(Русский) Роль Торгово-промышленной палаты Узбекистана в развитии малого бизнеса и частного предпринимательства

3/2016

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     Здесь важное значение имеет создание правовой основы и рыночных механизмов, обеспечивающих свободное развитие предпринимательства, сокращение управленческих функций государства и разрешительных норм, искоренение бюрократических преград, доступ субъектов малого бизнеса к финансово-кредитным и сырьевым ресурсам, к получению заказов государства на продукцию, произведённую ими.
В результате принятых в 2012–2015 годах законов и подзаконных актов, а также реализованных мер отменены свыше 80 разрешительных процедур, 65 видов статистической отчётности, исключены из лицензируемых 15 видов деятельности, сокращено количество периодов предоставления 23 видов статистической отчётности. Сроки выдачи разрешений сократились в 2 раза, стоимость пошлин на них – в 5 раз. За этот период внедрено 22 вида интерактивных налоговых услуг.
Принятые законы и законодательные акты позволили установить жёсткий контроль, устранить незаконное вмешательство правоохранительных, контролирующих органов и административных структур в предпринимательскую деятельность и повысить ответственность руководителей и должностных лиц этих ведомств.
Теперь проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств осуществляется контролирующими органами в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации деятельности контро­лирующих органов.
Указом Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 года № УП-4725  «О мерах по обеспечению надёжной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития» определён ряд задач по развитию частного предпринимательства и его участия в процессах модернизации и диверсификации экономики.
Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 28 сентября 2015 года № ПП-2412 «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка оказания государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно», с 1 января 2016 года едиными центрами, созданными на базе инспекций по регистрации субъектов предпринимательства при хокимиятах районов (городов), оказываются 16 видов государственных услуг.
Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42800 субъектов предпринимательства через интернет зарегистрировались в портале Единых интерактивных государственных услуг. Они имеют доступ к 260 видам интерактивных услуг. Если в 2013–2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано свыше 102 тыс. услуг, то в 2015 году этот показатель превысил 420 тысяч. Сегодня налоговая и статистическая отчётность на 100% представляется посредством интернета в электронной форме.
В нашей стране усовершенствование процедур ведения международного бизнеса, процессы приватизации и разгосударствления предприятий, широкое внедрение в деятельность акционерных обществ международных принципов и норм корпоративного управления всё более укрепляют потенциал национальной экономики.
В настоящее время практически все крупные предприятия реорганизованы в акционерные общества. Повсеместно развиваются предприятия, созданные с участием иностранного капитала, использующие зарубежный опыт корпоративного управления. Они вносят существенный вклад в развитие национальной экономики, выполняют важнейшие социально-экономические задачи в сфере расширения масштабов производства, создания новых рабочих мест. Указ Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» является важным фактором в этом направлении.
В целях углубления реформ, осуществляемых в этой сфере, поставлены задачи приватизации государственных активов, продажи их инос­транным инвесторам, и для этого созданы соответствующие условия. Например, 506 имущественных комплексов проданы новым собственникам на конкурсной основе по «нулевой» стоимости с условием инвестирования в размере почти 1 трлн сум. и 40 млн долл. США, а также создания около 22 тыс. новых рабочих мест.
Были снесены 353 неиспользуемых или с незавершённым строительством объекта государственной собственности, вошедшие в Программу приватизации, в результате чего было освобождено 120 га площади. Почти 80 га этих земель выданы предпринимателям для создания производственных предприятий и объектов обслуживания.
После инвентаризации 319 объектов государственной собственности были выставлены на торги и 102 из них проданы новым собственникам. Кроме того, была оценена государственная доля 378 акционерных обществ и выставлена на публичные торги для продажи иностранным стратегическим инвесторам.
Всё это – этапы широкомасштабной работы, проводимой по коренному преобразованию экономики в нашей республике.
На сегодняшний день малый бизнес и частное предпринимательство вносят большой вклад в экономику страны. Благодаря ему в 2015 году рост ВВП страны составил 8%, объём производства промышленной продукции вырос на 8%, сельскохозяйственной продукции – на 7%, строительно-монтажных работ – почти на 18 процентов.
Особого внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций для реализации проектов по структурному преобразованию экономики страны, модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей. В 2015 году для этих целей из всех источников финансирования были привлечены и освоены инвестиции в размере 15,8 ­млрд долл. США. Это на 9,5% больше, чем в 2014 году, из них более 3,3 млрд долл. или 21% являются иностранными, а 73% из них – прямыми иностранными инвестициями.
Значительная часть инвестиций (67,1%) направлена на создание новых производственных мощностей. А это в 2015 году позволило завершить строительство и сдать в эксплуа­тацию 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 млрд долл. США.
Реформы, осуществляемые по улучшению деловой среды в стране, находят своё отражение в рейтингах международных организаций. В октябре 2015 года Всемирный банк объявил рейтинг «Ведение бизнеса», в котором Узбекистан только за один год поднялся на 16 позиций и занял 87-е место.
Необходимо отметить, что сегодня наша страна по критериям: «Поддержка нового бизнеса» занимает 42-е место, «Обеспечение исполнения заключённых договоров» – 32-е, «Эффективность системы банкротства, применяемой к экономическим несостоятельным предприятиям» – 75-е место в мире. По показателю «Выдача кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан за последние три года поднялся с 154-го на 42-е место и только за прошлый год улучшил свой рейтинг на 63 позиции.
В докладе Всемирного банка отмечено, что Узбекистан за последние годы вошёл в десятку государств, достигших лучших результатов в сфере создания благоприятной деловой среды для предпринимательской деятельности.
В результате реформирования этой сферы доля малого бизнеса и частного предпринимательства в ВВП страны увеличилась с 31% в 2000 году до 56,7% в 2015 году или в 1,8 раза.
В настоящее время МБЧП производится третья часть всей промышленной продукции и 98% сельскохозяйственной. Примечательно то, что свыше 77% всего занятого населения трудится именно в этой сфере.
 
 
Продолжение статьи

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.