Рыночные механизмы

Золото – стратегический инвестиционный актив

1/2021

ДИНАМИКА ЦЕН В 2020 ГОДУ
 
     По итогам 2020 г. цены на золото продемонстрировали существенный рост на 25% (с 1517 долл./тр.унц. в начале года до 1898 долл./тр.унц. к концу года), зафиксировав рост до исторически максимального уровня в 2076 долл./тр.унц. 6 августа 2020 года. Предыдущий подобный су­щественный рост цен на золото (до 1921 долл./тр.унц.) наблюдался в 2011 г. на фоне роста геополитичес­кой напря­жённости на Ближнем Востоке (события «Арабской весны» – массовые антиправительственные протесты, сме­на власти в Алжире, Ливии, Египте и др.), а также опасений роста инфляционных тенденций в мировом масштабе после беспрецедентных денежных вливаний со стороны цент­ральных банков крупнейших экономик мира (ФРС США, Европейский центральный банк, Банк Англии, Банк Японии).
     Столь существенный рост цен на драгметаллы как в 2011 г., так и в 2020 г. был вызван ростом инвестиционного спроса на золото, в качест­ве безопасного актива для сохранения средств. При этом, если в 2011 г. рост инвестиций в золото происходил на фоне опасений за инфляцию и эскалацию геополитической нап­ряжённости, то подобная тенденция на рынке драгметаллов в 2020 г. сопровождалась повышением опасений за состояние мировой экономики в период глобальной пандемии COVID-19.
     Именно беспокойства относительно экономического спада в 2020 г. в мировом масштабе из-за неизбежных карантинных мер, связанных с распространением вирусной инфекции, способствовали в первой половине 2020 г. перетеканию капитала инвесторов (крупных инвестиционных банков, хедж-фондов, пенсионных фондов и др.) с фондового рынка на рынок драгметаллов. Традиционно фондовый рынок (рынок акций) является конкурентным рынку золота, поэтому в период роста цен на драгметаллы котировки акций вкупе с основными мировыми фондовыми индексами снижаются.
 
КОНЪЮНКТУРА РЫНКА – СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
 
     Пандемия COVID-19 с её далеко идущими последствиями стала движущим фактором слабого потребительского спроса в 2020 г., что привело к снижению годового спроса на золото на 14% (до 3 759,6 тонн, ближе к уровню 2009 года). При этом значимое снижение спроса на драгметалл на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 783,4 т) произошло в IV квартале 2020 г., что явилось самым низким показателем со времён мирового финансового кризиса, в частности со II квартала 2008 года.
     Спрос на ювелирные изделия из золота в IV квартале также существенно снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 13% (до 515,9 т), в результате чего общий годовой спрос со стороны данного сегмента рынка составил 1 411,6 т, что на 34% ниже, чем в 2019 г. (новый годовой минимум за последние 10 лет).
     Покупки золота центральными банками в резервы в 2020 г. резко замедлились, особенно во второй половине года на фоне рекордно высоких цен на золото. Дело в том, что данный сегмент рынка в покупках золота традиционно придерживается стратегии «покупок на низких уровнях цен» или «buy-on-deeps». Таким образом, ежегодные закупки золота центральными банками также существенно снизились на 59% (до 272,9 т), из которых 86% (235 т) были приобретены в I полугодии 2020 года.
     В технологическом секторе, пострадавшем от последствий COVID-19, использование золота в 2020 г. снизилось на 7% (до 301,9 тонн). Однако год закончился на относительно позитивной ноте – в IV квартале наблюдался незначительный рост спроса до 84 т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
     Вместе с тем, розничный спрос на золото (спрос на золотые слитки и монеты) во II полугодии 2020 г. продемонстрировал заметное восстановление, несмотря на то, что потребители во всём мире оставались во власти ограничений, связанных с карантинными мерами, экономичес­кой слабости и высоких цен на золото. Так, спрос на слитки и монеты вырос в IV квартале 2020 г. на 10% в годовом исчислении, что привело к увеличению показателя годовых розничных инвестиций на 3% (до 896,1 тонн). Тем не менее, спрос был всё ещё низким по сравнению со средним показателем за последние 10 лет (1199,5 тонн).
     Несмотря на то, что биржевые инвестиционные фонды по золоту (золотые ИТФ, Gold ETF) зафиксировали в IV квартале отток в 130 тонн, всё же по итогам 2020 г. данные фонды продемонстрировали рекордный годовой прирост в 120% и увеличение своих запасов золота до 877,1 т (золотой ИТФ – это торгуемые на бирже ценные бумаги фонда, активы которого состоят из золота. Данные фонды предоставляют возможность получения прибыли на росте цен на золото без необходимости иметь его в физическом виде и открывать металлические счета в банке).
     Общее годовое предложение золота в 2020 г. также зафиксировало снижение на 4% (до 4 633 т), что является самым большим годовым снижением с 2013 года. Это, в свою очередь, в значительной степени объясняется перебоями в добыче рудников из-за карантинных мер в связи с глобальной пандемией. Так, добыча золота золотодобывающими компаниями снизилась в годовом исчислении на 4% (до 3 401 т), в то время как переработка вторичного золота в 2020 г. незначительно повысилась на 1% (до 1297,4 тонн).
 
 
Шухрат АМИНОВ,
ведущий экономист финансово-экономического управления ГП «НГМК»
 
Умид КОСТАЕВ,
начальник планово-экономического отдела ГП «НГМК»
 
 
Весь текст статьи вы можете прочитать в печатной версии журнала

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • Реклама

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.