(Русский) «Давайте сначала спрашивать Сенат, а потом принимать законы». Депутаты — об отклонённом законе

Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

Законодательная палата Олий Мажлиса на пленарном заседании 24 августа сняла с дальнейшего рассмотрения закон, которым предлагалось в несколько раз повысить штраф за нарушение требований охранного ордера, выдаваемого жертвам насилия.

Член Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан, депутат фракции «Адолат» Гульрух Аъзамова напомнила, что поправки планировалось внести в статью 206−1 Кодекса об административной ответственности.

Эта статья предусматривает санкции за невыполнение требований охранного ордера лицом, совершившим притеснение или насилие либо склонным к их совершению.

 
 
 

Действующая версия кодекса предполагает наложение штрафа от 1 до 3 базовых расчётных величин (БРВ) или административный арест до 15 суток. Поправками предлагалось увеличить размер штрафа до 5−10 БРВ.

Однако 4 августа Сенат отклонил закон, принятый депутатами. Сенаторы отметили, что при разработке документа не были приняты во внимание «уровень социально-экономического развития государства, доходы населения, его социально-психологическое состояние, а также реализуемые реформы по сохранению семей и предложения международных организаций».

Рекомендации международных организаций гласят, что штрафы, налагаемые на агрессора, в случае насилия внутри семьи становятся бременем для самой потерпевшей.

Дониёр Ганиев, член фракции УзЛиДеП, напомнил, что два месяца назад комитет Законодательной палаты придерживался «совсем другой позиции» и «сильно защищал» необходимость внесения поправок для защиты прав женщин.

«Вы отмечали, что выросло число охранных ордеров, число тех, кто нарушает ордеры, и что если не ужесточить наказание, увеличится [число] игнорирующих ордеры. Вы говорили, что провели изучения вместе с органами внутренних дел. Теперь из-за одного письма мнение комитета меняется. Вы убедили 120−130 депутатов проголосовать за [поправки], но из-за одного письма мнение меняется на 180 градусов. На это есть основание?» — спросил он.

По его словам, в заключении Сената нет «достаточных оснований». «В нём говорится, что для потерпевшей [большой штраф] станет большим бременем. Есть анализ этого? На каком основании пришли к такому заключению? Проводилось ли изучение или социальный опрос? Ничего этого нет, но из-за четырёх строчек письма меняется мнение 130 депутатов», — отметил парламентарий.

Он иронично заметил: «Что это значит? Если так, давайте сначала спрашивать Сенат, а потом принимать законы. Спросим их, будут ли они принимать закон или нет, а потом вносить закон. Ведь всё равно из-за одного письма у нас, оказывается, меняется мнение».

Спикер Законодательной палаты Нурдинжон Исмоилов не согласился с этим утверждением и напомнил, что во время обсуждений законопроекта в нижней палате парламента «были разные мнения».

Лидер партии «Миллий тикланиш» Алишер Кадиров заявил, что его фракция была против увеличения штрафа за нарушение требований охранного ордера.

«Мы тогда не поддержали это. В нашей фракции было много возражений. Я сейчас рад, что в Сенате оказалось больше защитников ценностей. Мы ещё тогда заявляли, что такое наказание — неэффективный метод примирения, сближения и взаимного согласия. Я полностью поддерживаю предложение комитета [об исключении законопроекта из обсуждения]. Я благодарен, что комитет изменил своё мнение. Иногда есть необходимость в изменении мнения для поиска истины», — сказал парламентарий.

Дониёр Ганиев попросил «Миллий тикланиш» голосовать «против» не только во время обсуждений во фракциях, но и на заседаниях Законодательной палаты.

«Если ваша фракция против, то и на пленарном заседании стойте на своей позиции и можете нажимать на красную кнопку. Это очень просто: зелёная и красная кнопки», — отметил парламентарий.

Спикер Нурдинжон Исмоилов заявил, что Алишер Кадиров мог проголосовать против, но сейчас это не узнать.

 

В итоге из 112 депутатов исключение законопроекта из обсуждений поддержали 99, 2 выступили против, 9 воздержались, 2 не проголосовали.

Почему штрафы не эффективны в борьбе с домашним насилием?

О том, почему нельзя штрафовать за домашнее насилие, ранее писал проект против насилия в Узбекистане NeMolchi.uz. Среди основных причин — как упоминалось выше, общий бюджет семьи.

«Возможно, такая санкция допустима для чужих людей, например, соседей, но если речь о семейном насилии, в больших количествах случаев в семьях совместный бюджет. И именно из семейного кармана придется отдать немаленькую сумму, возможно, до 3 млн сумов. Любая женщина сразу поймёт, что каждое её обращение обходится дорого прежде всего ей и её детям, и сто раз подумает, прежде чем пожаловаться на то, что муж снова бьёт», — отмечал проект.

Кроме того, уплата штрафа за насилие не нормализует ситуацию в целом: «В голове у людей выстраивается ассоциация: семейное насилие — это не преступление, а расходы. Не будет наказания, не будет общественного порицания, всё пройдёт тихо и незаметно, а значит не стыдно».

Следует принимать во внимание, что агрессор, вернувшись после административного ареста или уплатив штраф, станет ещё злее и увереннее в собственной безнаказанности, подчёркивает NeMolchi.uz.

«Охранный ордер так и не стал действенным инструментом защиты жертв насилия. Пострадавшие вынуждены оставаться жить с насильником, „примиряться“ и „сохранять семью“, к этому их подталкивает вся правоохранительная система и институт махалли», — отмечается в публикации.

«Чтобы изменить ситуацию, нужно улучшать систему защиты от притеснения и насилия, а не просто повышать штрафы за домашнее насилие», — резюмирует NeMolchi.uz.

Источник: Газета.uz

DO'STLARINGIZGA TAVSIYA ETING

  • Buyurtma qilish

    Buyurtma qilish
  • АФИША

  • Реклама

  • JURNAL SONLARI ARXIVI

  • Bog’lanish

    O’zbekiston, 100000, Toshkent sh., Matbuotchilar ko’ch., 32

  • Obuna bo’lish

    Obuna bo'lish uchun o'z e-mailingizni kiriting
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.