Bunaqa til mavjud emas “Ruscha”. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.
Для дальнейшего последовательного и успешного продолжения положительных преобразований в нашей стране крайне важно, чтобы в обществе царили взаимоуважение, религиозная толерантность и межнациональное согласие. В этом направлении Узбекистан активно взаимодействует с международными организациями, за многие годы внёсшими значимый вклад в дело укрепления духовных и общечеловеческих ценностей, внешнеполитического диалога, направленного на сохранение стабильности и безопасности, обмена между культурами и религиями.
Фонд им. Конрада Аденауэра функционирует в Ташкенте с 1994 г., служит своего рода проводником тесных партнёрских связей между ФРГ и Узбекистаном. Мы попросили ответить на актуальные вопросы Ронни ХАЙНЕ, Уполномоченного представителя Фонда им. Конрада Аденауэра по Центральной Азии.
– Фонду им. Конрада Аденауэра уже более 65 лет, и целью его образования было ведение христианско-демократической просветительской и образовательной работы. Каковы нынешние задачи деятельности этой организации в Германии и за рубежом?
– Фонд был основан в 1955 г. как общество христианско-демократической просветительской работы. С 1964 г. Фонд носит имя Конрада Аденауэра, первого федерального канцлера Федеративной Республики Германия. Его принципы являются основными направлениями, мандатом и обязанностью Фонда, который действует как политический фонд на национальном и международном уровнях.
Наш Фонд на протяжении многих лет имеет хорошие позиции в международных рейтингах и входит в 20 лучших аналитических центров мира. В отчёте «Global Go To Think Tank Index-2020» в категории «Лучшие аналитические центры мира (американские и неамериканские)» мы заняли 15-е место из 174 и, таким образом, были признаны лучшим немецким аналитическим центром.
Деятельность Фонда сосредоточена на трёх основных направлениях: безопасность, инновации, представительство и участие, в рамках которых вместе с нашими экспертами мы проводим семинары, тренинги, конференции и дискуссии, обмениваемся опытом и мнениями о том, почему мы выступаем за демократию, верховенство закона, мир, свободу, процветание и солидарность во всё более взаимосвязанном мире, с какими проблемами мы все сталкиваемся и как позиционируем себя, чтобы защищать и продвигать данные ценности. В своей миссии вместе с национальными партнёрами мы хотим побудить людей в разных регионах мира отстаивать демократию и верховенство закона, рационально относиться к процессам инновационного и цифрового развития и действовать ответственно и осознанно. Государство и общество могут хорошо развиваться только в том случае, если люди, как сознательные граждане, берут на себя ответственность и за себя, и за своё государство и общество.
В Узбекистане мы работаем со многими компетентными и надёжными партнёрами. Наши совместные мероприятия сосредоточены на развитии демократии и верховенства закона, науке и образовании, средствах массовой информации и продвижении социальной рыночной экономики. Только за последний год мы провели более 20 мероприятий по вопросам образования, экономики, коммунальной сферы, окружающей среды, энергетики, внешней политики и политики безопасности как в онлайн, так и в гибридном формате.
Кроме того, в 2020 г. стартовал совместный проект Европейского союза и нашего Фонда по продвижению регионального трансграничного диалога за терпимость и мир в Центральной Азии, который запланирован на 2020-2022 гг. и реализуется вместе с нашими национальными партнёрами в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. В Узбекистане партнёром по проекту является общенациональное движение «Юксалиш». Среди прочего, проект направлен на развитие различных форматов трансграничного и регионального диалога, повышение потенциала таких целевых групп, как молодёжь, педагоги, НПО, журналисты, представители органов охраны общественного порядка, религиозных общин и госорганов, для эффективного преодоления общих региональных проблем, укрепления трансграничной сети НПО и журналистов, поддержки их совместных инициатив и платформы сотрудничества.
– Узбекистан является стратегически важным государством в Центральной Азии. Что послужило отправной точкой для создания представительства Фонда в Центральной Азии именно в Ташкенте?
– История открытия нашего офиса в Узбекистане идёт с начала 1990-х годов. Германия была одной из первых стран в мире, признавших независимость Узбекистана и установивших с ним дипломатические отношения в 1992 году. В апреле 1993 г. Первый президент Узбекистана Ислам Каримов нанёс официальный визит в Германию, во время которого состоялось много встреч на высоком уровне, в т. ч. с Гердом Ланггутом, бывшим тогда Председателем Фонда. Во время этой встречи Фонд был приглашён в Узбекистан для оказания консультативного и практического содействия процессу развития страны. В ноябре 1993 г. было подписано рамочное соглашение между Фондом Конрада Аденауэра и Правительством Узбекистана, а в июле 1994 г. Фонд открыл своё региональное представительство в Ташкенте.
Наше региональное представительство ведёт свою деятельность в четырёх странах Центральной Азии – Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане. Мы поддерживаем наших партнёров из Центральной Азии, объединяя людей, которые осознают свою социальную ответственность. На наших мероприятиях предоставляется возможность узнавать новое и обмениваться идеями друг с другом. Основное внимание уделяется обеспечению и защите достоинства, прав и обязанностей людей. Для нас это отправная точка социальной справедливости, свободной демократии и устойчивой экономики. В этой миссии мы видим себя в качестве строителей связующего моста между Европой и Центральной Азией, а также между всеми участниками в регионе.
– С каждым годом возрастает динамика позитивных изменений в нашей стране под руководством Президента Ш. Мирзиёева. Конрад Аденауэр как один из великих государственных деятелей смог поднять Германию практически из руин после семилетней полнейшей разрухи в результате Второй мировой войны и превратить страну в мощную мировую экономическую державу. Какова Ваша оценка проводимых в последние годы реформ в Узбекистане?
– В настоящее время Узбекистан впечатляет и привлекает внимание международного сообщества динамизмом развития и открытостью. Активное претворение в жизнь реформ, начатых Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым с момента вступления в должность, можно увидеть и почувствовать по всей в стране – как в Ташкенте, так и в областях, которые я посетил. Постепенная модернизация и демократизация Узбекистана – это факт, и можно надеяться, что начатый путь будет последовательно продолжен и положительно повлияет не только на страну, но и на весь Центральноазиатский регион.
За последние четыре года также были заложены важные экономические и политические основы. Узбекская валюта является свободно конвертируемой с сентября 2017 года. Государство также поставило перед собой цель сократить свою долю в госпредприятиях. Кроме того, должны быть созданы предпосылки для повышения привлекательности страны для частных инвестиций. Узбекистану нужны международные инвесторы, поэтому страной принимаются меры по обеспечению их правовой защиты. Одним из эффективных новшеств в данной сфере является возможность обращения иностранных инвесторов напрямую в Верховный суд при рассмотрении споров, что повышает доверие к инвестиционной политике страны. Развитая профессиональная банковская система также имеет большое значение для стабильного функционирования экономики. То, что Узбекистан намерен заняться цифровизацией банковской системы и затем приватизировать ряд банков, – хороший знак как для национальных, так и для международных деловых кругов. Ещё одним фактором экономического развития Узбекистана может стать создание более 20 свободных экономических зон. Тот факт, что в Узбекистане уделяется большое внимание борьбе с коррупцией и создано Антикоррупционное агентство, подчёркивает серьёзность намерений по улучшению инвестиционного климата в долгосрочной перспективе. Однако необходимо продолжать реформы и повышать конкурентоспособность с другими привлекательными рынками за пределами региона.
С точки зрения внешней политики шаги Узбекистана по улучшению отношений с соседями имеют большое значение, в т. ч. и на фоне экономического развития. Были открыты практически закрытые в течение многих лет границы, отменены визовые требования, восстановлено авиа- и железнодорожное сообщение. Как отметил Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев в своём недавнем послании парламенту, Узбекистан стремится к дальнейшему развитию добрососедских отношений и стратегического партнёрства со своими центральноазиатскими соседями.
– Инициативы Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева, выдвинутые с трибуны 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также Послание парламенту Узбекистана вызвали большой резонанс в международном экспертном сообществе. Нам интересно Ваше мнение относительно этих призывов и приоритетов развития республики в будущем.
– В выступлении Президента Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и в его обращении к парламенту был затронут ряд актуальных вопросов на местном, региональном и международном уровнях. В Узбекистане существует традиция определения задач в конце года, из которых затем разрабатывается специальная государственная программа, реализуемая в течение следующего года. Новые задачи и инициативы обычно являются логическим продолжением предыдущих программ развития. С этой целью на экспертном уровне проходят общественные обсуждения и дискуссии, в которых мы участвуем. К примеру, 20 января этого года в онлайн-формате прошла международная экспертная дискуссия с нашим многолетним партнёром – Институтом стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана. В повестку дня вошли задачи и инициативы, определённые Ш. Мирзиёевым, механизмы их реализации, значимость государственных программ для дальнейшего преобразования страны. В мероприятии приняли участие более 30 международных экспертов из ведущих аналитических центров. Эксперты высказали свои оценки и мнения об инициативах и предложениях Президента Узбекистана в сферах государственного и общественного устройства, верховенства закона, либерализации экономики, социальной политики и проведения открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики. Кроме того, совместно с нашим партнёром – общенациональным движением «Юксалиш» мы выпустили публикацию, в которой подводится промежуточный итог развития страны с момента начала процесса реформ в 2017 году.
– ФРГ уделяет повышенное внимание упрочению партнёрских связей с Узбекистаном, который приобретает всё более важное стратегическое значение в Центральной Азии. Об этом не раз было сказано немецкой стороной. Какая роль отведена Узбекистану в укреплении региональной безопасности и создании пояса стабильности и благополучия?
– Благодаря расположению в центре региона Узбекистан граничит со всеми его республиками и Афганистаном. В этих странах есть узбекские меньшинства. В рамках новой стратегии развития Узбекистана Глава вашего государства стремится поддерживать более тесное взаимодействие и хорошие отношения со своими соседями, а также расширять сотрудничество с помощью транснациональных проектов. Целью также является достижение большего единства по вопросам внешней политики между государствами Центральной Азии. Новая оборонная доктрина Узбекистана, принятая в январе 2019 г., также направлена на построение и расширение конструктивных отношений со своими соседями. Она включает отказ от производства и распространения ядерного и другого оружия массового уничтожения, неучастие в военных союзах, запрещение иностранных военных баз на территории страны, а также неучастие в военных миссиях за рубежом.
Наибольшую угрозу национальной безопасности представляют религиозные экстремисты и террористы, проникающие в страну из Афганистана и других соседних государств. Радикальные исламские группы в Узбекистане, настроенные против светской модели развития общества и, соответственно, стабильности и мира, также представляют угрозу безопасности страны. Таким образом, содействие установлению мира в Афганистане, поддержание и развитие дружественных отношений с Кабулом являются главными приоритетами узбекской внешней политики. Узбекистан играет важную роль в обеспечении региональной безопасности и стремится наладить многосторонний диалог. В своём последнем Послании к парламенту Президент страны сообщил о твёрдом намерении Узбекистана продолжать поддержку Афганистана, где в настоящее время республика принимает участие в реализации нескольких инфраструктурных проектов, таких как строительство линии электропередачи Сурхан-Пули-Хумри и железнодорожных линий от Мазари-Шарифа до Герата и Пешавара с выходом к пакистанскому порту в Гвадаре.
– Год назад Вашим Фондом была организована Международная конференция на тему «Новый этап государственного и общественного строительства в Республике Узбекистан, повышение роли парламента и представительных органов власти в демократической модернизации страны». Какие кардинальные шаги Узбекистана в этом направлении Вы могли бы озвучить?
– Да, год назад мы проводили международную конференцию в сотрудничестве с обеими палатами Олий Мажлиса и общенациональным движением «Юксалиш». Повестка дня включала четыре панельные дискуссии по важным направлениям реформ в Узбекистане – усиление роли парламента, установление парламентского контроля над правительством, развитие цифровой экономики, повышение благосостояния населения, развитие образования и науки. Мероприятие также стало стартовой конференцией для наших семинаров по мониторингу в регионах с целью более чёткого определения целей и задач данной серии семинаров. В настоящее время Узбекистан проходит новый этап в становлении демократического правового государства: страна в последние годы открылась на международном уровне; происходят изменения в государственном управлении; прилагаются усилия для проведения прозрачной политики, направленной на обеспечение интересов народа; парламент выступает за усиление контроля над государством и системой государственных закупок; по всей стране реализуются получившие широкую огласку антикоррупционные меры. В Индексе восприятия коррупции Transparency International на 2020 год Узбекистан занял 146-е место из 180 стран мира, улучшившись на семь позиций.
Существенные реформы проводятся и в судебной системе, дальнейшая профессионализация парламентаризма также входит в повестку дня реформ. Политические партии призваны выражать своё мнение по важным вопросам и проблемам государства и общества, что поможет им стать более известными в обществе.
Обеспечение свобод и гарантий независимой журналистской деятельности, закреплённых в Конституции и законах страны, является следующей важной вехой на пути реформ в Узбекистане. Ежегодные программы государственного финансирования направлены на решение многих актуальных социально-экономических проблем. Целенаправленная, чётко определённая и точно спланированная реализация этих программ будет иметь большое значение для процветания страны и благополучия населения. В этом году будут подведены итоги и оценки пятилетней стратегии развития, на основе которых определятся дальнейший курс и приоритеты развития страны на ближайшие годы.
– Культура Узбекистана многообразна, поскольку на территории нашей страны сливались воедино ценности многих народов и культур. Особое значение для нас, безусловно, имеет исламская цивилизация. Какие тенденции можно наблюдать в вопросах межцивилизационного диалога и сохранения традиционных ценностей в условиях мировой глобализации, и какие национальные особенности менталитета и религиозной толерантности нашей страны Вы могли бы выделить?
– Центральноазиатский регион на протяжении многих веков играл важную роль в развитии и взаимовлиянии евразийских культур. Регион между реками Амударья и Сырдарья с древних времён был своего рода мультикультурным перекрёстком мира, где постоянно находились и активно взаимодействовали иранская, евразийско-кочевая, древняя сирийская, индийская, эллинистическая, китайская, мусульманская и восточнославянская цивилизации. Поэтому он всегда играл одну из ключевых ролей в развитии мировой торговли. Важная часть Великого шёлкового пути пролегала через Центральную Азию и соединяла уже со II в. до н. э. отдельные регионы Востока и Запада. Благодаря этому на протяжении многих веков происходил интенсивный и плодотворный взаимообмен техническими достижениями, знаниями, религиозными и культурными ценностями между самыми разными народами евразийского мира.
Богатство и уникальность культур народов Центральной Азии связаны с их важной ролью в глобальном обмене. А их роль в духовном развитии человечества столь же велика, как и в культурном. Все мировые религии – зороастризм, буддизм, христианство, ислам и ряд региональных религиозных традиций представлены в сложной историко-культурной мозаике наследия народов региона.
Понимание истории Центральноазиатского региона в широком контексте развития мировой цивилизации и вклада его народов в формирование и развитие общечеловеческих ценностей, понимание того, что их культура является многовековым продуктом различных влияний, предлагает уникальную возможность развивать не только толерантность к духовным ценностям, но и к религиозным традициям и обычаям других культур. Это важно с общей идеологической точки зрения, особенно если учесть разрушительные последствия этноцентризма, религиозной нетерпимости, экстремизма и терроризма, а также шовинизма. В то же время это никоим образом не означает отказ от национальных, исторических и культурных особенностей, уходящих своими корнями в древность и составляющих душу каждого народа. Напротив, подлинная толерантность, основанная на осознании фундаментальной важности уважения к другим культурным традициям, не имеет ничего общего с безжизненным космополитизмом и пренебрежением к этнокультурным особенностям народа. История Центральной Азии, безусловно, может помочь найти эту хрупкую грань, которая не позволит национальному чувству идентичности перерасти в этноцентрическую ограниченность и религиозную нетерпимость.
Опираясь на своё интегральное историческое наследие, Узбекистан строит стратегию развития на принципах межнационального согласия и религиозной толерантности. Узбекистан с 34-миллионным населением является одним из самых многонациональных и многоконфессиональных государств мира. Здесь проживают представители 136 национальностей и 16 конфессий, связанных общей исторической судьбой и принадлежащих государству с древней и разнообразной культурой.
Государственная политика Узбекистана также направлена на поддержание межэтнического и межрелигиозного мира и согласия, обеспечение уважения национальной и культурной самобытности народов. Духовное единство людей и общие моральные ценности, которые формировались здесь на протяжении веков сосуществования, являются не менее важным фактором развития страны, чем политическая и экономическая стабильность.
– За рубежом Фонд Конрада Аденауэра занимается политическим образованием, выступает за укрепление интеграции, способствует развитию искусства и культуры, его стипендиатами становятся одарённые студенты и аспиранты. Расскажите об этом направлении деятельности организации.
– Мероприятия политического образования Фонда охватывают широкий спектр социальных, научных, политических и экологических тем. В экономических тематических сферах мы организовываем форумы для выявления факторов развития и возможностей экономического подъёма и вместе с нашими национальными партнёрами способствуем укреплению экономической уверенности стран, в которых работаем. Кроме того, мы проводим мероприятия по обсуждению проблем новейшей истории вместе с историками из всего региона Центральной Азии, которые позволяют взглянуть на исторические события, их актуальность и значимость в настоящее время. Важную роль в этом играет образование. С этой целью мы предлагаем мероприятия в различных форматах по интернационализации и реформированию университетского ландшафта, а также по продвижению талантливой молодёжи. Ещё одна проблема, стоящая перед регионом, – это просвещение людей о последствиях изменения климата и эффективное управление энергией и водными ресурсами. Мероприятия, проводимые Фондом, объединяют лиц, принимающих решения, экспертов и представителей гражданского общества, а также журналистов для обмена мнениями по актуальным темам на открытой и доверительной платформе диалога. В рамках международного дискуссионного клуба, равно как и на семинарах, подробно рассматриваются и обсуждаются такие темы, как сотрудничество между Центральной Азией и Европой, цифровизация и вопросы окружающей среды.
Пока наши знания и опыт будут востребованы, Фонд имени Конрада Аденауэра будет продолжать оказывать консультативное и практическое содействие процессам реформ в Узбекистане.