в качестве отдельных самостоятельных организаций.
На АО «Узтрансгаз» возложена особая ответственность за ускорение реализации мер по развитию газотранспортного сектора. Эти меры неразрывно связаны с потребностями в строительстве новых и модернизации существующих газопроводов, компрессорных станций, а значит, и необходимостью инвестиций. В связи с этим реализуются программы по глубокому структурному преобразованию и повышению конкурентоспособности данной отрасли. АО «Узтрансгаз» осуществляет крупные инвестиционные проекты, позволяющие расширить возможности газотранспортной системы и контролировать действующие объекты магистральных газопроводов. Инфраструктура газотранспортной системы Республики Узбекистан состоит из магистральных газопроводов, газохранилищ, компрессорных и газораспределительных станций, которые, по сути, и формируют основную инфраструктуру магистрального транспорта газа.
Президент в своём Послании Олий Мажлису Республики Узбекистан отмечал, что с целью повышения эффективности управления государственными предприятиями и оптимизации расходов в нефтегазовой сфере следует привлекать зарубежных экспертов и международные консалтинговые компании.
АБР поддержал инициативу Правительства по созданию плана корпоративной трансформации в нефтегазовой отрасли. Результаты деятельности консультантов и их рекомендации нашли отражение в Постановлении Президента Республики Узбекистан от 9 июля 2019 г. за № ПП-4388, направленном на разделение АО «Узбекнефтегаз» на три независимые компании.
Основной целью и следующим этапом трансформации будет их эффективная деятельность и финансовая стабильность. Согласно вышеуказанному Постановлению АО «Узтрансгаз» выступает в качестве оператора природного газа, на которого возложены функции по приобретению природного газа у добывающих и перерабатывающих организаций, а также по его транспортировке, хранению и продаже.
В настоящее время ведутся работы над проектом «Увеличение объёмов хранения газа в ПХГ «Газли» в комплексе с доразведкой и доразработкой газовых горизонтов и нефтяных оторочек месторождения «Газли». В ходе реализации данного проекта будут проведены поэтапные работы по расширению и увеличению объёмов ПХГ, бурению и благоустройству скважин для объёма дальнейшей добычи и подготовки природного газа до 1 млрд кубометров газа в год.
Также в рамках реализации первой фазы инвестиционного проекта «Программа по модернизации газотранспортной системы Республики Узбекистан с внедрением центра диспетчеризации, мониторинга и управления объектами газовой инфраструктуры (SCADA)» АО «Узтрансгаз» совместно с Азиатским банком развития в целях привлечения финансирования в течение года была подготовлена комплексная оценка компонентов проекта.
На основании гранта (технической помощи) АБР были привлечены международные независимые консультанты и эксперты для подготовки данного проекта в соответствии с международными стандартами, согласно которым осуществлены следующие мероприятия:
● В январе 2019 г. был проведён аудит с привлечением международного независимого консультанта Kevin Weller (Канада), в апреле 2019 г. для проведения комплексной оценки проектной документации была привлечена независимая международная инженерно-консалтинговая компания Mott MacDonald (Великобритания).
● С апреля 2019 г. по март 2020 г. со стороны международных независимых консультантов была проведена оценка экологических воздействий Nick Skinner (Великобритания), а также социальных и гендерных условий Nargis Halimova (Германия). Подготовлены план по отводу земель и программа по переселению.
● В период апрель-май т.г. произведён анализ стоимости проекта Jeremy Hornby и комплексный финансово-экономический анализ АО «Узтрансгаз».
● На основании комплексной оценки проекта со стороны эксперта АБР – Toru Ito (Япония) и консультантов Xavier Humbert, Olivier Leonard (Франция) в период март-май т.г. разработана тендерная документация.
Согласно процедуре АБР с 15 по 26 июня т.г. была проведена миссия АБР по установлению фактов (fact-finding mission of ADB) путём виртуальной видеоконференции, и по итогам данной миссии будет подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Узбекистана, АБР и АО «Узтрансгаз» о дальнейшем выделении займа для вышеупомянутого инвестпроекта.
АБР выразил признательность Правительству нашей страны за важный шаг в энергетических реформах, ссылаясь на Постановление Президента Республики, которым была заложена основа для реализации Концепции развития нефтегазовой отрасли Республики Узбекистан до 2030 года. Директор Постоянного представительства АБР в Узбекистане г-жа Синди Малвичини отметила, что «…преобразования приведут национальную газовую отрасль в соответствие с международными стандартами финансовой отчётности, аудита и управления, что, как ожидается, улучшит её способность привлекать международных партнёров и капитал международных инвесторов для финансирования, расширения и модернизации сети снабжения и транспортировки газа».