Качество, инновации, командная работа

6/2021

 
     Компания Jurabek Laboratories, основанная в 1994 г., входит в число крупнейших фармацевтических предприятий Узбекистана. Значительных успехов компания добилась благодаря чёткой стратегии развития и высокому профессионализму сотрудников. Сегодня эту компанию по праву можно назвать центром ­внедрения лекарственных средств на рынок страны, потому как за годы своего существования Jurabek Laboratories развивается в трёх основных направлениях: рост производства медикаментов путём ин­вестиций в ­высокотехнологичное оборудование; усиление позиции импортозамещения лекарственных средств на ­внутреннем рынке; расширение и укрепление позиции компании на международном рынке. Об удачных ­лончах в истории компании и её структуре нам рассказал заместитель Генерального директора Азиз ­Алишерович САИПОВ.
 
     – Компания Jurabek Laboratories всем известна, и, на самом деле, предприятие достигло очень значительных результатов, а его продукция зарекомендовала себя самым лучшим образом не только на внутреннем, но и на международном рынках. Какие главные приоритеты в деятельности позволяют компании оставаться в лидерах фарминдустрии?
     – Наша компания была создана с целью обеспечения населения Рес­публики Узбекистан отечественными медикаментами широкого применения. За годы работы на рынке команда наших специалистов достиг­ла хороших результатов, а продукция Jurabek Laboratories зарекомендовала себя не только на внутреннем, но и на международном рынке. Все эти достижения стали возможны благодаря единой миссии – «Производить высококачественные лекарства, отличающиеся эффективностью и безопасностью, во благо здоровья Вашей семьи». При принятии решений придерживаемся пяти основных ценностей: Качество, Инновации, Командная работа, Этичная деятельность, Социальная ответственность.
     Кроме того, это постоянная работа над получением препаратов, в том числе инновационных: освоение и локализация выпуска лекарств, которые ранее приобретались по импортным контрактам или, возможно, даже не завозились, но они присутствуют в международных протоколах лечения. Непрерывно осуществляем мониторинг продуктового портфеля, что даёт возможность совершенствовать продуктовую линейку, а значит, оставаться лидерами на рынке по этим направлениям.
     – На сегодняшний день фармацевтический сектор Узбекистана относится к динамично развивающимся отраслям национальной экономики и является одним из самых прогрессивных среди стран СНГ. Его развитие не остановилось даже в период пандемии коронавируса. Какие изменения на рынке лекарственных препаратов произошли за последние несколько лет и, что особенно актуально, в период мировой пандемии?
     – В начале пандемии, на всём протяжении прошлого года, наблюдался достаточно негативный тренд – полностью упал спрос на некоторые препараты, как будто люди перестали болеть. Скорей всего, это было связано с тем, что доступ ко многим клиникам и врачам был ограничен из-за введённого локдауна. Также в ав­густе – сентябре активно обсуждалось в СМИ, что при Ковиде нельзя использовать определённые лекарственные препараты, растворы для внутривенного вливания. Достаточно большое количество производителей в Узбекистане имели в продуктовом порт­феле препараты для лечения коронавируса или же симптомов, связанных с ним. Спрос на эти препараты возрос, и мы сумели освоить производство нескольких препаратов, которые необходимы при лечении Covid-19: антибиотики, антикоагулянты, витамины (цинк, аскорбинка, витамин Д и др.), жаропонижающие средства. По сути за период около 9 месяцев спрос поменялся – меньше стали продаваться инфузионные растворы, при этом был заметен спрос на них в меньшей дозировке, к примеру, не 500, а 100 миллилитров. Все эти изменения показали, что те компании, которые быстро адаптировались, увеличили нужные мощности, конечно, смогли продержаться на плаву, даже с хорошими показателями. Ну а те, у которых был ограниченный ассортимент препаратов, не пользующихся спросом, испытывали серьёзные проблемы.
     – Стали ли вы производить какие-то новые препараты?
     – Из новых лекарственных средств в прошлом году мы освоили производство антикоагулянтов – гепарина, эноксопарина, дексаметазона, противовирусных препаратов – ремдесса (ремдесивир) и фавипиравира, цинка в жидкой форме. Что касается препарата цинка, востребованного сейчас на рынке, то он в аптеках был представлен только в твёрдых формах, а для удобства применения детьми необходим сироп. Мы пошли путём локализации производства препарата цинка в жидкой форме. Ремдесивир с сентября прошлого года активно продаём не только на внутренний рынок, но также на экспорт. Таким образом, мы всегда стараемся не быть как все, а быть на несколько шагов впереди, что нас выгодно отличает от других производителей.
     – Вы производите препараты, уже известные на рынке, или это собственные разработки?
     – В фармакологии, когда речь идёт о разработке препарата, подразумевается создание совершенно нового препарата с новой формулой. Наша компания производит дженерики, т. е. мы не занимаемся разработкой новых лекарственных средств. Но и выпуск любого дженерика, а тем более если это инновационный препарат, для компании это практически как процесс разработки – этапы проверки на стабильность, внед­рения и обработки технологий, валидации.
     – Как Вы считаете, сохранилась ли тенденция, когда наших потребителей настораживало, что препарат произведён в Узбекистане, у них не возникает никаких негативных мыслей, что могут быть проблемы с качеством лекарства?
     – Эта тенденция была, есть и, наверное, будет. И связано это, я думаю, с менталитетом и убеждением, что зарубежный товар всегда лучше. А это далеко не так. Отечественные препараты производятся с гарантией того, что в них содержится заявленный объём действующего вещества. В период пандемии, например, на рынок был допущен большой объём лекарственных средств с ограниченной сертификацией. К сожалению, поступает и контрабандная продукция. Поэтому надо быть внимательным и осторожным в этом вопросе.
     – С государственной поддерж­кой любому бизнесу проще привлечь инвестиции для роста. Так ли это? В компании Jurabek Laboratories внутренние ресурсы или привлечённый капитал являются источником инвестиций?
     – В основном наши проекты реализованы благодаря государственной поддержке – налоговых и таможенных льгот. Наши проекты были профинансированы за счёт кредитов, следовательно, финансовые институты, прежде чем выдать кредиты, изучают рентабельность проекта, и все проекты были привлекательны для банков, в том числе и потому, что поддерживаются государством, являются социально значимыми.
     – Одной из целей вашей компании является снижение зависимости на рынке от импортных лекарств путём создания отечественных, доступных по цене, высокоэффективных и безопасных препаратов. На ваш взгляд, всю ли фармпродукцию можно импортозамещать? Расскажите о ваших реализованных проектах.
     – Безусловно, 100-процентное импортозамещение невозможно, но и доля импортозамещения в фармацевтической сфере сейчас достаточно высокая. Эффективность импортозамещения состоит в том, что отечественные препараты всегда дешевле ввезённых из-за рубежа. Но на рынке должны присутствовать и оригинальные препараты, и дженерики. Необходимо, чтобы рынок был открытым, со свободной конкуренцией. Недавно меня спрашивали о том, нет ли здесь, при политике импортозамещения, элементов протекционизма и барьера для импорта лекарственных средств. Я бы сказал, что, наоборот, отечественные производители часто находятся в менее привилегированном положении – при импорте препараты облагаются только лишь таможенным сбором, при этом при завозе субстанции для нового лекарства взимается 15% НДС. Получается, что для импортёров создана более благоприятная среда, и в фармацевтической сфере, в отличие от других отраслей, рынок открытый и конкурентный.
     – Одним из существенных факторов пандемии стало привлечение внимания к необходимости разработки принципиально новых отечественных препаратов и вакцин. Наращивает ли компания Jurabek Laboratories инвестиции в научные исследования новых молекул и инновационные разработки современных препаратов?
     – В самом начале я отметил, что мы стараемся всегда идти в ногу со временем и осваивать инновационные препараты. Конечно, у нас нет таких финансовых возможностей, как у крупных мировых фармкомпаний, – вкладывать миллиарды долларов в разработку новых препаратов. Поэтому мы стараемся кооперироваться с компаниями, которые уже имеют какие-то разработки. Соглашение по трансферу технологий позволяет локализовать производство препаратов. К примеру, сейчас ведутся переговоры с российскими компаниями по локализации выпуска био­технологических препаратов на территории Узбекистана, также реализуем проекты трансфера технологий производства вакцин «Спутник V», «Спутник лайт» и ZF-Uz-Vac2001. Поэтапно осваиваем производство этих вакцин полного цикла.
     – Узбекистан известен обилием трав, произрастающих в горных местностях, что является причиной существующих традиций изготовления лекарственных средств среди населения. Планируете ли вы разработку оригинальных лекарственных препа­ратов на основе отечественного растительного сырья и налаживание их выпуска?
     – Конечно, это есть в планах компании – в ближайшие 3 года, наде­емся, такие проекты осуществятся. На сегодняшний день в нашем фокусе выпуск инъекционных препаратов, которые очень востребованы, а также освоение биотехнологи­ческих препаратов.
     – Вы упомянули о биотехнологических лекарственных средствах. Какие сложности с их производством?
     – В скором времени мы планируем подписать соглашение по трансферу технологий, возможно, к следующему году уже появятся первые биопрепараты. Полностью раскрыть всю информацию по этому направлению пока не могу.
     – Что, по Вашему мнению, необходимо изменить в системе лекарственного обеспечения? Должно ли государство контролировать ценообразование на лекарственные средства?
     – Думаю, в нашей стране сформировался эффективный механизм ценообразования. С прошлого года действует система референтного ценообразования и контроля предельных цен. Кроме того, создана система мониторинга оптово-розничных надбавок. Но как это реализуется на местах? Это уже вопрос к Антимонопольному комитету, который наделён полномочиями по проведению данного мониторинга.
     – Как Вы оцениваете потенциал сферы в специалистах, способных работать на производстве, функционирующем по стандартам GMP?
     – Сейчас все мы знаем о проекте Агентства по развитию фармацевтической отрасли по созданию клас­тера «Ташкент Фарма Парк». Там запланировано открытие учебных заведений, в том числе зарубежных. Надеемся, что с открытием этих учреждений качество образования повысится на новый уровень, а сейчас стараемся сами обучать персонал на базе тех знаний, с которыми новые кадры приходят к нам.
     – Благодарим Вас за ответы.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.