Инфраструктура туризма

22_Islamov

Сертификация услуг – залог качества

3/2017

     В настоящее время в Узбекистане большое внимание уделяется развитию внутреннего и внешнего туризма. В Указе Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2016 года № УП-4861 «О мерах по обеспечению ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан» туризму придан статус стратегического сектора экономики. Эта отрасль рассматривается как мощный инструмент устойчивого развития, структурных преобразований и диверсификации экономики, локомотив для ускоренного комплексного развития регионов и сопряжённых отраслей.
     В соответствии с этим документом, на базе Национальной компании «Узбектуризм» был создан Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма. Этот орган уполномочен выполнять ряд функций, в том числе: лицензирование тур­операторской деятельности, проведение обязательной сертификации туристских продуктов и гостиничных услуг, осуществление инспекционного контроля соответствия их обязательным требованиям и стандартам.
     При этом субъектами сертификации отдельных видов услуг являются также органы по сертификации туристских услуг, аккредитованные в соответствующем порядке.
     Сертификация туристских продуктов и услуг гостиниц является одним из важнейших инструментов управления качеством обслуживания, дающих возможность объективно оценить уровень услуг, подтвердить их безопасность. В условиях рыночной экономики потребитель услуг туриндустрии является ключевой фигурой, на которую ориентированы требования стандартов качества предоставляемых туристских услуг. Соответственно, от качества напрямую зависит и цена реализуемого турпродукта.
     Качество услуг является также одним из важнейших факторов ус­пешной деятельности любой организации. Ужесточение требований, предъявляемых в туризме, является осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества услуг. Таким образом, выстраивается логический ряд: сертификация туристских услуг способствует повышению качества туристских услуг, что в свою очередь обеспечивает эффективное развитие туристической отрасли.
     В этой связи, необходимо сказать несколько слов о сертификации. Сертификат в переводе с латыни означает «сделано верно». Под сертификацией туристских и гостиничных услуг понимается подтверждение органом по сертификации соответствия реализуемых потребителю услуг требованиям законодательных и нормативных документов по обслуживанию туристов, принятых в стране пребывания.
     Сертификация может носить обязательный и добровольный характер. Целью обязательной сертификации туристских и гостиничных услуг является подтверждение органом по сертификации соответствия реализованных услуг требованиям безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, защиты окружающей среды. В республике обязательной сертификации подлежат туристские услуги, оказываемые субъектами, связанными с туристской деятельностью, – гостиницами, мотелями, кемпингами и аналогичными средствами размещения. Получение сертификата на туристские услуги влечёт за собой отмену требования на наличие у них лицензии на подобную деятельность.
     Для организаций общественного питания и автотранспортных предприятий, специализирующихся на обслуживании иностранных турис­тов, с 1 января 2018 года вводится обязательная сертификация.
     Добровольная сертификация туристских услуг и услуг гостиниц направлена на подтверждение по инициативе изготовителя, исполнителя или органа по сертификации уровня качества предоставляемых услуг требованиям нормативных документов, стандартов обслуживания. В нашей стране этим занимается Центр сертификации туристских услуг, созданный при Госкомтуризма.
     Как известно, требования к качеству устанавливаются и фиксируются в нормативно-правовых и технических документах, государственных отраслевых стандартах и стандартах предприятий.
     В структуре центра создан научно-исследовательский отдел, в его основную функцию входит разработка на научной основе стандартов качества оказания туристских услуг, обеспечения безопасности жизни и здоровья туристов и экскурсантов при организации туристских услуг, прежде всего в местах их размещения, пунктах питания, во время передвижения по территории республики, организации посещения туристских объектов.
     Во исполнение решений правительства и в целях обеспечения эффективной организации деятельности Госкомтуризма, ГУП «Центр сертификации туристских услуг» подготовил научное обоснование для вклю­чения в Государственный научно-технический план на 2017–2020 годы разработки ряда стандартов, нап­равленных на развитие экономики, улучшение качества туризма и ту­ристских услуг, обеспечение безопасности жизни и здоровья турис­тов.
     Стандарты будут способствовать оптимизации государственного и рыночного регулирования в сфере туризма и развития конкуренции на рынке туруслуг, устранению преград и барьеров, препятствующих развитию этой отрасли, повышению предпринимательской активности, внед­рению ИКТ, созданию механизма, позволяющего воздействовать на недобросовестных исполнителей.
     Внедрение разработанных нормативных документов приведёт к ускорению развития туризма, а также к повышению конкурентоспособности, улучшению качества туристских услуг внутри республики, укреп­лению экономических связей с развитыми зарубежными странами и увеличению потока туристов.
     Конечно, при всём этом не надо забывать, что важно не только совершенствование нормативных документов, но и гармонизация их с мировыми стандартами, а также регламентация общих требований в сфере туристских услуг и сервиса для стран – участников международного рынка.
     Следует отметить, что для становления Узбекистана как суверенного государства необходимо проведение целенаправленной политики совершенствования системы стандартизации с учётом международных требований. В этой связи, в ходе разработки стандартов будут учтены основные принципы межгосударственных и международных систем, а также интересы Узбекистана как полноправного участника мировых интеграционных процессов. Использование их в дальнейшем окажет положительное влияние на экономические преобразования, а также проведение единой технической политики в области разработки стандартов и, в конечном итоге, на улучшение качества туристских услуг и развитие всей отрасли.
 
 
Нуриддин ИСЛАМОВ,
ГУП «Центр сертификации туристских услуг»

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • Вышел в свет

    Вышел в свет

    5-6/2017

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • Купить журнал

    PodpiskaПо вопросам приобретения журнала обращайтесь в отдел распространения и подписки редакции.

    Адрес:  г. Ташкент,
    пр. Ислама Каримова, 55.

    • Телефоны:
    • (99871) 259-20-79, (99890) 987-96-66.

    Также вы можете приобрести журнал в киосках города.

     

  • Подписка на журнал

    Подписка на журнал
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

    ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    chekIn г. Ташкент, пр. Узбекистанский, 55

    mailSmall info@evu.uz

    phone239-11-25, 259-22-26

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.