(Русский) Инновационная идея сегодня – конкурентоспособный продукт завтра

1/2022

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Время стремительно меняется. Достижения науки и инновационные технологии очень быстро входят в нашу жизнь, и сегодняшняя разработка завтра сменяется более компактным и удобным оборудованием. В число задач Министерства инновационного развития входят изучение, оценка, коммерциализация инновационных идей, технических разработок талантливых молодых людей и, при необходимости, оказание им практической помощи в поиске выгодного партнёра. С руководителем данного учреждения – Министром инновационного развития Республики Узбекистан Иброхимом АБДУРАХМОНОВЫМ мы поговорили о проделанной работе и текущих задачах министерства.
 
     – В сентябре 2018 года была принята Стратегия инновационного развития на 2019-2021 годы, каковы её основные результаты?
     – В 2018 г. был принят стратегический документ, направленный на консолидацию усилий государственных органов и организаций в сфере инновационного развития – Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2019-2021 годы. Главной целью Стратегии является развитие человеческого капитала как основного фактора, определяющего уровень конкурентоспособности страны на мировой арене и её инновационного развития, а также вхождение Республики Узбекистан к 2030 г. в топ-50 ведущих стран мира по рейтингу Глобального индекса инноваций (GII).
     С этой целью правительством Узбекистана реализуются меры по развитию Национальной инновационной системы в ближайшие 3 года, включающие, в частности, политические инструменты, направленные на эффективное развитие человеческого капитала для научно-исследовательской деятельности, трансфера изобретений и технологий, совершенствование системы финансирования инновационной деятельности, оптимизацию инфраструктуры и ИКТ-технологий, улучшение системы образования, расширение конкуренции и уменьшение административных барьеров.
За прошедший период в соответствии с национальными целями и задачами данной Стратегии была создана интегрированная система управления инновациями. В результате реализации Стратегии правительством определены основные институты, составляющие инновационную экосистему страны, осуществлён ряд мероприятий, приняты законы «Об инновационной деятельности», «О науке и научной деятельности».
     Постановлением правительства от 15 декабря 2020 г. утверждена Стратегия инновационного развития систе­мы аграрного образования до 2030 года, согласно ко­торой в настоящее время ведётся практическая работа по внедрению инновационных ресурсосберегающих технологий в сельском хозяйстве, «Умного сельского хозяйства» (Smart agriculture) и цифровых технологий. В 2019-2021 гг. в Республике Узбекистан реализована Концепция внедрения технологий «Умный город».
     Также повышается статус и престиж учёных в обществе, достигаются положительные результаты в плане их материальной и моральной поддержки. Принимаются адресные меры по обеспечению широкого участия молодёжи в инновационной деятельности. Внедрены эффективные и прозрачные механизмы финансирования науки и инноваций, основанные на передовом международном опыте.
     Если говорить о достижениях, прежде всего, была создана новая система управления наукой. В частности, с учётом опыта передовых стран, внедрён механизм формирования государственного заказа на научные исследования. Министерством финансируется регулярное проведение конкурсов по тематическим и ориентированным на результат научно-исследовательским проектам, что обеспечивает использование грантов на основе конкурентной среды. Финансирование проектов по сравнению с 2017 г. увеличилось в 3,5 раза, не менее 40% средств направлено на приобретение необходимого оборудования, реагентов и материалов. Например, в 2021 г. на поддержку 603 проектов было направлено 4904,1 млрд сумов.
     Активно развивается партнёрство с Германией, Россией, Турцией, Израилем, Беларусью и другими странами. В 2021-2022 гг. планируется профинансировать около 100 международных научных проектов в рамках сотрудничества с Китаем, Индией, Туркменистаном, Ираном, Беларусью, Россией, Венгрией и EAPI (Евразийская ассоциация поддержки научных исследований). На сегодняшний день на поддержку более чем 70 международных исследовательских проектов с данными партнёрами было выделено средств в размере более 62 млрд сумов.
     По всей стране укреплена инновационная инфраструктура, в частности созданы 3 региональных инновационных центра, 5 технопарков, экспериментальная площадка по апробации инновационных проектов, специализированные бизнес-акселераторы для научных проектов, а также инновационная клиника телемедицины DMC, расположенная в отдалённом районе Узбекистана.
     В стране сформирована экосистема стартапов, которая охватывает основные этапы их поддержки – от идеи до конечного потребителя. Основная роль в ней отводится системе государственных грантов, благодаря которой было профинансировано 139 стартап-проектов на общую сумму 91,9 млрд сум., создано более 1100 рабочих мест и налажено производство новой конкурентоспособной продукции. Созданный недавно Национальный венчурный фонд UzVC с общим капиталом в размере 15 млрд сум. призван обеспечивать постоянную поддержку передовых инновационных проектов и развитие коммерциализации науки, ставшей приоритетной задачей нашей страны. Также внедрена новая система, работающая по схеме «учёный – банк – предприниматель». Предпринятые меры способствовали значительному повышению показателей научно-исследовательской и инновационной деятельности: коммерциализированы 372 инновационные разработки, объём производства высокотехнологичной продукции превысил 235,3 млрд сумов. Для ускорения внедрения новых наукоёмких технологий в экономику страны запущена система трансфера технологий и общий объём реализованных инвестиционных проектов достиг 3,3 млн долларов.
     В целях поддержки инициатив молодого поколения, широкого привлечения их к инновационной и научной деятельности при Министерстве инновационного развития была создана Академия молодёжи. В настоящее время уже более 2000 молодых людей включились в работу 15 филиалов Академии в регионах республики. Объявлены специализированные конкурсы для молодых учёных, на проведение которых в 2020 г. Академией было выделено 30,2 млрд сум. с целью поддержки перспективных прикладных и инновационных проектов.
     Вхождение Республики Узбекистан в Глобальный индекс инноваций в 2020 г. является результом усилий и достижений страны в области инновационного развития. В 2021 г. в данном рейтинге наша страна заняла 86-е место среди 132 государств, что выше на 7 позиций по сравнению с предыдущим годом и на 36 пунктов, чем в 2015 году. Узбекистан добился успехов в таких направлениях, как «Качество институтов управления», «Человеческий капитал и научно-исследовательская деятельность», «Развитие рынка», «Развитие бизнеса», «Наука и технологии», «Креативные продукты», «Инфраструктура».
     – По Вашему мнению, какими должны быть возможности, созданные для развития науки и высоких технологий?
     – Проведенный анализ показывает необходимость дальнейшего расширения инновационной экосистемы, функционирующей на национальном уровне, в частности для поддержки научной деятельности и стартап-инициатив, повышения производительности труда, создания новых рабочих мест, и это является приоритетной задачей экономики Узбекистана, для реализации которой необходимы организация производства новой продукции на инновационных предприятиях, а также повышение качества продукции на крупных и кластерных предприятиях, восполнение её дефицита и обеспечение занятости населения на инновационных производственных площадках.
     Ещё одной актуальной задачей развития национальной инновационной экосистемы является кардинальный пересмотр системы кластеризации в нашей стране в соответствии с мировым опытом. Сегодня развитие территорий республики осуществляется за счёт широкого использования природных ресурсов, также, с другой стороны, существует проблема увеличения риска истощения существующих природных запасов. Исходя из этого, для повышения доли наукоёмкой (инновационной) продукции в валовом внутреннем продукте страны требуется организация промышленных кластеров, опираясь при этом на передовую практику ведущих стран мира.
     Необходимо обеспечить непрерывность всей цепочки деятельности кластера – от поставки сырья в производство до получения готового товара конечным потребителем. На сегодняшний день выдвигаются и такие важные, не терпящие отлагательства задачи, как: развитие национальной инфраструктуры, адаптированной к требованиям рынка; расширение научного потенциала; повышение эффективности исследовательской деятельности и уровня коммерциализации науки. Необходимость увеличения числа предприятий с меж­дународными сертификатами качества для увеличения экспортного потенциала страны, создания новых рабочих мест, сокращения бедности, обеспечения занятости молодёжи и женщин, развития новой и устойчивой инновационной экосистемы в Узбекистане требует более последовательного реформирования системы науки, технологий и инноваций.
     Поэтому очень важно совершенствовать систему финансирования науки и исследовательской деятельности, а также диверсифицировать источники финансирования. Для этого предполагается к 2025 г. увеличить долю общего объёма средств, направляемых на науку, к валовому внутреннему продукту в 6 раз, а к 2030 г. – в 10 раз.
     – Каковы основные направления инновационного развития Узбекистана, и как они поддерживаются государством?
 
 
 
Весь текст интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.