Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
АК «Дори-Дармон» – ведущее оптово-розничное предприятие социальной направленности на фармацевтическом рынке Узбекистана. Подразделения компании являются основными поставщиками лекарственных препаратов в лечебно-профилактические учреждения Министерства здравоохранения и других государственных структур.
В интервью нашему журналу Умида Саидовна САЛИХБАЕВА, председатель Правления АК «Дори-Дармон», поделилась с читателями своим видением того, в каком направлении следует развиваться компании и двигаться всей фармацевтической отрасли Узбекистана, чтобы выйти на мировые стандарты производства и поставки лекарств.
– Умида Саидовна, расскажите, пожалуйста, какова почти вековая история компании, что является главным в миссии АК «Дори-Дармон», учитывая реалии сегодняшнего дня?
– Само название нашей организации появилось в результате ребрендинга Производственного объединения «Фармация», когда Государственная акционерная ассоциация «Дори-Дармон» стала правопреемником существовавшего до 1994 г. Главного Аптечного Управления. Ассоциация представляла собой объединение акционерных обществ, в которых присутствовала государственная доля. Тогда, на момент приватизации, в Узбекистане было 2 200 аптек, около 200 из них остались в системе «Дори-Дармон», остальные были приватизированы частными лицами.
В 1999 г. меня пригласили возглавить ГАА «Дори-Дармон». В тот период ассоциация находилась в убыточном состоянии, пользовалась арендованными помещениями, а некоторые филиалы оказались на грани банкротства. Правовой статус головной организации противоречил пониманию сущности и направлениям работы акционерных обществ – было непонятно, как ассоциация может заниматься коммерческой деятельностью. Нам понадобилось почти 6 лет, чтобы переломить кризисную ситуацию в системе наших предприятий, осуществить её финансовое оздоровление, применяя товарное кредитование, выстраивая партнёрские отношения с производителями лекарственных средств. В 2005 г. постановлением правительства «Дори-Дармон» была преобразована в акционерную компанию с государственной долей в размере 36,1 процента. В каждой области Узбекистана компания имеет региональные подразделения – это 7 акционерных и 14 обществ с ограниченной ответственностью, в распоряжении которых находятся 17 складов, 10 аналитических лабораторий, 2 192 аптеки и два производственных предприятия.
Бесперебойное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений жизненно важными препаратами по доступным ценам напрямую от производителей, качество продукции которых не вызывает сомнений, – такова основная цель компании. Вместе с тем наши усилия направлены на повышение транспарентности и эффективности закупа медикаментов, распределения их в аптеки и лечебно-профилактические учреждения путём активного внедрения мониторинга и аудита цен, а также инновационных технологий в области хранения и доставки фармацевтической продукции. Мы стремимся к формированию в республике фармацевтического рынка, отвечающего практике развитых стран.
– Акционерная компания «Дори-Дармон» на протяжении нескольких десятков лет реализует важнейшие государственно-социальные задачи. Расскажите, как удаётся совмещать социальный вклад компании в развитие фармотрасли и совершенствование здравоохранения и её деятельность как коммерческой организации.
– Компания пережила различные периоды своей истории.
С 2006 г. мы динамично развиваем собственную сеть аптек, расширив её за прошедший период более чем в 10 раз.
Присутствие наших филиалов в регионах способствует проведению государственной политики по гарантированному обеспечению населения необходимым ассортиментом жизненно важных лекарственных средств, поскольку в большинстве районов есть центральные районные аптеки, через которые отпускаются медикаменты всем 13 группам пациентов льготной категории.
В системе функционируют также передвижные аптеки, которые по графикам, согласованным с хокимиятами, выезжают в отдалённые и труднодоступные населённые пункты, максимально приближая лекарственную помощь их жителям.
Наличие государственной доли в уставном фонде АК «Дори-Дармон» требует от нас исполнения важных функций: социальной – по снабжению больниц и амбулаторных учреждений необходимыми препаратами по справедливым ценам, и коммерческой – по выполнению обязательств перед акционерами в части получения прибыли и выплаты дивидендов.
Цены на лекарственные средства находятся под контролем в большинстве стран, в законодательном порядке принимающих ряд мер по сдерживанию их роста. Президентом и правительством нашей страны был предусмотрен ряд последовательных мер по реформированию фармацевтической отрасли.
АК «Дори-Дармон» принимала непосредственное участие в разработке важных документов, касающихся сферы фармацевтической деятельности.
В 2009 г. одним из знаковых решений стало введение в законодательство Узбекистана понятия «фальсифицированное лекарственное средство» и уголовного наказания за его обращение. По данным фармаконадзора, в 2010-2013 гг. наблюдалось резкое падение выявляемости фактов реализации фальсифицированных лекарств. Но в 2018 г. наказание было смягчено (при факте нарушения в первый раз предусмотрена только административная ответственность) в связи с либерализацией законодательной базы с целью поддержки малого бизнеса, в том числе аптечного сегмента. По нашему мнению, аптеки должны регулярно проверяться, и у фарминспекции должен быть к ним постоянный доступ, а за незаконную деятельность следует ужесточить наказание учредителей и работников аптек, вплоть до уголовной ответственности.
С 2017 г. был принят ряд документов по реорганизации фармацевтической отрасли: утверждена Концепция развития до 2024 г. с созданием фармацевтических кластеров, предусмотрены льготы по их налогообложению и другие.
В 2019 г. была поддержана наша инициатива, выдвинутая совместно с Агентством по развитию фармотрасли при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, по введению референтного ценообразования. К сожалению, на сегодняшний день эта система работает недостаточно эффективно, поскольку зарубежные фармкомпании в Узбекистане регистрируют несправедливо высокие цены по сравнению с таковыми в Российской Федерации, а в ряде случаев – в Республике Казахстан. Мы исключаем из закупа позиции, завышенные в цене, и активно придерживаемся политики импортозамещения, приобретая аналоги отечественных производителей. Следует отметить, что узбекские фармкомпании динамично наращивают темпы производства, их доля на рынке по итогам 2020 г. составляет 45% в натуральном выражении. Мы также импортируем генерики от индийских компаний, производящих препараты для стран Евросоюза и США с соответствующими сертификатами и по ценам, выигрышным для бюджетных закупок.