Большое интервью

Финансовая трансформация – основа экономического развития

4/2025

 
     В условиях ускоряющихся глобальных изменений и сохраняющейся внешней неопределённости устойчивость финансовой системы приобретает ключевое значение для экономического развития. В Узбекистане реформы в банковском и финансовом секторах реализуются в рамках Стратегии развития до 2030 г. и направлены на обеспечение макроэкономической стабильности, углубление цифровизации, привлечение инвестиций и укрепление доверия к финансовым инс­титутам.
     В эксклюзивном интервью журналу «Экономический вестник Узбекистана» заместитель Председателя Центрального банка Республики Узбекистан ОЛИМОВ Аброр Мирзо рассказывает о приоритетах денежно-кредитной политики, рисках внешней задолженности, перспективах финтеха и исламского банкинга, а также о роли корпоративного управления и международного сотрудничества в обеспечении финансовой устойчивости.
 
     – Аброр Мирзо Мухаммадкосимович, в принятой Президентом Республики Узбекистан «Стратегии развития Узбекистана до 2030 года» трансформация финансового рынка определена как одно из ключевых направлений реформ. Какие приоритетные цели Центральный банк определил на ближайшие 3-5 лет и какие результаты, достигнутые на сегодняшний день в процессе формирования новой модели финансовой системы, Вы считаете наиболее значимыми?
     – Центральный банк на ближайшую перспективу в 3-5 лет определил чёткие кратко- и среднесрочные приоритетные цели, направленные на коренное обновление финансовой системы. В центре этих целей – переход от традиционной банковской модели к цифровой, инновационной и экосистемной модели развития финансового сектора. В частности, на 2026-2030 гг. в качестве приоритетных направлений обозначены формирование в стране конкурентоспособной финтех-экосистемы, интегрированной с международными финансовыми рынками, привлечение крупных иностранных инвестиций в сферу финансовых технологий, увеличение числа участников рынка и стартапов, а также подготовка высококвалифицированных кадров. Эти цели, наряду с ключевыми задачами Центрального банка по обеспечению ценовой и финансовой стабильности, направлены на поддержку инноваций, повышение прозрачности регуляторной среды и укрепление открытого диалога с участниками рынка.
     Постановление Президента Республики Узбекистан от 27 ноября 2025 г. за № ПП-359 «О мерах по дальнейшему развитию сферы финансовых технологий в Узбекистане», которым определены конкретные цели и механизмы их реализации на 2026-2030 гг., свидетельствует о системном и последовательном характере государственной политики в данном направлении. В свою очередь, налаженное сотрудничество с сообществом Global Finance and Technology Network при Центральном банке Сингапура создало важную институциональную основу для внедрения международного опыта и передовых знаний в национальную финансовую систему. Совокупность этих факторов указывает на формирование в финансовом секторе новых качественных характеристик, таких как управление на основе данных, открытость и гибкость в адаптации к инновациям.
     – В условиях проводимых реформ особое значение приобретает привлечение частных и иностранных инвестиций. Какие направления финансового рынка, на Ваш взгляд, сегодня обладают наибольшим инвестиционным потенциалом?
     – В условиях текущих реформ можно отметить, что именно банковский сектор занимает лидирующие позиции как наиболее активный и крупный участник финансового рынка в части привлечения иностранных инвестиций. Это, прежде всего, связано с активизацией со стороны банков процессов финансирования инвестиционных проектов, а также проектов малого бизнеса и предпринимательства за счёт иностранного капитала. В частности, в 2025 г. за счёт ресурсов в объёме 6,6 млрд долл. США, привлечённых банками из внешних источников, было профинансировано свыше 3 тыс. проектов в сферах промышленности, услуг, торговли и общественного питания, строительства, сельского хозяйства, а также транспорта и коммуникаций.
     – Согласно недавно опубликованным данным, внешний долг Узбекистана составляет около 68,4 млрд долл. США, при этом рост корпоративной задолжен­ности вызывает обеспокоенность. Какие риски данная ситуация может нести для финансовой стабильности и какие меры в этом направлении предпринимает Цент­ральный банк?
     – На протяжении ряда лет реализация структурных реформ, современных процессов модернизации, программ социально-экономического развития регионов и обновления инфраструктуры обеспечивала устойчивый рост экономики Узбекистана. Эти процессы финансируются как за счёт внутренних возможностей, так и за счёт привлечения внешних инвестиций. В последние 5 лет активное привлечение заёмных средств из внешних источников осуществлялось соразмерно темпам экономического роста. В результате, по состоянию на 1 октября 2025 г. совокупный внешний долг составил 75,4 млрд долл. США, из которых 37,4 млрд долл. приходятся на государственный внешний долг и 38 млрд долл. – на корпоративный внешний долг (68,4 млрд долл. по состоянию на 1 апреля 2025 года). Следует отметить, что показатели долговой нагрузки Узбекистана по сравнению с соседними странами формируются на приемлемом уровне и составляют около 53% к ВВП.
     Говоря о корпоративном внешнем долге, важно подчеркнуть, что в его структуре отражены заёмные средства, привлечённые частным сектором, в том числе субъектами предпринимательства, без государственных гарантий. Обслуживание данных обязательств осуществляется за счёт собственных средств предприятий, без привлечения средств государственного бюджета. Корпоративный долг в основном направляется на финансирование экономических проектов, создание и расширение инфраструктуры, пополнение оборотных средств предприятий, а также на финансовую поддержку занятости населения и предпринимательской деятельности. Корпоративный внешний долг, приходящийся на банковский сектор, в рамках их основной деятельности используется для рефинансирования субъектов предпринимательства в сферах строительства, промышленности, услуг и сельского хозяйства.
     Кроме того, на основе государственно-частного партнёрства по всей стране реализуются крупные проекты в сфере возобновляемой энергетики. В частности, работы ведутся за счёт иностранных инвестиций совместно с такими компаниями, как ACWA Power (Саудовская Аравия), Masdar (Объединённые Арабские Эмираты), Aksa Energy (Турция), Total Eren SA (Франция), Stone City Energy (Нидерланды) и China Gezhouba Group Overseas Investment Co. Ltd (Китай).
     В целях постоянного анализа корпоративных заимствований и связанных с ними потенциальных рисков Министерством экономики и финансов Узбекистана, Центральным банком Узбекистана и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработана «Система оценки рисков при привлечении банковских кредитов и внешних заимствований системно значимыми крупными предприятиями для экономики Узбекистана». В этой связи принято постановление Кабинета Министров Узбекистана от 24 октября 2025 г. за № 670. Кроме того, с 1 января 2026 г. предусмотрено создание координационной комиссии по управлению рисками, связанными с крупными предприятиями, с участием руководителей Министерства экономики и финансов Узбекистана, Центрального банка Узбеки­стана, а также ряда других республиканских министерств и ведомств. В дальнейшем привлечение заёмных средств системно значимыми крупными заёмщиками будет находиться под регулярным мониторингом. В целом на сегодняшний день мы не рассматриваем рост корпоративного внешнего долга как источник существенных рисков. В частности, формирование выводов исключительно на основе номинальных темпов роста корпоративной задолженности может привести к односторонней оценке ситуации. Более объективная картина формируется при анализе степени поддержки экономического роста за счёт внешних заимствований, а также эффективности их использования. Для обеспечения непрерывности кредитования привлечение дополнительных ресурсов, включая внешние финансовые средства, является естественным процессом. Одновременно рост объёмов внешнего финансирования со стороны нефинансовых предприятий свидетельствует об улучшении инвестиционной привлекательности страны, результативности государственных реформ по развитию предпринимательства и повышении доверия инвесторов к финансовой стабильности. Эффективное и целевое использование привлечённых внешних финансовых ресурсов способствует расширению производственных мощностей и развитию сферы услуг, что оказывает прямое положительное влияние на экономический рост страны.
     – Рост объёмов трансграничных денежных переводов оказывает влияние на какие направления политики Центрального банка? Каким образом они могут воздействовать на валютный рынок?
     – Устойчивый рост объёмов международных денежных переводов, прежде всего, напрямую влияет на политику Центрального банка, направленную на обеспечение макроэкономической стабильности, расширение финансовой инклюзии и вовлечение доходов населения в официальный финансовый оборот.
 
 
 
Весь текст интервью вы можете прочитать в печатной версии журнала.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • АФИША

  • PR

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Алайская, 1

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.