Внедрение новых технологий в промышленное производство, как показывает практика, позволяет осуществить качественный прорыв и на внутреннем, и на мировом рынке товаров и услуг. Заместитель главного инженера, начальник департамента по снабжению Бухарского нефтеперерабатывающего завода НУРХАНОВ Алишер рассказал в интервью о значении инноваций, научного и кадрового потенциала при освоении новых видов продукции на предприятии.
– Алишер Алимович, расскажите, пожалуйста, о научном потенциале вашего предприятия и инновационных разработках, внедряемых в производство.
– Из года в год повсюду, во всех отраслях, растёт спрос на научные и инновационные разработки, поэтому, осознавая роль и значение науки и передового опыта в производстве, ведём поиск поставщиков подобных услуг, при этом стараемся применять гибкий подход. По сути, на всю отрасль существовал один научно-исследовательский институт O‘zLITINeftgaz. Однако сейчас мы стараемся привлечь к нашим проблемам, так скажем, «лучшие умы» и не ограничиваемся НИИ внутри республики. Бывает, что по тому или иному вопросу обращаемся даже к тем, кто проектировал наш завод.
Инновационная деятельность поддерживается на уровне руководства предприятия. Ни одна идея не обходится без внимания, всеми силами совместно доводим её до внедрения. Соответственно, рационализаторы обязательно финансово поощряются. Ежегодно проводим конкурсы «Самый лучший рационализатор» и «Самые лучшие инновационные идеи». Отрадно, что количество участников увеличивается, растёт и премиальный фонд.
Именно поэтому, можно отметить, у нас хорошо налажен процесс разработки и выпуска новой продукции, а также совершенствования характеристик уже выпускаемой на предприятии продукции. За последние годы нам удалось наладить производство дизельного топлива стандартов Евро-4, 5. На сегодняшний день автомобильный бензин АИ-95 QuWatt успешно реализуется на рынке Узбекистана. Рассматриваем возможность расширения продуктовой линейки за счёт производства малотоннажной продукции. Ещё стоит отметить совместную с Узбекским научно-исследовательским институтом химии и фармацевтики разработку адсорбента Уз АД-1 для очистки водородсодержащего газа, установки риформинга от примесей хлора. Раньше мы импортировали этот химический реагент, а теперь можем использовать местного производства, что уже позволило сэкономить десятки тысяч долларов.
В целом на заводе разработана 5-летняя стратегия развития, в этой масштабной программе постарались предусмотреть все направления: усовершенствовать применяемые технологии для производства высококачественной продукции, расширить виды производимой продукции, минимизировать промышленные и экологические риски, снизить издержки.
– Ни одно предприятие не может в одиночку, без чей-либо поддержки, помощи, двигаться к поставленной цели. Насколько тесно налажены на вашем заводе кооперационные связи?
– Кооперация – это эффективный формат партнёрских отношений, и мы искренне верим в их ценность. Со дня основания завода, с 1997 г., мы прошли хорошую школу по освоению импортного оборудования на отечественном предприятии. Были привезены самые современные оборудование и технологии из Европы, Америки, Японии. При дальнейшей эксплуатации потребовались, безусловно, соответствующие техническое обслуживание и ремонт, а импортные запчасти стоят очень дорого. Благодаря политике Президента Узбекистана и правительства страны по импортозамещению и локализации поэтапно осваивается производство всех запасных частей на территории Узбекистана, тем самым расширяются кооперационные связи между заводом и другими производственными предприятиями, научными учреждениями. К примеру, чтобы изготовить одну деталь, надо изучить её характеристики и свойства, сделать чертежи, изготовить пробные экземпляры, добиться подтверждения качества, потенциального ресурса службы и т. д. – это долгая и кропотливая работа, но хорошие результаты это оправдывают.
В целом за последнее время благодаря импортозамещению предприятием сэкономлены значительные средства. На электронном кооперационном портале cooperation.uz тесно сотрудничаем с производителями. За пять месяцев т. г. 45% оборудования приобретено нами у прямых производителей через специализированные электронные торговые площадки. Это влияет, во-первых, не только на конечную цену деталей, но и на стоимость техобслуживания, во-вторых, на себестоимость готовой продукции, а значит, цену реализации для потребителя. Таким образом поддерживаем и отечественного производителя.