Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
В развитии социального общества, активизации процессов глобализации большую роль играет точность и оперативность информации. Важность этой информации и её способность удовлетворять потребности населения формирует особое отношение к ней. Огромное значение имеет информация в популяризации духовно-просветительских и культурных мероприятий. Невозможно представить себе развитое общество без использования услуг связи и информации. Системное развитие этой сферы служит социально-экономическому развитию страны. Поэтому и у нас в республике уделяется приоритетное внимание последовательному совершенствованию её организационно-правовой и материально-технической базы.
В превращении информации в драгоценный товар на мировом рынке большую роль играет Интернет. Переход государственных услуг, оказываемых гражданам и субъектам предпринимательства, в электронную форму, осуществление платежей в системе онлайн, расширение объёма выполняемых операций с помощью мобильных устройств требует дальнейшего улучшения качества услуг Интернета.
Ведётся активное внедрение специализированных программных комплексов и интерактивных услуг в деятельность государственных учреждений. В настоящее время Узбекистан входит в десятку стран мира, динамично улучшивших систему «Электронное правительство». Важную роль в дальнейшем её совершенствовании играет создание эффективной ИКТ-инфраструктуры, в частности, комплексов информационных систем и баз данных. В настоящее время ряд таких комплексов введён в эксплуатацию. Магистральные, зональные и межстанционные виды связи обеспечиваются волоконно-оптическими линиями.
В 2013 году был запущен Единый портал интерактивных государственных услуг. Уже сегодня на портале работают более трёхсот электронных услуг, которые делятся на информационные (офлайн), полуавтоматические, автоматические и интерактивные. Портал интегрирован с информационными системами и ресурсами Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, системой идентификации ID.UZ, Народного банка Республики Узбекистан, порталом системы оценки воздействия актов законодательства (regulation.gov.uz), системой «Тадбиркорлик» и другими.
В Узбекистане вся налоговая и статистическая отчётность хозяйствующих субъектов сдаётся в электронном виде через Интернет, завершён переход на электронное декларирование товаров и регистрацию экспортно-импортных контрактов. Запущен Портал открытых данных, на нём размещено более 2 тыс. открытых наборов данных 120 организаций по таким направлениям, как экономика, здравоохранение, образование, транспорт и т.д.
В Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Узбекистана в 2017–2021 годах пристальное внимание уделяется созданию условий для дальнейшего эффективного развития электронного правительства. Уже в нынешнем году будет внедрён целый ряд интерактивных государственных услуг, планируется запуск портала «Лицензирование», будут упрощаться и автоматизироваться нотариальные услуги, продолжится унификация разрешительных документов по экспортно-импортным операциям, будут приняты меры по повышению доступа к Интернету и компьютерной грамотности работников госорганов и населения.
Информационно-коммуникационные технологии находят своё широкое применение и в области развития электронных платежей. Запущенная в нашей стране клиринговая система расчётов оплаты розничных платежей в режиме реального времени обеспечила существенный рост возможностей онлайн-оплаты налогов, обязательных и коммунальных платежей.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере ИКТ является широкое внедрение в отраслях реального сектора экономики современных информационных систем, программных продуктов и технологий. Реализация таких проектов позволила получить существенный экономический эффект от автоматизации управленческих и производственных процессов, уменьшения объёма бумажного документооборота. В этой связи значительно возрастает роль внедрения современных «облачных» технологий, которые способны повысить эффективность и создать новые возможности при эксплуатации различных устройств или программного комплекса.
Комплексной программой развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на 2013–2020 годы предусмотрено последовательное развитие высокоскоростной телекоммуникационной инфраструктуры. Например, до 2020 года планируется реализовать 17 крупномасштабных проектов по расширению пропускной способности каналов доступа из Узбекистана к внешним магистралям Интернета, развитию широкополосного доступа, в т. ч. в удалённых регионах страны. Кроме того, до 2020 года будет осуществлено 22 проекта по обеспечению и совершенствованию электронных взаимоотношений граждан с госорганами.
В настоящее время мобильная связь начинает играть доминирующую роль в глобальной цифровой трансформации. С такими технологиями, как 4G и Wi-Fi, можно решить проблемы информационной безопасности и удовлетворить будущие требования пользователей. Прогресс в сфере «Интернета вещей» будет и дальше приносить ощутимые преимущества людям, бизнесу и обществу.
Как и вся отрасль ИКТ, услуги мобильной связи в республике также качественно усовершенствуются, появляются их новые виды. Например, посредством сотового телефона можно связаться с любым уголком мира. Особенно большое значение мобильная связь имеет в деятельности производителей, экспортирующих свои товары на мировой рынок. В результате инновационных разработок, направленных на совершенствование средств связи, увеличивается ассортимент, расширяется территория сбыта, повышается качество обслуживания.
На Всемирном мобильном конгрессе, состоявшемся в 2016 году, подчёркивалось, что к 2025 году число мобильных устройств, подключённых к сети Интернет достигнет 100 миллиардов. С того момента, когда в 2000 г. появился первый мобильный телефон с камерой, число абонентов мобильной связи на нашей планете увеличилось в пять раз. Лавинообразный рост количества пользователей мобильной связи, «умных» устройств, мобильного видео и сетей 4G в ближайшие пять лет приведёт к восьмикратному увеличению мобильного трафика. Это, в свою очередь, будет способствовать налаживанию взаимосвязей, получению образования и обмену информацией, в частности, расширению возможностей использования информационно-коммуникационных технологий населением, проживающим в отдалённых территориях страны, что приведёт к повышению качества уровня жизни и развитию страны в целом. Главной целью широкомасштабных реформ, последовательно осуществляемых в нашей стране, является именно это.
На сегодня в республике функционируют пять операторов мобильной связи. Благодаря улучшению услуг связи в городах и сельских населённых пунктах растёт число базовых станций мобильной связи. В 2016 году на территории Узбекистана были установлены 1456 базовых станций и общее их количество достигло 17721. В результате число абонентов мобильной связи составляет свыше 21 млн, объём услуг в этой сфере увеличился на 26 процентов.
Операторы мобильной связи внедряют четвёртое поколение сети – 4G (LTE). В рамках Государственной программы «Год диалога с народом и интересов человека» предусмотрено установление в 2017 году на территории страны 1843 базовых станций, что приведёт к дальнейшему улучшению качества услуг мобильной связи, оказываемых населению, и расширению охвата ею регионов страны.
В отдельных случаях операторы мобильной связи сталкиваются с противостоянием населения в установке базовой станции на определённой территории. Люди приводят аргументы об отрицательном воздействии на их здоровье антенны мобильной связи, устанавливаемой на крыше здания, где они проживают. Согласно заявлению ВОЗ, опубликованному в 2011 году, отрицательное воздействие электромагнитной площади, образуемой волной, распространяемой станциями мобильной связи и мобильными телефонами, на здоровье человека не доказано.
Несмотря на то, что вредное воздействие волны, распространяемой со станций мобильной связи, научно не доказано, в законодательстве Республики Узбекистан установлены нормы эксплуатации этих станций. В частности, мощность работы базовых станций в нашей стране не превышает 2,5 мкВт (микроватт) на каждый квадратный сантиметр. Это самый низкий показатель в мире. Например, в Израиле он составляет 400 мкВт/см2, в США и некоторых скандинавских странах – 100 мкВт/см², в России, Казахстане, Таджикистане, Беларуси, Кыргызстане – 10 мкВт/см².
Сегодня каждый наш соотечественник имеет возможность воспользоваться услугами сотовой связи, цифрового телевидения и Интернета, а динамичные темпы развития ИКТ в Узбекистане служат важным фактором интеграции нашего государства в мировое информационное пространство.
Пресс-служба Министерства
по развитию информационных
технологий и коммуникаций