Интервью

Проводник мира и безопасности

2/2021

 
 
     Для дальнейшего последовательного и успешного продолжения положительных преобразований в нашей стране крайне важно, чтобы в обществе царили взаимоуважение, религиозная толерантность и межнациональное согласие. В этом направлении Узбекистан активно взаимодействует с международными организациями, за многие годы внёсшими значимый вклад в дело укрепления духовных и общечеловеческих ценностей, внешнеполитического диалога, направленного на сохранение стабильности и безопасности, обмена между культурами и религиями.
     Фонд им. Конрада Аденауэра функционирует в Ташкенте с 1994 г., служит своего рода проводником тесных партнёрских связей между ФРГ и Узбекистаном. Мы попросили ответить на актуальные воп­росы Ронни ХАЙНЕ, Уполномоченного представителя Фонда им. ­Конрада Аденауэра по Центральной Азии.
 
     – Фонду им. Конрада Аденауэра уже более 65 лет, и целью его образования было ведение христианско-демократической просветительской и образовательной работы. Каковы нынешние задачи деятельности этой организации в Германии и за рубежом?
     – Фонд был основан в 1955 г. как общество христианско-демократической просветительской работы. С 1964 г. Фонд носит имя Конрада Аденауэра, первого федерального канц­лера Федеративной Республики ­Германия. Его принципы являются основными направлениями, мандатом и обязанностью Фонда, который действует как политический фонд на национальном и международном уровнях.
     Наш Фонд на протяжении многих лет имеет хорошие позиции в международных рейтингах и входит в 20 лучших аналитических центров мира. В отчёте «Global Go To Think Tank Index-2020» в категории «Лучшие аналитические центры мира (американские и неамериканские)» мы заняли 15-е место из 174 и, таким образом, были признаны лучшим немецким аналитическим центром.
     Деятельность Фонда сосредоточена на трёх основных направлениях: безопасность, инновации, представительство и участие, в рамках которых вместе с нашими экспертами мы проводим семинары, тренинги, конференции и дискуссии, обмениваемся опытом и мнениями о том, почему мы выступаем за демократию, верховенство закона, мир, свободу, процветание и солидарность во всё более взаимосвязанном мире, с какими проблемами мы все сталкиваемся и как позиционируем себя, чтобы защищать и продвигать данные ценности. В своей миссии вмес­те с национальными партнёрами мы хотим побудить людей в разных регионах мира отстаивать демократию и верховенство закона, рационально относиться к процессам инновационного и цифрового развития и действовать ответственно и осознанно. Государство и общество могут хорошо развиваться только в том случае, если люди, как сознательные граж­дане, берут на себя ответственность и за себя, и за своё государство и общество.
     В Узбекистане мы работаем со многими компетентными и надёжными партнёрами. Наши совместные мероприятия сосредоточены на развитии демократии и верховенства закона, науке и образовании, средст­вах массовой информации и продвижении социальной рыночной эко­номики. Только за последний год мы провели более 20 мероприятий по вопросам образования, экономики, коммунальной сферы, окружающей среды, энергетики, внешней политики и политики безопасности как в онлайн, так и в гибридном формате.
     Кроме того, в 2020 г. стартовал совместный проект Европейского союза и нашего Фонда по продвижению регионального трансграничного диалога за терпимость и мир в Центральной Азии, который запланирован на 2020-2022 гг. и реализуется вместе с нашими национальными партнёрами в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане. В Узбекистане партнёром по проекту является общенациональное движение «Юксалиш». Среди прочего, проект направлен на развитие различных форматов трансграничного и регио­нального диалога, повышение потенциала таких целевых групп, как молодёжь, пе­дагоги, НПО, журналис­ты, представители органов охраны общественного порядка, религиозных общин и госорганов, для эффективного преодоления общих региональных проблем, ук­реп­ления трансграничной сети НПО и журналистов, поддержки их совместных инициатив и платформы сотрудничества.
     – Узбекистан является стратегически важным государством в Центральной Азии. Что послужило отправной точкой для соз­дания представительства Фонда в Центральной Азии именно в Ташкенте?
     – История открытия нашего офиса в Узбекистане идёт с начала 1990-х годов. Германия была одной из первых стран в мире, признавших независимость Узбекистана и установивших с ним дипломатические отношения в 1992 году. В апреле 1993 г. Первый президент Узбекистана ­Ислам Каримов нанёс официальный визит в Германию, во время которого состоялось много встреч на высоком уровне, в т. ч. с Гердом Ланггутом, бывшим тогда Председателем Фонда. Во время этой встречи Фонд был приглашён в Узбекистан для оказания консультативного и практичес­кого содействия процессу развития страны. В нояб­ре 1993 г. было подписано рамочное соглашение между Фондом Конрада Аденау­эра и Правительством Узбекистана, а в июле 1994 г. Фонд открыл своё региональное представительство в Ташкенте.
     Наше региональное представи­тельство ведёт свою деятельность в четырёх странах Центральной Азии – Кыргызстане, Таджикистане, Туркменистане и Узбе­кистане. Мы поддерживаем наших партнёров из Центральной Азии, объединяя людей, которые осознают свою социальную ответственность. На наших мероприятиях предоставляется возможность узнавать новое и обмениваться идеями друг с другом. Основное внимание уделяется обеспечению и защите достоинства, прав и обязанностей людей. Для нас это отправная точка социальной справедливости, свободной демократии и устойчивой экономики. В этой миссии мы видим себя в качестве строителей связующего моста между Европой и Центральной Азией, а также между всеми участниками в регионе.
     – С каждым годом возрастает динамика позитивных изменений в нашей стране под руководством Президента Ш. Мирзиёева. Конрад Аденауэр как один из великих государственных деятелей смог поднять Германию практически из руин после семилетней полнейшей разрухи в результате Второй мировой войны и превратить страну в мощную мировую экономичес­кую державу. Какова Ваша оценка проводимых в последние годы реформ в Узбекистане?
     – В настоящее время Узбекистан впечатляет и привлекает внимание международного сообщества динамизмом развития и открытостью. Активное претворение в жизнь реформ, начатых Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым с момента вступления в должность, можно увидеть и почувствовать по всей в стране – как в Ташкенте, так и в областях, которые я посетил. Постепенная модернизация и демократизация Узбекистана – это факт, и можно надеяться, что начатый путь будет последовательно продолжен и положительно повлияет не только на страну, но и на весь Центральноазиатский регион.
     За последние четыре года также были заложены важные экономичес­кие и политические основы. Узбекская валюта является свободно конвертируемой с сентября 2017 года. Государство также поставило перед собой цель сократить свою долю в госпредприятиях. Кроме того, должны быть созданы предпосылки для повышения привлекательности страны для частных инвестиций. Узбекистану нужны международные инвесторы, поэтому страной принимаются меры по обеспечению их правовой защиты. Одним из эффективных новшеств в данной сфере является возможность обращения иност­ранных инвесторов напрямую в Верховный суд при рассмотрении споров, что повышает доверие к инвестиционной политике страны. Развитая профессиональная банковская система также имеет большое значение для стабильного функционирования экономики. То, что Узбекистан намерен заняться цифровизацией банковской системы и затем приватизировать ряд банков, – хороший знак как для национальных, так и для международных деловых кругов. Ещё одним фактором экономического развития Узбекистана может стать создание более 20 свободных экономических зон. Тот факт, что в Узбекистане уделяется большое внимание борьбе с коррупцией и создано Антикоррупционное агентство, подчёркивает серьёзность намерений по улучшению инвестиционного климата в долгосрочной перспективе. Однако необходимо продолжать реформы и повышать конкурентоспособность с другими привлекательными рынками за пределами региона.
     С точки зрения внешней политики шаги Узбекистана по улучшению отношений с соседями имеют большое значение, в т. ч. и на фоне экономического развития. Были открыты практически закрытые в течение многих лет границы, отменены визовые требования, восстановлено авиа- и железнодорожное со­общение. Как отметил Президент Узбекистана Ш. Мирзиёев в своём недавнем послании парламенту, Узбекистан стремится к дальнейшему развитию добрососедских отношений и стратегического партнёрства со своими центральноазиатскими соседями.
     – Инициативы Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева, выдвинутые с трибуны 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, а также Послание парламенту Узбекистана вызвали большой резонанс в международном экспертном сообществе. Нам интересно Ваше мнение относительно этих призывов и приоритетов развития республики в будущем.
     – В выступлении Президента Узбекистана на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и в его обращении к парламенту был затронут ряд актуальных вопросов на местном, региональном и международном уровнях. В Узбекистане существует традиция определения задач в конце года, из которых затем разрабатывается специальная государственная программа, реализуемая в течение следующего года. Новые за­дачи и инициативы обычно являются логическим продолжением предыдущих программ развития. С этой целью на экспертном уровне проходят общественные обсуждения и дискуссии, в которых мы участвуем. К примеру, 20 января этого года в онлайн-формате прошла международная экспертная дискуссия с нашим многолетним партнёром – Инс­титутом стратегических и межрегио­нальных исследований при Президенте Узбекистана. В повестку дня вошли задачи и инициативы, определённые Ш. Мирзиёевым, механизмы их реализации, значимость государственных прог­рамм для дальнейшего преобразования страны. В мероприятии приняли участие более 30 международных экспертов из ведущих аналитических центров. Эксперты высказали свои оценки и мнения об инициативах и предложениях Президента Узбекистана в сферах государственного и общественного устройства, верховенства закона, либерализации экономики, социальной политики и проведения открытой, прагматичной и конструктивной внешней политики. Кроме того, совместно с нашим партнёром – общенациональным движением «Юксалиш» мы выпустили публикацию, в которой подводится промежуточный итог развития страны с момента начала процесса реформ в 2017 году.
     – ФРГ уделяет повышенное внимание упрочению партнёрских связей с Узбекистаном, который приобретает всё более важное стратегическое значение в Цент­ральной Азии. Об этом не раз было сказано немецкой стороной. Какая роль отведена Узбекистану в укреплении региональной безо­пасности и создании пояса стабильности и благополучия?
     – Благодаря расположению в центре региона Узбекистан граничит со всеми его республиками и Афганистаном. В этих странах есть узбекские меньшинства. В рамках новой стратегии развития Узбекистана Глава вашего государства стремится поддерживать более тесное взаимодействие и хорошие отношения со своими соседями, а также расширять сотрудничество с помощью транснациональных проектов. Целью также является достижение большего единства по вопросам внешней политики между государствами Центральной Азии. Новая оборонная док­трина Узбекистана, принятая в январе 2019 г., также направлена на пост­роение и расширение конструктивных отношений со своими соседями. Она включает отказ от производства и распространения ядерного и другого оружия массового уничтожения, неучастие в военных союзах, запрещение иностранных военных баз на территории страны, а также неучас­тие в военных миссиях за рубежом.
     Наибольшую угрозу национальной безопасности представляют религиозные экстремисты и террорис­ты, проникающие в страну из Афганистана и других соседних государств. Радикальные исламские группы в Узбекистане, настроенные против светской модели развития общества и, соответственно, стабильности и мира, также представляют угрозу безопасности страны. Таким образом, содействие установлению мира в Афганистане, поддержание и развитие дружественных отношений с Кабулом являются ­главными приоритетами узбекской внеш­ней политики. Узбекистан играет важную роль в обеспечении региональной безо­пасности и стремится наладить многосторонний диалог. В своём последнем Послании к парламенту Президент страны сообщил о твёрдом намерении Узбекистана продолжать поддержку Афганистана, где в настоящее время республика принимает участие в реализации нескольких инфраструктурных проектов, таких как строительство линии электропередачи Сурхан-Пули-Хумри и железнодорожных линий от Мазари-Шарифа до Герата и Пешавара с выходом к пакистанскому порту в Гва­даре.
     – Год назад Вашим Фондом была организована Международная конференция на тему «Новый этап государственного и общественного строительства в Республике Узбекистан, повышение роли парламента и представительных органов власти в демократичес­кой модернизации страны». Какие кардинальные шаги Узбекистана в этом направлении Вы могли бы озвучить?
     – Да, год назад мы проводили международную конференцию в сот­рудничестве с обеими палатами Олий Мажлиса и общенациональным движением «Юксалиш». Повестка дня включала четыре панельные дискуссии по важным направлениям реформ в Узбекистане – усиление роли парламента, установление парламентского контроля над правительством, развитие цифровой экономики, повышение благосостояния населения, развитие образования и науки. Мероприятие также стало стартовой конференцией для наших семинаров по мониторингу в регио­нах с целью более чёткого определения целей и задач данной серии семинаров. В настоящее время Узбекистан проходит новый этап в становлении демократического правового государства: страна в последние годы открылась на меж­дународном уровне; происходят изменения в государственном управлении; прилагаются усилия для проведения прозрачной политики, нап­равленной на обеспечение интересов народа; парламент выступает за усиление конт­роля над государством и системой государственных закупок; по всей стране реализуются получившие широкую огласку антикоррупционные меры. В Индексе восприятия коррупции Transparency International на 2020 год Узбекистан занял 146-е место из 180 стран мира, улучшившись на семь позиций.
     Существенные реформы проводятся и в судебной системе, дальнейшая профессионализация парламентаризма также входит в повестку дня реформ. Политические партии призваны выражать своё мнение по важным вопросам и проблемам государства и общества, что поможет им стать более известными в об­ществе.
     Обеспечение свобод и гарантий независимой журналистской деятельности, закреплённых в Конституции и законах страны, является следующей важной вехой на пути реформ в Узбекистане. Ежегодные программы государственного финансирования направлены на решение многих актуальных социально-экономических проблем. Целенаправленная, чётко определённая и точно спланированная реализация этих программ будет иметь большое значение для процветания страны и благополучия населения. В этом году будут подведены итоги и оценки пятилетней стратегии развития, на основе которых определятся дальнейший курс и приоритеты развития страны на ближайшие годы.
     – Культура Узбекистана многообразна, поскольку на территории нашей страны сливались воедино ценности многих народов и культур. Особое значение для нас, безусловно, имеет исламская цивилизация. Какие тенденции можно наблюдать в вопросах межцивилизационного диалога и сохранения традиционных ценностей в условиях мировой глобализации, и какие национальные особеннос­ти менталитета и религиозной толерантности нашей страны Вы могли бы выделить?
     – Центральноазиатский регион на протяжении многих веков играл важную роль в развитии и взаимо­влиянии евразийских культур. Регион между реками Амударья и Сырдарья с древних времён был своего рода мультикультурным перекрёстком мира, где постоянно находились и активно взаимодействовали иранс­кая, евразийско-кочевая, древняя сирийская, индийская, эллинистичес­кая, китайская, мусульманская и восточнославянская цивилизации. Поэтому он всегда играл одну из ключевых ролей в развитии мировой торговли. Важная часть Великого шёлкового пути пролегала через Центральную Азию и соединяла уже со II в. до н. э. отдельные регионы Востока и Запада. Благодаря этому на протяжении многих веков происходил интенсивный и плодотворный взаимообмен техническими достижениями, знаниями, религиозными и культурными ценностями между самыми разными народами евразийского мира.
     Богатство и уникальность культур народов Центральной Азии связаны с их важной ролью в глобальном обмене. А их роль в духовном развитии человечества столь же велика, как и в культурном. Все мировые религии – зороастризм, буддизм, христианство, ислам и ряд региональных религиозных традиций представлены в сложной историко-культурной мозаике наследия народов региона.
     Понимание истории Центральноазиатского региона в широком контексте развития мировой цивилизации и вклада его народов в формирование и развитие общечеловеческих ценностей, понимание того, что их культура является многовековым продуктом различных влияний, предлагает уникальную возможность развивать не только толерантность к духовным ценностям, но и к религиозным традициям и обычаям других культур. Это важно с общей идеологической точки зрения, особенно если учесть разрушительные последствия этноцентризма, религиозной нетерпимости, экстремизма и терроризма, а также шовинизма. В то же время это никоим образом не означает отказ от национальных, исторических и культурных особенностей, уходящих своими корнями в древность и составляющих душу каждого народа. Напротив, подлинная толерантность, основанная на осознании фундаментальной важ­ности уважения к другим культурным традициям, не имеет ничего общего с безжизненным космополитизмом и пренебрежением к этнокультурным особенностям народа. История Центральной Азии, безусловно, может помочь найти эту хрупкую грань, которая не позволит национальному чувству идентичности перерас­ти в этноцентрическую ограниченность и религиозную нетерпимость.
     Опираясь на своё интегральное историческое наследие, Узбекистан строит стратегию развития на принципах межнационального согласия и религиозной толерантности. Узбекистан с 34-миллионным населением является одним из самых многонациональных и многоконфессиональных государств мира. Здесь проживают представители 136 национальностей и 16 конфессий, связанных общей исторической судьбой и принадлежащих государству с древней и разнообразной культурой.
     Государственная политика Узбекистана также направлена на поддержание межэтнического и межрелигиозного мира и согласия, обеспечение уважения национальной и культурной самобытности народов. Духовное единство людей и общие моральные ценности, которые формировались здесь на протяжении веков сосуществования, являются не менее важным фактором развития страны, чем политическая и экономическая стабильность.
     – За рубежом Фонд Конрада Аденауэра занимается политическим образованием, выступает за ук­реп­ление интеграции, способствует развитию искусства и культуры, его стипендиатами становятся одарённые студенты и аспиранты. Расскажите об этом направлении деятельности организации.
     – Мероприятия политического образования Фонда охватывают широкий спектр социальных, научных, политических и экологических тем. В экономических тематических сферах мы организовываем форумы для выявления факторов развития и возможностей экономического подъёма и вместе с нашими национальными партнёрами способствуем укреплению экономической уверенности стран, в которых работаем. Кроме того, мы проводим мероприятия по обсуждению проблем новейшей истории вместе с историками из всего региона Центральной Азии, которые позволяют взглянуть на историчес­кие события, их актуальность и значимость в настоящее время. Важную роль в этом играет образование. С этой целью мы предлагаем мероприятия в различных форматах по интернационализации и реформированию университетского ландшафта, а также по продвижению талантливой молодёжи. Ещё одна проблема, стоящая перед регионом, – это просвещение людей о последствиях изменения климата и эффективное управление энергией и водными ресурсами. Мероприятия, проводимые Фондом, объединяют лиц, принимающих решения, экспертов и представителей гражданского общества, а также журналистов для обмена мнениями по актуальным темам на открытой и доверительной платформе диалога. В рамках международного дискуссионного клуба, равно как и на семинарах, подробно рассматриваются и обсуждаются такие темы, как сотрудничество между Центральной Азией и Европой, цифровизация и вопросы окружающей среды.
Пока наши знания и опыт будут востребованы, Фонд имени Конрада Аденауэра будет продолжать оказывать консультативное и практическое содействие процессам реформ в Узбекистане.

РЕКОМЕНДОВАТЬ ДРУЗЬЯМ

  • сделать заказ

    сделать заказ
  • АФИША

  • АРХИВ НОМЕРОВ ЖУРНАЛА

  • Контакты

    Узбекистан, 100000, г. Ташкент, ул. Матбуотчилар, 32

  • Подписка на новости

    Чтобы подписаться на наши новости, впишите свой e-mail
  • Любое воспроизведение или использование выдержек из публикаций может быть произведено только с письменного согласия редакции; при перепечатке материалов обязательна ссылка на источник.