Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Поскольку многие страны сталкиваются с новой угрозой ХХI века в виде вирусной атаки, стало ясно, что они не готовы бороться с ней без адекватной оценки её опасностей и негативных последствий для экономики и населения. При этом в первую очередь пострадали граждане, потерявшие стабильный источник дохода в результате закрытия предприятий и учреждений, а также те, кто из-за болезни потерял здоровье и своих близких. Наша страна вовремя отреагировала на пандемию и постаралась вооружиться всеми необходимыми средствами защиты для поддержки своих граждан. В этот непростой период не только врачи, но и социальные работники были на передовой, обеспечивая население, особенно уязвимые его слои, необходимыми мерами социальной поддержки.
Интервью Главного редактора журнала с Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан Нозимом ХУСАНОВЫМ посвящено актуальным социальным вопросам, решаемым на государственном уровне в условиях пандемии COVID-19.
– Нозим Бахтиёрович, основные направления деятельности министерства, которое Вы возглавляете, многим из нас известны. Однако неожиданная чрезвычайная ситуация – пандемия – оказала негативное влияние на все аспекты жизнедеятельности нашего общества. Какие существенные изменения произошли в этих условиях в сфере занятости и трудовых отношений? Какие возможности и условия созданы министерством для трудовой деятельности граждан во время карантина?
– Вы правы, непредвиденная чрезвычайная ситуация – пандемия коронавируса – полностью изменила наш образ жизни и мир в целом. В целях снижения её негативного влияния на рынок труда, трудовые отношения и занятость населения, всесторонней поддержки безработных граждан и тех, кто не смог выехать за границу на заработки, а также наших соотечественников, временно потерявших работу во время карантинных ограничений, были приняты необходимые меры.
Во-первых, во время пандемии коронавируса возникла необходимость в разработке новых нормативных актов по части трудовых отношений. В этих целях на основании Указа Президента Республики Узбекистан от 19 марта 2020 г. разработаны два временных положения. В частности, приказы Министерства занятости и трудовых отношений от 25 марта 2020 г. «Об утверждении Временного положения о порядке предоставления ежегодного трудового отпуска родителям учеников младших классов общеобразовательных учреждений и воспитанников дошкольных образовательных организаций при приостановлении деятельности дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных учреждений на период действия карантинных мероприятий» и «Об утверждении Положения о временном порядке перевода работников на работу в дистанционном режиме работы, по гибкому графику работы или на дому в период действия карантинных мер» были зарегистрированы в установленном порядке в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.
Во-вторых, для обеспечения трудоустройства безработных и тех, кто не смог выехать за границу на заработки, а также вернувшихся оттуда граждан, в период пандемии мы задействовали механизм работы на основе так называемой «ручной системы управления», тем самым обеспечивая занятостью на самых низовых уровнях.
С целью изучения обстановки на местах и принятия оперативных мер руководством министерства организовываются мероприятия по трудоустройству безработных, возвратившихся трудовых мигрантов и членов малообеспеченных семей на основе выездов в регионы. До сегодняшнего дня посетили 167 районов и городов республики.
– Определённые слои населения, особенно работающие в сфере обслуживания, транспорта и общественного питания, столкнулись с вынужденной безработицей из-за карантина. Какие новые формы занятости именно для них были предложены и реализованы министерством, и насколько они оказались эффективными?
– Согласно решению заседания Антикризисной комиссии от 27 марта 2020 г., по инициативе министерства было установлено, что оплата труда лиц, привлечённых к строительству и капитальному ремонту инфраструктурных объектов, полевым работам в сельском хозяйстве и общественным работам от работодателей, независимо от их организационно-правовой формы и форм собственности, будет возмещена полностью (100%) за счёт средств Фонда общественных работ. Кроме того, внедрён механизм финансирования оплаты труда гражданам, занятым на общественных работах, каждые пять дней.
Кардинально пересмотрена работа местных органов по труду. В этом году количество услуг, предоставляемых региональными центрами содействия занятости, увеличилось ещё на 7 и доведено до 19, в числе которых:
● выделение субсидий (от 669 тыс. до 6,7 млн сум.) безработным гражданам для строительства теплиц на своих приусадебных участках, приобретения саженцев и семян, а также ирригационного оборудования; упрощение процедуры регистрации в качестве предпринимателя; организация курсов обучения основам предпринимательства; предоставление льготной оплаты страхового полиса при получении кредита;
● выдача субсидий в размере 2,2 млн сум. для оставшихся без работы членов швейных, кустарных, пчеловодческих, рыболовных, кролиководческих, птицеводческих и других сельскохозяйственных кооперативов;
● повышение квалификации сотрудников по направлению органов по занятости и труду и предоставление субсидий работодателям, нанимающим нуждающихся граждан из уязвимых слоёв населения.
В период с 19 марта по 1 августа этого года было трудоустроено 728,3 тыс. человек, в том числе 617 тыс. безработных, временно безработных и не имевших возможности выехать на работу за границу во время пандемии коронавируса. Это почти в 1,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Из 176 тыс. человек, имеющих постоянную работу, 90 тыс. составляют женщины и 71,3 тыс. – молодые люди. Кроме того, оплата труда 419,2 тыс. человек, привлечённых к общественным работам, увеличилась в 2,4 раза.
Примечательно, что во время пандемии было введено 9 нетрадиционных и нестандартных видов общественных работ, в частности, дезинфекция махаллей, улиц, рынков и общественных мест, охрана блок-постов и карантинных домов, помощь одиноким пожилым людям и пенсионерам, лицам с инвалидностью и нуждающимся в уходе, а также содействие работникам Центров благотворительности и продавцам продуктов питания в передвижных пунктах торговли, организованных в махаллях.
Кроме того, 50 тыс. малообеспеченных семей, в частности, семьям, внесённым в «железную тетрадь», для освоения приусадебных участков, строительства лёгких типов теплиц, приобретения семян и саженцев, а также оросительной техники выделены субсидии в размере 104,7 млрд сумов. Для трудоустройства малообеспеченной части населения и содействия в открытии бизнеса выделено 7,3 млрд сум., что позволило обеспечить занятостью 6,2 тыс. человек.
В свою очередь, было выделено 5,1 млрд сум. 194 работодателям на обеспечение повышение квалификации 2,5 тыс. работников, нанятых ими по направлениям органов по труду; 534,4 млн сум. получили 89 работодателей для выдачи ежемесячной заработной платы принятым ими на работу 248 гражданам из малообеспеченных семей и 731,3 млн сум. на организацию государственной регистрации желающих начать предпринимательскую деятельность 3 тыс. человек для оплаты страхового полиса при получении ими кредитных средств.
Также к 329 кооперативам, созданным на основе китайского опыта хозяйствования, были прикреплены 15,6 тыс. безработных из числа малообеспеченных и бедных семей.