(Русский) Новый цифровой Узбекистан: цели, задачи, перспективы

3-2021

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Как неоднократно отмечал в своих выступлениях Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев, одной из приоритетных задач последовательного социально-экономического развития Узбекистана является широкое внедрение ИКТ и цифровых технологий. Именно цифровые технологии – тот эффективный инструмент, который способен обеспечить качественное реформирование отраслей экономики и сфер общественной жизни.
     Одно из центральных мест в январском Послании Президента Ш. Мирзиёева парламенту и народу Узбекистана в 2020 г. было уделено вопросам цифрового развития. Символично и то, что 2020-й год в Узбекистане был объявлен Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Именно в этот период были приняты основополагающие документы, заложившие нормативно-правовой фундамент дальнейших цифровых реформ.
     28 апреля 2020 г. было принято Постановление Президента Узбекистана «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и элект­ронного правительства» за № ПП-4699. В данном документе очерчен круг актуальных вопросов, связанных с широким внедрением цифровых технологий в работу отечественных предприятий и государственных служб, подготовкой IT-специалистов, комплексной поддержкой IT-предпринимательства и многие другие.
     Логическим продолжением этих работ стал Указ Президента Респуб­лики Узбекистан «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан – 2030» и мерах по её эффективной реализации» от 5 октября 2020 года. В масштабный программный до­кумент включены «дорожные карты» по цифровой трансформации прио­ритетных экономических отраслей и регионов.
     В числе важнейших документов также можно отметить Постановление Главы государства «О мерах по широкому внедрению цифровых технологий в городе Ташкенте» от 17 марта 2020 года. Утверждённая постановлением Концепция развития и комплексная программа «Цифровой Ташкент» направлены на комплексное цифровое развитие столицы Узбекистана.
     Следует отметить, что в последние два года, даже в условиях пандемии COVID-19, в стране проводились масштабные цифровые реформы. И, что немаловажно, именно сегодня, в такой сложный для страны и всего человечества этап, была наглядно доказана важность мер по широкому внедрению цифровых технологий в сферу государственного управления, госуслуг, торговли.
 
Прочный инфраструктурный фундамент
 
     Непременным условием цифрового развития является создание современной телекоммуникационной базы. В этой связи в республике за последние пять лет была проделана масштабная работа по модернизации и расширению сетей связи.
     Так, если в 2016 г. в целом по рес­публике было проложено 22,2 тыс. км оптовоколонных кабелей, то уже к концу 2020 г. этот показатель возрос до 68,6 тыс. километров. В т. г. запланировано проложить ещё 50 тыс. км оптовоколонных линий и тем самым довести их общую протяжённость до 118,6 тыс. километров.
     Растёт доступность к высокоскоростной интернет-связи путём установки портов широкополосного дос­тупа. В 2016 г. общее количество установленных портов не превышало 800 тыс., а по итогам 2020 г. составило уже 3 млн единиц. К 2023 г. намечено довести этот показатель до 5,8 млн единиц.
     Развитие оптоволоконной инф­раструктуры, в свою очередь, способствовало увеличению пропускной способности каналов связи. Общая пропускная способность интернет-каналов в 2016 г. составляла всего лишь 64,2 Гбит/с, а по состоянию на конец 2020 г. она выросла до 1200 Гбит/с. Согласно планам, уже к октябрю т. г. года этот показатель будет доведён до 1800 Гбит/с, а в 2023 г. – до 4500 Гбит/с. Поставлена также задача увеличить к 2023 г. общую пропускную способность магистральных каналов связи между регионами до 800 Гбит/с.
     Важным фактором повышения доступности интернета для населения является последовательное ­снижение цен на услуги связи. В ­течение пяти лет стоимость тарифов на ­интернет-услуги внешних каналов для провайдеров снизилась в 10 раз: с 30,3 долл. США в 2016 г. до 3 долл. (32 тыс. сум.) в 2021 году. Соглас­но рейтингу британского портала Cable.co.uk, Узбекистан занял 21 ­место среди 230 стран с самым дешёвым интернетом.
     В рамках цифрового развития республики особый упор делается на обеспечение социальных объектов высокоскоростной интернет-­связью. В настоящее время 87% общеобразовательных школ, 82% ма­халлинских сходов граждан, 56% пунк­тов милиции, а также 100% дошкольных образовательных и медицинских учреждений подключены к высокоскоростной интернет-сети. Поставлена задача к концу этого года полностью обеспечить все социальные объекты высокоскоростной интернет-связью.
     Ускоренными темпами также развивается мобильная связь путём увеличения и модернизации базовых станций. Так, если в 2016 г. общее количество базовых станций составляло 17,2 тыс. ед., то уже к 2020 г. этот показатель вырос до 31,7 тысячи. В этом году намечена установка ещё 2 тыс. базовых станций.
     Следует отметить, что если ранее расширение мобильных сетей осуществлялось на основе 2G-технологий, то сегодня проекты реализуются на основе 3G/4G-технологий. В прошлом году на основе 3G/4G-технологий модернизировано 3,6 тыс. базовых станций.
     Ведётся работа по развитию 5G-технологии в Узбекистане. С апреля т.г. в деловом квартале Ташкента Tashkent City компания UCell запус­тила сеть пятого поколения. В дальнейшем планируется развернуть 5G-сеть также и в областных центрах.
     Последовательно растёт абонентская база мобильных операторов. В течение пяти лет количество пользователей мобильной связи выросло с 21,2 млн в 2016 г. до 27 млн чел. по итогам I полугодия 2021 года. Таким образом, мобильным интернетом сегодня пользуются 23,1 млн человек.
     Темпы и объёмы развития телекоммуникационных сетей растут с каж­дым годом. С учётом этого в октябре 2020 г. в свободной экономической зоне «Джизак» совместно с партнёрами из Республики Корея бы­ло создано предприятие Global Optical Communication Uzbekistan (ООО СП GOC-UZ) по производству оптоволоконной кабельной продукции с годовой мощностью 50 тыс. ки­лометров. Тем самым республика не только сможет удовлетворить собст­венные нужды в оптоволоконной продукции, но и продавать её за рубеж.
     Одновременно с этим растут потребности телекоммуникационной инфраструктуры в достаточных ресурсах для обработки и хранения данных. С этой целью в 2020 г. в рес­публике был введён в строй Центр обработки данных вместимостью 5 петабайт (1015 байт). К концу т. г. планируется запустить дополнительные дата-центры общей вмести­мостью 25 петабайт.
 
Цифровое правительство
 
     Развитие системы электронного правительства в Узбекистане рас­сматривается как одно из приоритетных направлений цифровых реформ, которое позволит качественным образом реформировать деятельность органов государственной власти и управления. Масштабные реформы в госсекторе охватывают все без исключения сферы деятельности с широким привлечением минис­терств и ведомств.
     Важнейшая роль в развитии сис­темы E-gov отводится Единому порталу интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), посредством которого оказывается широкий спектр услуг для населения. В I полугодии этого года через ЕПИГУ было оказано свыше 2,3 млн услуг, что сэкономило средства граждан в размере более 18 млрд сумов. К настоящему времени через ЕПИГУ оказывается 262 видов госуслуг. В течение двух лет намечено внедрить ещё 135 новых, а также упростить 100 видов элект­ронных госуслуг.
 
 
Олег ПЕКОСЬ,
первый заместитель Министра по развитию
информационных технологийи коммуникаций Республики Узбекистан
 
 
Весь текст статьи вы сможете прочитать в печатной версии журнала

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.