Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Говорить об автомобильных дорогах Узбекистана это большая ответственность. И не потому, что в этой сфере имеется достаточно проблем или же, наоборот, ошеломляет большой масштаб выполненных здесь работ. А потому, что неглубокое осознание важности стратегического значения автомобильных дорог для нашей страны не позволяет правильно истолковать и проблемы, и достижения сферы.
Узбекистан входит в число тех государств, которые не имеют прямого выхода к морю. Перед всеми государствами, у которых нет морских путей, стоит вопрос максимально эффективного использования возможностей автомобильных дорог для налаживания экономических и культурных связей с другими странами. Ибо, на самом деле, в экономическом и культурном развитии любого государства автомобильные дороги играют важную роль.
По состоянию дорог можно оценить экономическое и культурное состояние любой страны. Например, в США, Германии и Китае с 30-х годов прошлого столетия начали уделять большое внимание созданию сети автомобильных дорог, и этот вопрос до сих пор стоит на повестке дня. А для Узбекистана строительство дорог тем более имеет стратегическое значение, так как они являются не только корнем развития экономики, но и, как было сказано выше, дают возможность выхода к морю, становятся транзитным коридором для других государств. Кроме того, раньше в Узбекистане отсутствовала даже внутренняя дорога, связывающая Ферганскую долину с другими территориями республики.
Для удовлетворения этих потребностей сначала были созданы нормативные основы строительства и сохранения дорог – 3 июля 1992 года был принят Закон Республики Узбекистан «Об автомобильных дорогах». Этим законом были определены: регулирование социальных отношений в сфере проектирования, строительства, реконструкции и использования автомобильных дорог, а также отношений между дорожными органами, Государственной автомобильной инспекцией МВД и пользователями дорог, правовая защита дорог для интересов государства, общества и населения.
Следующим важным шагом стало строительство Узбекской национальной автомагистрали, связывающей северо-западные территории с восточной и южную территорию с северной, а также выполняющей роль международной дороги. Данным проектом подразумевались строительство четырёхполосной дороги с цементобетонным и асфальтобетонным покрытием, отвечающей мировым требованиям, а также реконструкция автомобильной дороги через перевал Камчик. Реализация этого важнейшего проекта стала историческим шагом в создании современной транспортной инфраструктуры.
Но строительство этих дорог не давало выхода к морю. Для достижения истинной цели надо было налаживать сотрудничество со странами мира и заинтересованными организациями, привлечь внимание мирового сообщества к выгодным транзитным возможностям Узбекистана. Поэтому на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшемся в Хельсинки 14 июля 1992 года, Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов, обратив внимание на важность восстановления Великого шёлкового пути, подчеркнул, что Узбекистан использует весь свой потенциал в этой сфере. В частности, он выразил заинтересованность в строительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан–Ош–Эргаштом–Кашгар и Бухара–Серахс–Мешхед–Карачи, ведущих в Китай и Пакистан. Строительство этих автомобильных дорог обеспечивает выход к Тихому и Индийскому океанам и, самое главное, в три раза сокращает путь к странам – членам Организации экономического сотрудничества. Учитывая это, ещё 13 сентября 1991 года было подписано соглашение о совместном строительстве дороги Теджен–Серахс.
В мае 1992 года руководители семи стран востока в Ашхабаде подписали соглашение о строительстве международных автомобильных дорог Теджен–Серахс–Мешхед (Транс–Азия) и Стамбул–Тегеран–Исламабад–Ашхабад–Ташкент–Бишкек–Алматы. По поводу дороги Транс–Кавказ – единого транспортного коридора в направлении Европы – были подписаны соглашения с руководителями Туркменистана, Азербайджана и Грузии.
В мае 1993 года в Брюсселе состоялась встреча представителей Европейской комиссии, стран Центральной Азии и Кавказа. На ней был рассмотрен вопрос о развитии транспортной и коммуникационной систем, принята декларация о создании транспортного коридора Европа–Кавказ–Азия–ТРАСЕКА, связывающего Европу и Азию.
Узбекистан стал членом международных дорожных организаций: 29 августа 1995 года первым из стран Центральной Азии присоединился к Международному дорожному конгрессу, вошёл в Международную дорожную федерацию, Мировую дорожную ассоциацию, Дорожный совет независимых государств.
Но международные программы не полностью отвечали интересам Узбекистана. На схеме магистральных дорог на карте Центральной Азии, подготовленной двумя официальными комиссиями ООН – ЭСКАТО (Азия) и ЕЭК (Европа), были указаны всего два направления: Ош–Ташкент–Самарканд–Бухара–Нукус–Бейнеу и Бухара–Гузар–Термез–Душанбе. В транспортном коридоре ТРАСЕКА, подготовленном по программе ТАСИС Европейского Союза, также были отражены две магистрали, только здесь направление Ош–Ташкент–Самарканд–Бухара–Нукус–Бейнеу было изменено в сторону Бухара–Мары–Теджен.
Словом, в двух этих официальных документах не были учтены геополитическое место Узбекистана в Центральной Азии и его экономические и социальные интересы. Вот поэтому 18 августа 1999 года было принято Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О проектировании строительства скоростной автомагистрали Андижан–Ташкент–Нукус–Кунград». Реализация проекта, предусмотренного в этом постановлении, превратила бы транспортную сеть нашей страны в неотъемлемую часть трансконтинентальной автомагистрали Европа–Азия.
Значение этого направления, связывающего Европу до океанской границы Азии, выходящего из грузинского порта Поти через Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан в восточные порты Китая, очень велико, признаны его преимущества перед рядом альтернативных направлений. Как подчёркивал Первый Президент нашей страны Ислам Каримов, оно не только служит экономическому развитию, но и вносит свой вклад в обеспечение мира, стабильности и безопасности в регионе.
Этот проект стоимостью 5 млрд долл. США включает в себя 2294 км автомагистрали, 1492 км которой рассчитаны на скорость движения 150 км/ч, а 802 км составляют коллекторные дороги, соединяющие города. По всей автомагистрали запланировано строительство 18 крупных и свыше 60 средних и мелких мостов, а также более 300 путепроводов.
Функционирование этой автомагистрали обеспечивает ряд удобств для областей и городов Узбекистана, а также создаёт предпосылки для строительства новых промышленных центров вдоль дороги, полного использования имеющихся природных ресурсов, снижения разницы между развитыми и развивающими территориями, повышения экономического и культурного уровня населения. Это будет иметь большое значение для решения таких проблем, как: обеспечение занятости, предотвращение сокращения площади засеянных полей за счёт нового строительства, снижение густонаселённости в некоторых областях. Качественные дороги повышают срок эксплуатации и возможности автомобилей, уменьшают расход топлива, служат повышению заинтересованности иностранных инвесторов и туристов, развитию благоприятной инвестиционной среды, повышению экспортного, импортного и транзитного грузового потенциала страны.
Усилиями Узбекистана наконец-то внимание мирового сообщества было обращено к вопросу восстановления и развития Великого шёлкового пути. В Ташкенте 5 апреля 1999 года и 20–22 сентября прошлого года были проведены конференции на эту тему. На Ташкентской конференции Международной дорожной федерации, проходившей в 2016 году, посвящённой восстановлению Великого шёлкового пути, инициативы Узбекистана были горячо одобрены, поскольку положительное влияние этой дороги на усиление экономического потенциала государств-участников было признано безоговорочно.
Дорожное строительство в нашей стране получило новый импульс развития. Были приобретены техника и оборудование из таких стран, как Германия, Италия, Швеция, Россия, активно осваивается зарубежный опыт. Это способствует повышению качества создаваемых дорог, служит сокращению сроков строительства и увеличению периода их эксплуатации. Не имеют аналогов туннели дороги Ташкент – Ош, построенные на Камчикском перевале. Пропускная способность этой дороги составляет 20–22 тыс. автомобилей и 150 тыс. пассажиров ежедневно.
В рамках пятилетней программы, утверждённой Постановлением Президента Республики Узбекистан от 22 апреля 2009 года № ПП–1103 «О мерах по реконструкции и развитию Узбекской национальной автомагистрали на 2009–2014 годы» и программы, утверждённой Постановлением Президента Республики Узбекистан от 21 декабря 2010 года № ПП–1446 «Об ускорении развития инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства в 2011–2015 годах», выполнены широкомасштабные работы по строительству дорог.
В настоящее время работы по данному направлению продолжаются на основе Постановления Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2015 года № ПП–2313 «О Программе развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015–2019 годы». Сейчас Узбекистан занимает одно из первых мест среди республик бывшего Союза по плотности дорожной сети общего пользования и протяжённости дорог на 1000 человек. А по дальности дорог на 1000 км2 наша страна поднялась с девятого места на пятое.
Бесспорно, за годы независимости проведены широкомасштабные работы по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. Но с течением времени начали появляться и другие проблемы в сфере дорожного строительства. В частности, проведение дорожной политики, формирование строительных планов, обеспечение их финансирования, контроль качества и система эффективного использования дорог в некоторых случаях не отвечают современным требованиям. Возникшая ситуация потребовала разработки конкретных и эффективных мер по всем направлениям дорожного хозяйства.
В частности, был принят Указ Президента Республики Узбекистан от 14 февраля 2017 года № УП–4954 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством». Указом создана полноценная служба заказчика, ответственная за формирование эффективной системы управления дорожным хозяйством на основе комплексного подхода при проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и искусственных сооружений, совершенствование системы их финансирования, повышение качества проектных и дорожно-строительных работ. То есть предусмотрено создание Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам на базе упразднённой Государственно-акционерной компании по строительству и эксплуатации автомобильных дорог (ГАК «Узавтойул»), созданной в 2003 году. Документом также установлено создание Государственной инспекции по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Кабинете Министров Республики Узбекистан.
В целях эффективного использования государственных финансовых ресурсов, направляемых в сферу, совершенствования структуры дорожных предприятий, а также повышения эффективности их деятельности за счёт подготовки высококвалифицированных специалистов 14 февраля 2017 года было принято Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП–2776 «Об организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам и Республиканского дорожного фонда при Кабинете Министров Республики Узбекистан». Данным постановлением, в частности, предусмотрено, что Ташкентский институт по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог, а также специализированные профессиональные колледжи переданы в систему Государственного комитета Республики Узбекистан по автомобильным дорогам.
Создание новых жилых массивов, расширение городов, увеличение числа транспортных средств требуют принятия практических мер по коренному улучшению состояния местных автомобильных дорог. Сегодня на повестку дня поставлен вопрос улучшения качества сельских автомобильных дорог, улиц городов, посёлков, кишлаков и аулов, приведения их в состояние, отвечающее требованиям безопасного движения.
Но ежегодно выделяемых средств не всегда хватает для качественного ремонта и содержания на должном уровне всех сельских автомобильных дорог. Дорожные организации районов и городов также не обеспечены на достаточном уровне дорожно-ремонтной техникой, материально-сырьевыми ресурсами.
В целях приведения состояния дорожного покрытия региональных автомобильных дорог на должный уровень и повышения качества их эксплуатации, дальнейшего совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры, создания условий для комфортной жизнедеятельности населения, особенно в сельской местности, было принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации Программы развития региональных автомобильных дорог на 2017–2018 годы», которым, в частности, предусмотрена реализация следующих задач:
● осуществление в 2017–2018 годах капитального и текущего ремонта 5454 км межхозяйственных сельских автомобильных дорог, улиц городов, посёлков, кишлаков и аулов, в том числе в 2017 году – 2700 км, в 2018 году – 2754 километров;
● обеспечение организаций, специализирующихся на ремонте региональных дорог, техникой для текущего ремонта в количестве 330 единиц;
● поэтапное проведение инвентаризации и паспортизации всех имеющихся республиканских автомобильных дорог, создание электронной базы полученных данных.
За счёт полной сдачи в эксплуатацию Узбекской национальной автомагистрали объёмы перевозок грузов и пассажиров на автомобилях внутри республики повысятся на 60–70%, а международных и транзитных автоперевозок – в среднем на 45–55 процентов. В качестве сопутствующего эффекта можно назвать существенное снижение количества дорожно-транспортных происшествий и отрицательного влияния дорожно-транспортного комплекса на окружающие территории. Безусловно, снизится расход времени и топлива и, конечно, получит развитие дорожная инфраструктура.
Словом, реализация государственных программ свидетельствует о начале нового этапа в сфере строительства автомобильных дорог. И это нашло полное отражение в комплексных планах текущего года – «Года диалога с народом и интересов человека». Ибо, создание современных, обустроенных дорог – это важнейшая стратегическая задача, составляющая основу процветания социального общества. Прямые широкие дороги не только украшают страну, но и являются кровеносными сосудами всей экономики, основными критериями дальнейшего прогресса.
Шухрат НАЗАРОВ,
первый заместитель председателя Государственного
комитета по автомобильным дорогам