(Русский) Развивая экосистему столицы

6/2019

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Урбанизация городов, деятельность расположенных в черте города промышленных зон и предприятий, большое количество уличного транспорта оказывают в совокупности значительную нагрузку на городскую экосистему. Поэтому горожан чаще всего волнуют вопросы её сохранения и благо­устройства, очистки городских каналов и рек, утилизации как промышленных, так и бытовых отходов. Для городских властей они также являются насущной, первостепенной задачей. О том, как решаются эти проблемы городскими властями, изложено в данной статье.
 
     Учитывая важность защиты экологии, создано Управление по экологии и охране ок­ружающей среды, основными задачами и направлениями деятельности которого являются: осуществление государственного эколо­гического контроля за соблюдением законодательства в области использования и охраны природы, создание необходимых условий для её сохранения и многие другие аспекты.
     Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв города проводится в рамках программы, разработанной в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23 августа 2016 г. «Об утверж­дении программы мониторинга ок­ружающей природной среды в Рес­публике Узбекистан на 2016–2020 гг.», который осуществляется сотрудниками управления ежеквартально, и хокимият города контролирует эти процессы с целью недопущения превышения установленных предельных норм загрязнения атмосферы воздуха. Кроме того, ведётся постоянный поиск эффективных методов по улучшению экологической ситуации города.
     Водные ресурсы играют большую роль в сохранении чистоты атмосферного воздуха города. У каж­дой столицы, крупных городов мировых держав имеется своя главная река, дающая жителям вместе с водой красоту и имеющая практичес­кое применение. Нашу столицу украшают река Чирчик, 92 больших и малых канала, из которых основными являются 17 (Бозсу, Кичирик, Анхор, Салар, Бурджар и др.), межрайонных каналов – 21, малых ирригационных сетей – 46 и 8 коллекторов, а также почти каждая улица имеет многочис­ленные арыки. Общая длина наших городских водных артерий составляет 337,992 км. Экологическое благополучие столицы и здоровье населения во многом зависят от состояния каналов и рек, которые являются неотъемлемой частью эстетики города, уникальными природными источниками увлажнения и чис­тоты воздуха, обеспечивая город необходимым, особенно в летнее сухое время года, микроклиматом. Поэтому в числе важнейших задач хокимията – работы по укреплению и облагораживанию берегов каналов и речек, их очистке, сохранению в них необходимого уровня воды, а также борьба с нарушителями, загрязняющими воды и берега каналов. Так, в результате организованных государственными инспекторами Управления экологии и окружающей среды г. Ташкента рейдовых проверок и решительных действий было выявлено 547 случаев нарушения чистоты вдоль берегов каналов и реки Чирчик и наложен штраф на сумму 135,55 млн сумов.
     Совместно с сотрудниками Уп­равления эксплуатации и благоуст­ройства прилегающих территорий ташкентских городских каналов был проведен ряд работ по очищению каналов от различных видов отходов и вывезено 17,1 тыс. куб. м мусора, благоустроены 341,8 тыс. п/м берегов. Также совместно с промышленными предприятиями, находящимися на правом берегу реки Чирчик проведены работы по очищению от различных видов отходов и благо­устройству прилегающих территорий общей площадью более 90 тыс. кв. метров.
     Атмосферный воздух. В настоящее время в Ташкенте функционируют 12 стационарных постов Узгид­ромета, которые круглосуточно производят отбор проб атмосферного воздуха. По данным метеорологов индекс загрязнённости атмосферы по пяти основным веществам в столице не превышает 3,6, что соответствует показателю низкого уровня загрязнения. Главным фактором загрязнения городской экосистемы является, конечно, транспорт, доля которого в общих выбросах по г. Ташкенту составляет более 95 процентов. Если от промышленного предприятия загрязняются близлежащая к нему территория и воздух, то выбросы от транспорта в силу его подвижности вездесущи и всепроницаемы. В них содержится более 200 вредных веществ, которые отрицательно влияют на здоровье жителей. Неисправности работы двигателя увеличивают выбросы загрязняющих веществ.
     В период с 1995 по 2019 гг. количество автомобилей в Ташкенте возросло более чем в 3 раза, естественно, возрос и расход потребляемого топлива, что привело к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако активно проводимые столичным хокимиятом совместно с различными организациями плановые мероприятия по снижению выбросов от автотранс­порта позволяют добиваться тенденции их снижения, принося позитивные результаты. Так, если в 1996 г. количество автомобилей, превышающих нормы токсичности отработавших газов составляло 25–27%, то проведенные в т. г. акции «Чистый воздух» показали, что в г. Ташкенте на сегодняшний день зафиксировано лишь около 6% автомобилей с повышенной токсичностью и дымностью отработавших газов. Они проводились в столице в период с 10 апреля по 10 мая и с 10 сентября по 10 октября 2019 г. с целью проверки на автомагистралях города передвижного транспорта на наличие токсичности и дымности отработавших газов. Эти мероприятия проводятся в столице ежегодно с целью снижения загрязнения окружающей среды выбросами от автотранспорта, и приносят положительные результаты, т.к. позволяют анализировать ситуацию по данной проблеме и регулировать механизмы её решения. Поэтому ситуация на контроле. Также, если в 1991 г. выб­росы от пассажирского транспорта по г. Ташкенту составляли 393 тыс.т, а выбросы в среднем на 1 автомобиль составляли 2,62 т в год, то в настоящий момент они составляют соответственно 395 тыс. т и 0,88 т в год. Цифры указывают на очень незначительный коэффициент повышения выбросов (почти за 30 лет) от пассажирского транспорта и значительное их уменьшение от личного автотранспорта горожан. Планомерное снижение выбросов достигается прежде всего за счёт проведения экологического мониторинга, интенсивного расширения системы подземных переходов и подземного транспорта (новые линии метрополитена), значительно разгружающих наземный транспорт, а также строительства новых мостов и путепроводов, регулирования потоков транспорта, улучшения качества дорожного покрытия и, конечно же, введения в эксплуатацию инновационных современных автобусов, грузовых и личных автомобилей. Так, в IV квартале 2019 г. парк пассажирского транспорта пополнился 190 автобусами и в I квартале 2020 г. дополнится ещё 160 автобусами, соответствующими классам ЕВРО-3, ЕВРО-4 и ЕВРО-5, выбросы которых в 10 раз ниже по сравнению со старыми дизельными, что полностью исключает возможность их задымления и загрязнения окружающей среды, т.к. они работают на сжатом газе. В связи с этим планируется списание дизельных автобусов. На очереди ещё одна новинка – электромобили, электрокары и электророллеры. Сейчас проходит испытание электроавтобус белорусского производства и, возможно, электротранспорт также скоро получит постоянную прописку в нашем городе.
     Проводится большая просветительская работа в средствах массовой информации с водителями о причинах, влияющих на количество выбросов: оптимальные режимы эксплуатации, быстрый разгон, торможение и нерасчётливое прохождение перекрёстков и др. факторы. В газете «Вечерний Ташкент» имеется рубрика, в рамках которой постоянно публикуются статьи по природоохранной тематике. Постоянный контроль, мониторинговые операции и др. меры позволяют хокимияту совместно с Управлением по экологии и охране окружающей среды г. Ташкента добиваться положительных результатов.
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.