Bunaqa til mavjud emas “Русский”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Рынок труда Республики Узбекистан меняется стремительно, но в то же время является предсказуемым сектором экономики. Переход Республики Узбекистан на инновационный путь развития, изменения в экономике и появление новых профессий требуют количественного и качественного прогнозирования квалифицированных специалистов, обладающих современными компетенциями и, соответственно, профессионально-квалификационной структуры обучения. В связи с этим практический интерес представляет изучение и использование зарубежных подходов к созданию системы прогнозирования рынка труда, состоящей из баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп работников Узбекистана. В республике проведено обследование домохозяйств по вопросам занятости, а также определение численности населения, нуждающегося в трудоустройстве, на основе новой методики баланса трудовых ресурсов, занятости и трудоустройства населения.
Преодоление структурных проблем на рынке труда, прежде всего разрыва между спросом на профессии и навыки и предложением на рабочую силу, во многом связано с вопросом повышения эффективности его взаимодействия с рынком образовательных услуг в контексте цифровизации экономики.
Исследования Республиканского центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» показали, что в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего входят специальности в девяти сферах: инженерии, информационных технологий и разработки компьютеров, нанотехнологий, электроники и биотехнологий, менеджмента по продажам, логистики, экологии, медицины, связанной с поиском средств продления жизни, химии. Однако в Узбекистане наиболее востребованы работники сферы торговли/продажи. По статистике, количество вакансий в этой отрасли составляет 15,1% от общего количества предложений.
Трудности при начале предпринимательской деятельности молодёжи и женщин заключаются в том, что 35,4% не имеют достаточных средств для предпринимательской деятельности, 28,8% опрошенных не знают, с чего начать предпринимательство. При этом большинство из них выразили желание и готовность к освоению новых профессиональных навыков (см. график).
Актуальным также является создание информационной базы данных о лицах, повысивших своё профессиональное мастерство, эффективное использование потенциала, способностей и знаний опытной молодёжи и женщин по наиболее актуальным для Республики Узбекистан специальностям, обеспечение их работой и передачи опыта молодым кадрам, организация учебных курсов и семинаров с их участием, всесторонняя поддержка ведения ими своего бизнеса и формирования предпринимательской деятельности.
Узбекистан находится на начальной стадии цифровизации экономики. В настоящее время разработана Концепция национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030». Новые технологии, особенно искусственный интеллект, связаны со значительными изменениями на рынке труда, включая сокращение рабочих мест в одних секторах и создание новых возможностей в других. В связи с цифровой трансформацией в отраслях экономики возникает необходимость пересмотра перечня навыков с точки зрения их востребованности на рынке труда.
Как утверждают аналитики компании ERGO Research & Advisory, нехватка цифровых навыков в стране может стать серьёзным препятствием для цифровой трансформации. Согласно исследованию компании, посвящённому оценке нехватки квалификационных навыков на узбекском рынке труда, 68% опрошенных компаний отметили важность IT и компьютерных навыков в качестве одной из ключевых причин при найме новых кандидатов. Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем на рынок труда существенно повлияют цифровые технологии. В данном вопросе проблема заключается не столько в потере рабочих мест, сколько в их перегруппировке, где доля профессий среднего уровня сокращается, а доля рабочих мест нижнего сегмента будет увеличиваться.
В Узбекистане более 60% населения страны составляет молодёжь, а средний возраст населения в стране не превышает 29 лет. А это, в свою очередь, создаёт значительную базу для формирования цифрового интеллектуального общества.
Цифровая экономика требует новых знаний и навыков, соответственно, необходимы инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни.
В условиях цифровой трансформации основными вызовами профессиональных образовательных учреждений является стимулирование интереса молодёжи к естественным наукам и подготовка квалифицированных кадров с учётом влияния цифровой экономики на трансформацию рынка труда. Цифровая грамотность и умение применять информационно-коммуникационные технологии в ближайшем будущем в Узбекистане станут базовыми навыками, необходимыми на рынке труда. Обладание этими навыками может способствовать снижению уровня малообеспеченности, т.к. у людей появится дополнительная возможность выхода на рынок труда и развития предпринимательства. Внедрение передового зарубежного опыта в учебный процесс, использование инновационных педагогических технологий, создание цифровых электронных учебников, учебных пособий и другой учебной литературы, а также реализация дистанционных форм обучения дадут весомые и ожидаемые результаты и субъектам, и объектам процесса обучения.
Новая сеть образовательных учреждений призвана обучить молодёжь навыкам использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий и подготовить специалистов, способных быстро осваивать стремительно совершенствующиеся технологии и адаптироваться к постоянно меняющимся квалификационным требованиям.
Каландар АБДУРАХМАНОВ,
академик Академии наук Республики Узбекистан
Шухрат КАДИРОВ,
научный соискатель филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова в г. Ташкенте