Вехи независимости

Стальной путь созидания: славная история, весомый потенциал, уникальные возможности

3/2016

     За годы независимости под руководством Президента нашей республики во всех сферах жизни общества осуществлена колоссальная созидательная работа. Благодаря широкомасштабному реформированию получила интенсивное развитие и сфера железнодорожного транспорта ­Узбекистана. Сформированная как единая и целостная система, железнодорожная сеть страны, за короткий по историческим меркам срок, значительно расширилась, были реализованы грандиозные проекты по строительству, модернизации и электрификации путей.
     Современная история железных дорог страны началась в 1994 году с выходом Указа Президента Республики Узбекистан № УП-982 о создании Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» на базе линейных подразделений, предприятий, организаций и учреждений бывшей Среднеазиатской железной дороги. В 2015 году компания была преобразована в акционерное общество. В настоящее время АО «Узбекистон темир йуллари» является вертикально интегрированной структурой, на её сводном балансе находятся инфраструктура и весь подвижной состав (грузовые вагоны и локомотивы).
     В железнодорожной сфере работает более 70 тыс. человек. Общая протяжённость основных путей АО «Узбекистон темир йуллари» составляет свыше 6,5 тыс. километров.
     Реализация новых проектов по расширению сети железных дорог и совершенствованию инфраструктуры этого вида транспорта – одна из стратегически важных задач, решение которой способствует ускорению экономических интеграционных процессов, повышению потенциала страны и благосостояния народа.
     Первым крупномасштабным проектом явилось строительство железной дороги Навои–Учкудук–Султанувайстаг–Нукус. Успешная реализация проекта в 2001 году обеспечила связь северных регионов с центром нашей республики, а совмещённый автомобильный и железнодорожный мост, возведённый над рекой Амударья, соединил Хорезм­скую область с другими регионами.
     Стальные магистрали участка Таш­гузар–Байсун–Кумкурган пересекают хребет высотой 1800 метров, служащий естественной границей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. К 2009 году на железнодорожной трассе были воздвигнуты 42 металлических моста, галерея и тоннель. Проектировщики, инженеры, строители, монтажники и другие специалисты, участвовавшие в строительстве железной дороги, приобрели бесценный опыт ведения строительно-монтажных работ в непростых природно-климатических условиях высокогорья. Реализация проекта повысила эффективность работы транспортного сектора за счёт уменьшения дальности перевозок и возможности создания Трансафганского железнодорожного коридора. За время эксплуатации по новой дороге перевезено более 43 млн т груза, что позволило сэкономить порядка 110 млн долларов.
     За 25 лет независимости значительно возрос потенциал узбекских железнодорожников, и это подтверждают международные эксперты.
     В июне 2003 года президентами Афганистана, Ирана и Узбекистана было подписано соглашение о соз­дании Трансафганского транспортного коридора. Эта задача может быть решена строительством новой железной дороги на направлении Хайратон–Кандагар, которая соединит крупные города Афганистана и обеспечит выход на магистраль Узбеки­стана и Ирана.
     Официальный старт строительству был дан 22 января 2010 года, а через 8 месяцев 106-километровый железнодорожный маршрут Хайратон–Мазари-Шариф, первый в истории соседней страны, уже был сдан в эксплуатацию. А для отечественных железнодорожников возведение магистрали стало первым опытом работы за рубежом. Новая железная дорога включила в себя станции, разъезды, искусственные сооружения, грузовые дворы, технические здания, современные средства коммуникации, сигнализации и энергоснабжения.
     Ускорение движения поездов всегда было одной из главных задач железнодорожного транспорта. В период глобализации и высоких технологий железнодорожные перевозки играют всё более важную роль в развитии международных и отечественных транспортных связей.
     В 2010 году завершён проект электрификации 118-километрового участка Тукимачи–Ангрен. Здесь скоростные электропоезда сменили тепловозы, что позволило в разы уве­личить пропускную способность дороги, сэкономить тысячи тонн дизельного топлива, сократить выброс в атмосферу вредных веществ.
     В канун 20-летия государственной независимости Узбекистана, между столицей нашей Родины и историческим городом Самарканд начали курсировать высокоскоростные поезда «Afrosiyob». Следует отметить, что такая техника новейшей модификации эксплуатируется всего в восьми странах мира.
     Завершение электрификации участ­ка Мараканд–Карши в августе 2015 года – ещё один этап развития высокоскоростного железнодорожного сообщения Ташкент–Самарканд–Карши. С начала запуска движения и до сегодняшнего дня высокоскоростными поездами «Afrosiyob» перевезено около 1 млн пассажиров.
     26 апреля 2013 года на внеочередной сессии Андижанского областного Кенгаша народных депутатов Президент Ислам Каримов озвучил решение о строительстве железной дороги Ангрен–Пап, в том числе тоннеля через перевал Камчик. На железнодорожников была возложена непростая задача построить магистраль общей протяжённостью 123,1 километра. Уникальность нового пу­ти, возведённого за 32 месяца, заключается в том, что он проходит через горный перевал на высоте 2200 метров над уровнем моря. Тоннель, проложенный сквозь горный массив, длиною в 19,2 км в мировом рейтинге подобных сложнейших сооружений занимает восьмую позицию, а по протяжённости – 13-е место.
     Неслучайно в народе железную дорогу Ангрен–Пап назвали «Дорога жизни». Этот отрезок пути, как неотъемлемая часть транзитного коридора Китай–Центральная Азия–Европа, будет служить укреплению торговых и экономических связей между двумя континентами. Узбекистан позитивно оценивает идею воссоздания Великого Шёлкового пути, но теперь уже современного железнодорожного.
     Следующим этапом развития высокоскоростного железнодорожного движения является завершение строительства сообщения Самарканд–Бухара, протяжённостью 259 километров. Время в пути составит 3 часа 20 минут. На 36% возрастёт пропускная способность дороги, на треть сократятся эксплуатационные расходы. Кроме того, будут созданы сотни новых рабочих мест. Открытие маршрута запланировано накануне знаменательной даты – 25-летия независимости нашей страны.
     На сегодняшний день полным ­ходом идёт реализация проекта по электрификации железнодорожного участ­ка южного направления Карши–Термез. АО «Узбекистон темир йуллари» завершаются работы по строительству контактных сетей и инфраструктуры (зданий и сооружений).
     В 2015 году началась реализация проекта «Строительство первого этапа линии Навои–Канимех–Мискен». С вводом в строй новой железнодорожной магистрали общей протяжённостью почти 397 км в три раза сократится время пути от столицы Узбекистана до Ургенча, что создаст дополнительные удобства для пассажиров.
     Отметить значение железнодорожного транспорта наряду с указанными достижениями можно благодаря успехам предприятий отрасли.
     За годы независимости Узбекистана отраслью освоены капитальные вложения в размере 7,2 млрд долл., в том числе иностранные инвестиции на сумму 2,0 млрд долл. США. Только в 2016 году ожидается освоение 779,22 млн долл. капитальных вложений.
     Помимо реализации проектов, привлечённые средства были направ­лены, на решение важнейших приоритетов отрасли: обновление парка локомотивов, пассажирских и грузовых вагонов; модернизацию подвижного состава; реконструкцию и совершенствование инфраструктуры.
     На предприятиях АО «Узбекистон темир йуллари» освоен серийный выпуск современных вагонов, отвечающих международным стандартам: пассажирских комфортабельных купейных вагонов, оснащённых кондиционерами; востребованных на рынке грузовых вагонов (крытые, цистерны для нефтепродуктов, полувагоны и другие).
     Кроме того, уделяется пристальное внимание дальнейшему развитию процесса импортозамещения и локализации производства запасных частей, узлов и деталей для подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры.
     В истории железных дорог Узбекистана последние 10 лет ознаменованы тем, что в стране заложен фундамент для развития отрасли тя­жёлого машиностроения, которую представляют: УП «Узтемирйулмаш­таъмир», ДП «Литейно-механический завод», ДП «Андижанский механический завод», АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов», АО «Узвагонтаъмир», АО «Ташкентский механический завод», АО «Ташжелдорпроект», АО «Узжелдорконтейнер», УП «Узбекжелдорэкспедиция», АО «Йулрефтранс», тресты «Куприккурилиш» и «Узтемирйулкурилишмонтаж» и другие предприятия.
     АО «Ташкентский завод по строительству и ремонту пассажирских вагонов» – одно из успешных производственных предприятий, на котором налажен серийный выпуск пассажирских вагонов, а также осуществляются их ремонт, модернизация и переоборудование. За прошедшие годы завод увеличил объёмы выпускаемой продукции в десятки раз, а благодаря современным производственным мощностям ежегодно восстанавливает более 450 пассажирских вагонов, тем самым полностью обеспечивая внутренний спрос. Большой популярностью среди пассажиров пользуются выпущенные заводом скоростные поезда, такие как «Регистан», «Шарк», «Насаф». Специалистами предприятия также освоено производство подвижного состава для Ташкентского метрополитена.
     Ведущим промышленным предприятием отрасли считается ДП «Литейно-механический завод», удовлетворяющий 90% потребностей же­лезной дороги в литейной продукции. На сегодняшний день завод обес­печивает локализацию производства по 12 наименованиям продукции, 10 из которых выпускаются по новым проектам. Годовая мощность предприятия составляет 1200 новых и 1500 капитально отремонтированных грузовых вагонов.
     Существенный вклад в содействие развитию инфраструктуры железнодорожной отрасли вносит ­узбекско-китайское СП UzXCMG, образованное на базе экскаваторного завода в Ургенче. Основная деятельность предприятия – производство различных видов гидравлических экскаваторов и бульдозеров, а также строительной техники. Ведутся работы по освоению производства импортозамещающих компонентов – узлов экскаваторов.
В настоящее время начата реализация проекта, предусматривающего строительство завода по ремонту экскаваторов и гусеничной техники в Сырдарьинской области.
 
Продолжение статьи

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • С праздником!

    5/2019

    № 5/2019

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • Купить журнал

    PodpiskaПо вопросам приобретения журнала обращайтесь в отдел распространения и подписки редакции.

    Адрес:  г. Ташкент,
    ул. Матбуотчилар, 32.

    • Телефон:
    • (99871) 239-11-25.

    Также вы можете приобрести журнал в киосках города.

     

  • Подписка на журнал

    Подписка на журнал
  • ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

    ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ
  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    chekIn г. Ташкент, ул. Ислама Каримова, 55.

    mailSmall info@evu.uz

    phone+99871 239-11-25, +99897 773-22-91.

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.