Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Ремесленничество – это один из древнейших видов народного творчества, в основе которого лежит индивидуальный ручной труд, когда мастер, применяя простые инструменты и средства, не только производит, но и украшает своими руками традиционные национальные изделия и предметы, необходимые в быту любой узбекской семьи. Кустарные и ремесленные промыслы были неотъемлемой частью жизни узбекского народа с древнейших времён. Изделия, производимые кустарями и ремесленниками, пользовались всегда большим спросом также в зарубежных странах, поэтому составляли основу торговых международных взаимоотношений по Великому шёлковому пути.
С целью создания благоприятных условий для возрождения и развития ремесленничества мелкие государственные убыточные предприятия отдавались в руки ремесленников. Было открыто множество мастерских, артелей, студий, кружков для занятий ремесленничеством, новых пунктов, ларьков, магазинов и базарных сувенирных лавок для сбыта произведенных ремесленниками товаров. Стало возможным не только пополнить внутренний рынок разнообразными изделиями, изготовленными нашими искусными мастерами, но и экспортировать их. И мир, увидев наши сувениры, ахнул от изумления, – ведь десятилетиями не видели ничего подобного. По инициативе и усилиями известного ремесленника, обладателя медали «Шуҳрат» Шоолима Шомансурова в Ташкенте была открыта галерея искусств «ART SHOSH». Корреспонденту нашего журнала довелось встретиться с мастером и побеседовать с ним. Предлагаем вниманию читателей его историю жизни и творчества.
«Нас в семье было восемь детей. Я был самым младшим. Отец занимался ремесленничеством. Материально было очень трудно, он еле мог прокормить большую семью, но высокая духовная среда была нашим главным стержнем. Например, братья всегда вместе читали книги, смотрели в кинотеатрах фильмы, а потом обсуждали прочитанное и увиденное. Все мы вдохновенно увлекались литературой, музыкой и живописью, в школе учились на «отлично». Среди нас лидером был брат, старше меня на пять лет, который стал моим первым учителем, он же меня и привёл во Дворец культуры, в кружки творчества.
Как в народе говорят, «птица делает то, что она видела у себя в гнезде». Культ искусства, царивший в нашей семье, и стал отправной точкой моего пути в творчество, повлияв на выбор дальнейшей профессии в своей жизни. Получив азы искусства в кружке резьбы и живописи, я захотел продолжить учёбу в стенах профессионального учебного заведения, поэтому в 1981–1985 гг. учился в Республиканском художественном училище имени Бенькова. После окончания училища отслужил в рядах армии и, вернувшись домой, решил реализовать свои творческие навыки. К тому времени в торговом ряду ремесленников на Чорсу функционировал и наш маленький магазинчик, в котором я работал с утра до обеда, реализовывая сделанные своими руками цветы из фанеры. Не хочу хвастаться, но мои изделия были самыми ходовыми товарами рынка. Хорошо зарабатывал, – в среднем по 500 рублей в день (в то время деньги были в рублях). В 90-е годы прошлого века эта сумма равнялась профессорской зарплате. Но… это было не то дело, которым мне хотелось заниматься, поэтому вскоре поступил в Ташкентский театрально-художественный институт на факультет живописи. Доходный магазинный заработок променял на 40 рублей студенческой стипендии, и это было моё второе пожертвование на пути осуществления своей мечты – стать настоящим мастером высокого стиля древнего искусства.
И вот настало долгожданное время, когда в нашей стране начался процесс национального духовного возрождения, и мы, студенты, освободившись от стандартов академических принципов европейского искусства, повернулись к живительным истокам национальных традиций восточного искусства.
Ещё будучи подростком я увлёкся художественной росписью, обучаясь у мастера миниатюрной росписи Махмуда Тураева и совершенствовал свои навыки благодаря образцам творчества его брата, который был известен в народе как искусный живописец, каллиграф и зодчий. Чтобы продолжить любимое занятие росписью, в 1991 г. открыл мастерскую в медресе Абулкосим и начал изготавливать покрытые узорами шкатулки. Они быстро находили своего покупателя, а я старался совершенствовать своё мастерство.
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.