(Русский) Транспортная инфраструктура как драйвер развития экономики регионов на западе Узбекистана

3/2017

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

     В стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Респуб­лики Узбекистан в 2017–2021 годах (далее Стратегия) предусмотрено проведение активной инвестиционной политики, направленной на модернизацию, техническое и технологическое обновление производства, реализацию проектов производственной и социальной инфраструктуры, а также дальнейшее развитие дорожно-транспортной инфраструктуры, внедрение информационно-коммуникационных технологий в экономику, социальную сферу, системы управления.
     Учитывая географические особенности Республики Узбекистан, необходимо отметить особую роль транспортной инфраструктуры как фактора или драйвера экономичес­кого роста страны. Хорошей иллюстрацией этого факта является развитие сопряжённых отраслей экономики, происходящее в результате реализации стратегических инфраструктурных проектов, разработанных с учётом потребностей смежных отраслей экономики.
     Драйверы экономического рос­та – это совокупность сложных силовых механизмов, которые улавливают потенциальные первичный и вторичный рыночный спрос и катализируют импульсы, идущие от расширяющегося спроса, включая разрозненные активы (материальные, финансовые, информационные, трудовые и т.д.), в русло мощного движения, меняющего внутристрановую экономическую действительность.
     В этом качестве инфраструктурные отрасли выступают важным интегрирующим фактором регионального экономического роста. А это означает: чем богаче, разнообразнее и лучше организована инфраструктурная отрасль того или иного регио­на, тем более она привлекательна для новых видов бизнеса, развитие которых обеспечит новые рабочие места, приток налогов в бюджет региона, а также повлечёт устойчивое улучшение качества жизни – главно­го показателя экономического роста региона.
     Современная экономика представляет собой систему хозяйствования, эффективное функционирование которой зависит от состояния её инфраструктуры. Происходит пос­тоянное расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает её роль в производственном процессе, организации различных видов бизнеса, в жизнедеятельности человека.
     В главе 3.2. Стратегии особо отмечено, что для достижения повышения конкурентоспособности национальной экономики необходимо дальнейшее углубление структурных преобразований, в том числе:
     ● обеспечение сбалансированности и устойчивости национальной экономики, увеличение в её структуре доли промышленности, сферы услуг, малого бизнеса и частного предпринимательства;
     ● дальнейшая модернизация и диверсификация промышленности путём перевода её на качественно новый уровень, прежде всего, опережающее развитие высокотехнологичных обрабатывающих отрас­лей, производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов;
     ● ускоренное развитие индустрии туризма, усиление её роли и вклада в экономику, диверсификация и повышение качества туристских услуг, расширение туристской инфраструктуры.
     Эффективное и рациональное решение данных задач требует соответствующего подхода к реализации плана действий по развитию надлежащей транспортной инфраструктуры. Это особенно актуально для запада Узбекистана, который богат как историческими памятниками, так и природными ископаемыми ресурсами.
     Таким образом, в широком смыс­ле инфраструктура является неотъемлемой частью социально-экономической жизни страны и регионов. Развитие и совершенствование инфраструктуры – важный фактор формирования отраслевой, функциональной и территориальной структур административного района. Под воз­действием инфраструктуры формируется экономический, социальный, демографический и расселенческий облик территории.
     Транспортная инфраструктура имеет особое значение в жизнедеятельности любого государства, от её состояния во многом зависит развитие ключевых отраслей экономики и качество жизни населения. В последние годы в стране построены современные транспортные коммуникации с качественным дорожным полотном, высокой пропускной способностью и благоустроенной инфраструктурой. Необходимо и дальше разрабатывать и реализовывать специальные программы строительства новых и модернизации существующих транспортных коммуникаций, повышая их логистический потенциал и расширяя ёмкость инфраструктуры.
     В феврале 2017 года Президентом страны был подписан Указ «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы управления дорожным хозяйством». Согласно этому документу, формируется система содержания действующей и формирования новой инфраструктуры автомобильных дорог. Помимо этого, реализуются стратегические проекты, направленные на расширение высокоскоростной железнодорожной сети и путей воздушного сообщения республики, обеспечивающих её интеграцию в мировые транспортные коридоры.
     В этой связи усиливается актуальность развития транспортной сферы страны, то есть рационализация транс­портно-экономических связей административных районов, которые, несомненно, окажут влияние на ускорение социально-экономичес­кого развития республики.
     Наша республика входит в список 44 государств мира, которые не имеют прямого выхода к морю, в связи с чем в стране обращают особое внимание на развитие всех видов транспортной системы: и железнодорожного, и автомобильного, и воздушного.
     За годы независимости, в результате осуществления определённых мер, значительно выросли объёмы промышленного производства, об­ра­зованы населённые пункты, появились новые производства. Повышается доля частного бизнеса во всех сферах экономики. За счёт создания условий для развития исторического, экологического и гастрономического туризма в республике расширяется туристская инфраструк­тура.
     Целенаправленное решение актуальных на сегодняшний день задач по дальнейшему развитию транспорт­ной отрасли и рационализации внут­рирайонных и межрайонных связей способствует повышению степени комплексности хозяйства, экономической и технологической взаимо­связанности, развитости внутрирайонного разделения труда. Действительно, транспортная система является неотъемлемой частью народно­го хо­зяйства, ос­новной составляющей общественного производства. Значимость правильного решения эко­номических проблем развития транспортной системы особенно воз­росла в современных условиях, когда во всём народном хозяйстве резко повысилась роль интенсивных факторов общественного развития.
     Научное понимание зависимости производства и транспортной системы позволяет правильно определить транспортно-экономические связи, объёмы и направления перевозок грузов и пассажиров, наметить эффективные меры для рационализации перевозок и сокращения транспортных издержек.
     В настоящее время в межрайонном обороте большая часть принадлежит железнодорожному транспорту, а остальное – автомобильному. Значение транспортной сферы можно охарактеризовать по той доле, которую они имеют в грузоперевозках. В частности, на 100 км территории северо-западного региона на се­годняшний день имеется около пяти км железнодорожных путей. Сравнительно низкая обеспеченность региона железными дорогами (более чем в 2 раза меньше по сравнению со средним показателем по Респуб­лике Узбекистан – свыше 10,6 км) повлияла на рост ряда производственных показателей. Предположительно, это отрицательно сказывается на эффективности транспортно-экономических связей северо-западного Узбекистана в целом и, в частности, Рес­публики Каракалпакстан.
     За годы независимости регион был присоединён к железнодорожной сети республики посредством строительства железной дороги Нукус–Султан Вайс–Учкудук–Навои. Это способствовало развитию производительных сил региона, и самое главное, в зоне Султан Вайс начала развиваться промышленность на основе использования природных ресурсов этой уникальной кладовой природных богатств – низовья Амударьи. Сегодня одной из важнейших задач, которую призвано решить развитие транспортной системы, является расширение экономических связей административных районов низовья Амударьи с развитыми районами Узбекистана, а также с определёнными территориями Центральной Азии. Это обеспечит: срочность и регулярность доставки; возможность организации современных видов доставки «от двери до двери»; большую сохранность грузов; рост экономичности при перевозке народнохозяйственных грузов и углубление производственной специализации и интенсификации отраслей экономики.
     В настоящее время реализуется проект строительства железнодорожного участка Бухара–Мискин–Хива с последующей электрификацией. После завершения проекта время пути из Ташкента до Хивы – туристического центра западного Узбекистана – сократится более чем в 2 раза. Помимо этого, ещё больше возрастёт туристический потенциал Хорезмской области и Республики Каракалпакстан. Это также окажет колоссальный эффект в повышении мобильности и социальной интеграции населения, что немаловажно для экономического роста регионов.
     Таким образом, мы видим, что эф­фективное функционирование транспортной инфраструктуры играет исключительную роль в создании условий для модернизации, перехода на инновационный путь развития и устойчивого роста национальной экономики в целом. От со­стояния и качества работы транспортной инфраструктуры зависят перспективы дальнейшего социально-экономического развития.
     Считаем, что для развития транс­портной производственной инфраструктуры с целью обеспечения даль­нейшего социально-экономического роста в стране необходимо:
     ● ускоренное обновление основных фондов транспортной инфраструктуры;
     ● выявление и преодоление технического и технологического отставания;
     ● снижение территориальных дис­пропорций в развитии транспорт­ной инфраструктуры, улучшение транспортной обеспеченности регионов и увеличение пропускных способностей;
     ● создание условий для роста объёмов транзитных грузовых перевозок;
     ● привлечение достаточного объ­ёма инвестиционных ресурсов.
     В дальнейшем необходимо разработать и реализовать стратегию развития транспортной производственной инфраструктуры в Узбекистане, которая обеспечит решение за­дачи эффективной реализации уни­­кального географического потенциа­ла страны на базе комплексного развития всех видов транспорта. Актуальность прогнозирования при определении путей решения задач разви­тия транспортной инфраструктуры в Узбекистане предопределена необходимостью обеспечения опережающего развития транспортной сети как основы долгосрочного развития отраслей экономики и регионов.
 
 
Шохимардон МУСАЕВ,
специалист АБР

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.