Рынок труда Республики Узбекистан меняется стремительно, но в то же время является предсказуемым сектором экономики. Переход Республики Узбекистан на инновационный путь развития, изменения в экономике и появление новых профессий требуют количественного и качественного прогнозирования квалифицированных специалистов, обладающих современными компетенциями и, соответственно, профессионально-квалификационной структуры обучения. В связи с этим практический интерес представляет изучение и использование зарубежных подходов к созданию системы прогнозирования рынка труда, состоящей из баланса трудовых ресурсов и потребности экономики в кадрах в разрезе профессионально-квалификационных групп работников Узбекистана. В республике проведено обследование домохозяйств по вопросам занятости, а также определение численности населения, нуждающегося в трудоустройстве, на основе новой методики баланса трудовых ресурсов, занятости и трудоустройства населения.
Преодоление структурных проблем на рынке труда, прежде всего разрыва между спросом на профессии и навыки и предложением на рабочую силу, во многом связано с вопросом повышения эффективности его взаимодействия с рынком образовательных услуг в контексте цифровизации экономики.
Исследования Республиканского центра изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр» показали, что в десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего входят специальности в девяти сферах: инженерии, информационных технологий и разработки компьютеров, нанотехнологий, электроники и биотехнологий, менеджмента по продажам, логистики, экологии, медицины, связанной с поиском средств продления жизни, химии. Однако в Узбекистане наиболее востребованы работники сферы торговли/продажи. По статистике, количество вакансий в этой отрасли составляет 15,1% от общего количества предложений.
Трудности при начале предпринимательской деятельности молодёжи и женщин заключаются в том, что 35,4% не имеют достаточных средств для предпринимательской деятельности, 28,8% опрошенных не знают, с чего начать предпринимательство. При этом большинство из них выразили желание и готовность к освоению новых профессиональных навыков (см. график).
Актуальным также является создание информационной базы данных о лицах, повысивших своё профессиональное мастерство, эффективное использование потенциала, способностей и знаний опытной молодёжи и женщин по наиболее актуальным для Республики Узбекистан специальностям, обеспечение их работой и передачи опыта молодым кадрам, организация учебных курсов и семинаров с их участием, всесторонняя поддержка ведения ими своего бизнеса и формирования предпринимательской деятельности.
Узбекистан находится на начальной стадии цифровизации экономики. В настоящее время разработана Концепция национальной стратегии «Цифровой Узбекистан 2030». Новые технологии, особенно искусственный интеллект, связаны со значительными изменениями на рынке труда, включая сокращение рабочих мест в одних секторах и создание новых возможностей в других. В связи с цифровой трансформацией в отраслях экономики возникает необходимость пересмотра перечня навыков с точки зрения их востребованности на рынке труда.
Как утверждают аналитики компании ERGO Research & Advisory, нехватка цифровых навыков в стране может стать серьёзным препятствием для цифровой трансформации. Согласно исследованию компании, посвящённому оценке нехватки квалификационных навыков на узбекском рынке труда, 68% опрошенных компаний отметили важность IT и компьютерных навыков в качестве одной из ключевых причин при найме новых кандидатов. Многие эксперты сходятся во мнении, что в ближайшем будущем на рынок труда существенно повлияют цифровые технологии. В данном вопросе проблема заключается не столько в потере рабочих мест, сколько в их перегруппировке, где доля профессий среднего уровня сокращается, а доля рабочих мест нижнего сегмента будет увеличиваться.
В Узбекистане более 60% населения страны составляет молодёжь, а средний возраст населения в стране не превышает 29 лет. А это, в свою очередь, создаёт значительную базу для формирования цифрового интеллектуального общества.
Цифровая экономика требует новых знаний и навыков, соответственно, необходимы инвестиции для развития образования, ориентированного не только на сам процесс обучения, но и на обучение методам организации данного процесса, а также обеспечения всеобщего доступа к образовательным услугам на протяжении всей жизни.
В условиях цифровой трансформации основными вызовами профессиональных образовательных учреждений является стимулирование интереса молодёжи к естественным наукам и подготовка квалифицированных кадров с учётом влияния цифровой экономики на трансформацию рынка труда. Цифровая грамотность и умение применять информационно-коммуникационные технологии в ближайшем будущем в Узбекистане станут базовыми навыками, необходимыми на рынке труда. Обладание этими навыками может способствовать снижению уровня малообеспеченности, т.к. у людей появится дополнительная возможность выхода на рынок труда и развития предпринимательства. Внедрение передового зарубежного опыта в учебный процесс, использование инновационных педагогических технологий, создание цифровых электронных учебников, учебных пособий и другой учебной литературы, а также реализация дистанционных форм обучения дадут весомые и ожидаемые результаты и субъектам, и объектам процесса обучения.
Новая сеть образовательных учреждений призвана обучить молодёжь навыкам использования цифровых и информационно-коммуникационных технологий и подготовить специалистов, способных быстро осваивать стремительно совершенствующиеся технологии и адаптироваться к постоянно меняющимся квалификационным требованиям.
Каландар АБДУРАХМАНОВ,
академик Академии наук Республики Узбекистан
Шухрат КАДИРОВ,
научный соискатель филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова в г. Ташкенте