Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Музей искусств им. И.В. Савицкого впервые открыл свои двери в 1966 году. Инициатором создания музея был Игорь Витальевич Савицкий, московский художник, приехавший в Каракалпакию в 1950 г. в составе археолого-этнографической экспедиции по приглашению руководителя этой группы – С. Толстова. Познакомившись с народным декоративно-прикладным искусством каракалпаков, он был очарован до глубины души самобытной красотой и высочайшим искусством исполнения национальных изделий и загорелся идеей собрать и систематизировать их, защитить от забвения, тем более, что коллекционированием и изучением этого богатства народного искусства в начале прошлого века никто не занимался. Так идея-фикс постепенно трансформировалась в целенаправленную работу по созданию музея, которая стала смыслом его дальнейшей жизни. Неоценимую помощь в создании музея и в сборе коллекции ему оказал академик Марат Нурмухамедов, который на протяжении всей своей жизни активно поддерживал И.В. Савицкого во всех его начинаниях, а также руководитель Каракалпакского региона Камалов К.К., каракалпакский скульптор Жолдасбек Куттымуратов, первый театральный художник Кдырбай Саипов и первые сотрудники музея, влюблённые в своё дело активные энтузиасты Панжинская В.А., Галиллулина Г.Р., Жолдасов Э., Доспанов О., Сычева В.Е. и многие другие сподвижники Савицкого.
При сборе коллекции Савицкий руководствовался принципами открытия новых имён, незаслуженно забытых художников, особенно 1920-30-х гг., которые, по его мнению, внесли огромный вклад в развитие русского и узбекского изобразительного искусства, в частности, современного авангардного направления живописи. Благодаря его тонкому чутью на талантливые работы и активной подвижнической деятельности были спасены десятки тысяч произведений и открыты новые имена, ставшие гордостью изобразительного искусства Узбекистана ХХ в. – П.П.Беньков, Л.Л.Бурэ, П.В.Ган, А.Н.Волков, В.Н.Еремян, А.С.Ермоленко, У. Тансыкбаев, Н.Г.Карахан, Н.В.Кашина, З.М.Ковалевская, М.И.Курзин, Р.М.Мазель, А.В.Николаев (Усто Мумин), В. Уфимцев, Дж.Беканов, А. Еримбетов, Ф. Есенгалиев, А. Курбанбаев, К.Саипов и многие другие художники разных национальностей, которых объединила любовь к искусству и стране, в которой они жили и создавали панораму её истории и жизни языком живописи и графики. Как и всегда, при создании чего-то нового встречаются всякие бюрократические преграды, а порой непонимание значимости для истории тех произведений искусства начала ХХ в., в собирание которых Савицкий вложил всю свою душу и энергию. Ему катастрофически не хватало денег на приобретение экспонатов, хотя государство и выделяло ежегодно средства на эти цели, потому что он набирал слишком много. А меценатов в те годы он не смог найти, да и как они могли быть в советскую эпоху? Перевозки картин русских художников из Москвы в Нукус также сопровождались большими трудностями и проблемами. Поезда из Москвы не доезжали до Нукуса, а останавливались в городе Ходжейли. Иногда Савицкий привозил целый вагон экспонатов, которые надо было разгрузить за 10 минут, а потом ещё везти их в Нукус, систематизировать, оформлять, располагать. Но его труд оставил память навсегда этот прекрасный музей, который, радушно открывая свои двери, радует посетителей богатым собранием национальных изделий и предметов быта мастеров Каракалпакстана, картин русских и узбекских художников начала ХХ века. Сегодня Каракалпакский Государственный музей искусств им. И.В.Савицкого один из самых крупных музеев Узбекистана. Его коллекция, насчитывающая свыше миллиона предметов и экспонатов, признаётся второй в мире по значимости и объёму среди коллекций произведений авангарда, а также одним из лучших художественных фондов в Азиатском регионе.
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала.